0
4843
Газета Экономика Печатная версия

09.03.2025 20:12:00

Российский бюджет теперь зависит от саудитов, американцев и иранцев

Вашингтон не намерен искать теневой флот РФ, но планирует досматривать танкеры Исламской Республики

Тэги: российский бюджет, нефтяные цены, иранский экспор нефти, опек, сша

Все статьи по теме "Санкционные войны"

Online-версия

российский бюджет, нефтяные цены, иранский экспор нефти, опек+, сша США задумали сократить экспорт иранской нефти. Фото с сайта www.tasnimnews.com

Российский бюджет столкнулся с последствиями снижения нефтяных цен. Текущая цена барреля сорта Urals существенно ниже, чем планировалось для наполнения российской казны. Динамика мировых цен теперь зависит от разных международных факторов: от американской политики «максимального давления» на Иран до решений ОПЕК+ по постепенному наращиванию добычи. После окончания первого квартала правительству предстоит выбирать: сокращать госрасходы, вернуться к политике девальвации рубля или искать новые источники пополнения казны.

Президент США Дональд Трамп ставит своей целью снижение мировых цен на нефть. Но добиться этого в условиях антироссийских и антииранских санкций будет непросто. Тем более что и страны ОПЕК не горят желанием обрушить свои экспортные доходы.

Накануне встречи глав МИД G7 американцы наложили вето на канадскую инициативу о мерах против теневого флота российских нефтяных танкеров. Канада предлагала создать структуру по поиску теневого флота и выявлению случаев обхода наложенных на РФ санкций. Вашингтон также смягчает риторику в адрес РФ, однако настаивает на ужесточении формулировок в отношении Китая.

Одновременно ужесточается и позиция США по отношению к Ирану. Администрация Дональда Трампа обдумывает план по остановке и досмотру иранских нефтяных танкеров в открытом море. В частности, в Белом доме ищут механизмы, которые позволят странам – союзницам США останавливать и досматривать суда, проходящие через стратегически важные морские маршруты, включая Малаккский пролив в Юго-Восточной Азии. А Совет национальной безопасности США также изучает возможность проведения инспекций на море. Такой механизм, как сообщается, должен привести к задержке поставок нефти на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) и нанести Ирану репутационный ущерб.

Президент США Дональд Трамп с момента вступления на второй срок обещал возобновить кампанию «максимального давления» на Иран, чтобы изолировать страну от мировой экономики, а также свести ее экспорт нефти к нулю. По оценкам экспертов, нынешняя ситуация с низкими ценами на нефть дает Трампу больше возможностей для блокирования потоков иранской нефти – от санкций против танкерных компаний до ареста судов, рассуждает аналитик Центра энергетических и экологических систем Техасского университета Бен Кэхилл. «Если цены останутся ниже 75 долл. за баррель, у Белого дома будет больше свободы действий для рассмотрения санкций, которые повлияют на поставки из Ирана и других стран. Было бы гораздо сложнее сделать это в условиях цен в 92 долл. за баррель», – полагает он.

Намерения США в краткосрочной перспективе могут сократить экспорт Ирана примерно на 750 тыс. баррелей в сутки (б/с), что может привести к росту мировых цен на нефть. Но со временем эффективность санкций скорее всего снизится, так как Иран и покупатели его нефти найдут способы обхода ограничений, считают эксперты. В частности, несмотря на американское эмбарго на иранскую нефть, Иран в 2023 году получил около 53 млрд долл. от экспорта нефти, а в 2022 году – 54 млрд, в основном за счет торговли с Китаем. Такие данные приводит Управление энергетической информации США.

Политика США – не единственный фактор, влияющий на нефтяные котировки. Уже с апреля страны – участницы коалиции ОПЕК+, объявившие ранее о добровольных сокращениях добычи нефти, начнут постепенное увеличение нефтедобычи. В заявлении коалиции говорилось, что совместное решение было принято Саудовской Аравией, Россией, Ираком, ОАЭ, Кувейтом, Казахстаном, Алжиром и Оманом. «С учетом здорового состояния рынка и прогнозов по его позитивным перспективам они (участники встречи. – «НГ») подтвердили свое решение, согласованное 5 декабря 2024 года, приступить к постепенному возврату сокращенных добровольно объемов добычи в размере 2,2 млн б/с с 1 апреля 2025 года», – следует из сообщения. Постепенное наращивание добычи продлится до сентября 2026 года.

Напомним, восемь стран ОПЕК+, включая Россию и Саудовскую Аравию, с начала 2024 года добровольно сокращают добычу нефти на 2,2 млн б/с для балансировки рынка. С апреля 2025 года начнется постепенный выход из этих ограничений. По расчетам, в апреле добыча ОПЕК+ увеличится на 141 тыс. б/с, до 35,594 млн б/с.


43-4-2480.jpg
Вашингтон намерен разработать механизм по
досмотру иранских нефтяных танкеров. 
Фото Reuters
В ОПЕК+ при этом подчеркивают, что политика альянса в отношении наращивания добычи остается гибкой: «Постепенное увеличение может быть приостановлено или отменено в зависимости от рыночных условий. Это позволит альянсу продолжать поддерживать стабильность нефтяных рынков». Это же позднее подтвердил и вице-премьер РФ Александр Новак. «Мы будем мониторить рынок. И если будет на рынке дисбаланс, то мы всегда можем отыграть в другую сторону (то есть снова начать сокращать добычу. – «НГ»)», – сказал он.

Решение ОПЕК+ нарастить добычу нефти с апреля, по словам российского чиновника, связано с подготовкой к сезону повышенного спроса на нефтепродукты, а не с уровнем исполнения отдельных участников или другими внешними факторами. Возможность роста добычи нефти странами ОПЕК+ уже учитывалась рынком, поэтому это и не привело к существенной волатильности, подчеркивал Новак. Россия намерена на 100% выполнить сделку ОПЕК+ в марте, но возможны незначительные отклонения в ту или иную сторону. Кроме того, заявлял он, добыча нефти РФ в январе–феврале была меньше квоты ОПЕК+, что связано с обязательствами компенсировать перепроизводство.

К слову, установленная ОПЕК+ квота на добычу нефти для России в марте составляет 8,978 млн б/с. При этом для страны действует график компенсаций за ранее добытые сверх допустимого уровня объемы. Согласно ему, страна обязана в марте снизить нефтепроизводство на 16 тыс. б/с. Таким образом, разрешенный уровень добычи в рамках сделки для России в марте составляет 8,966 млн б/с. Согласно данным ОПЕК, добыча нефти в России была чуть ниже установленной квоты – 8,977 млн б/с. При этом в январе, как и феврале, страна не должна была дополнительно сокращать производство.

Россия уже сталкивается с последствиями снижения цен на нефть. Минэкономразвития РФ ранее сообщило о том, что средняя цена на нефть марки Urals в феврале составила 61,69 долл. за баррель против 67,66 в январе. Из данных ценового агентства Argus следовало, что в феврале цены на нефть Urals FOB (Free on board – «товар, погруженный на судно заказчику». – «НГ») в феврале находились в диапазоне 59,88–60,76 долл. за баррель по сравнению с 65,88–66,49 долл. за баррель по итогам января.

По итогам февраля объем нефтегазовых доходов России в годовом выражении снизился на 18,4% – до 771,3 млрд руб. против 945,6 млрд руб. годом ранее, следует из данных Минфина РФ. По итогам двух месяцев этого года нефтегазовые доходы уменьшились на 3,8%, до 1,56 трлн руб.

Низкие цены на нефть при условии крепкого рубля совершенно невыгодны для российского бюджета. Минфин РФ уже допустил превышение плана по дефициту бюджета РФ в 0,5% ВВП в текущем году при ценах на нефть в 60 долл. за баррель. «Наши оценки по общему балансу не поменялись, но они зависят от того, какая цена на нефть, в бюджете заложено 70 долл. за баррель, сейчас мы видим ближе к 60 долл., соответственно если этот уровень сохранится – ближе к 60, то дефицит будет побольше, меньше чем на 1% ВВП побольше», – заявил на прошлой неделе замминистра финансов РФ Владимир Колычев.

На текущий год запланирован дефицит бюджета в размере 1,173 трлн руб., или 0,5% ВВП. По итогам января бюджет РФ был исполнен с дефицитом в 1,7 трлн руб., или 0,8% ВВП. Минфин объяснял такой уровень дефицита в первый месяц года опережающим финансированием расходов внутри первого квартала.

В РФ наблюдается довольно уникальная ситуация, когда нефть заметно дешевле прогноза, а рубль крепче, замечают эксперты Telegram-канала MMI. 

«Бюджет рассчитан на 69,7 долл. за баррель при курсе 96,5 руб. за доллар. В результате – падение рублевой цены нефти примерно до 5,1–5,2 тыс. руб. за баррель (в бюджете заложено 6,6 тыс. руб.)», – пишут они, не исключая ухудшения ситуации с нефтяными доходами во втором квартале этого года. «Критической для РФ мы считаем цену нефти ниже 50 долл. за баррель, в этом случае Минфину точно нужно будет проводить секвестр бюджетных расходов с 2026 года. Как это сделать при продолжающихся военных действиях, непонятно», – указывают в MMI.

«Нефтегазовые доходы составляют примерно треть поступлений в федеральную казну. Сейчас формируется ситуация, которую сложно было предполагать: нефть гораздо дешевле ожиданий, а рубль – крепче. В бюджете РФ просчитана цена на нефть в рублях на уровне 6,6 тыс. руб. Сейчас ценник составляет 6,2 тыс., но был и около 5,5 тыс. Минфин рассчитывает получить дополнительные доходы за второй квартал. Если это удастся, бюджетная история стабилизируется», – говорит финансовый аналитик BitRiver Владислав Антонов. Он считает, что помочь ценам на нефть и бюджету РФ может все, что так или иначе сигнализирует о сокращении санкционного давления, росте спроса и снижении геополитического риска. «Риск увеличения дефицита бюджета действительно высокий», – указывает эксперт компании «Полилог» Руслан Андреев.

Снижение цен на нефть Urals до 61–62 долл. за баррель против заложенных в бюджет 69,7 долл. увеличивает вероятность роста бюджетного дефицита, подчеркивает аналитик компании «Цифра брокер» Кирилл Климентьев. «В январе 2025 года дефицит уже составил 1,7 трлн руб. – в 14 раз больше, чем годом ранее. Основная причина – резкий рост расходов (+73,6%). В такой ситуации у правительства остается два варианта: либо сокращать расходы, либо искать альтернативные источники финансирования. Резкое сокращение госрасходов сейчас маловероятно из-за приоритетных статей бюджета (социальные выплаты, оборонные траты). Поэтому, вероятнее всего, дефицит будут покрывать за счет новых заимствований на внутреннем рынке», – рассуждает эксперт.

Вместе с тем отмена потолка цен на нефть могла бы повысить прозрачность рынка и поддержать цены, но это потребует времени и международных усилий, продолжает Климентьев. «Также США могут попытаться заблокировать поставки иранской нефти, что сократит мировое предложение и повысит цены, включая Urals. Эти факторы потенциально позитивны для бюджета РФ, но их реализация и эффект остаются неопределенными», – говорит аналитик.

По мнению главного экономиста Института экономики роста им. Столыпина Бориса Копейкина, и бюджет, и российская экономика в целом достаточно устойчивы к колебаниям на нефтяном рынке. «Это показал опыт 2015–2017 и 2020 годов, когда цены были заметно ниже текущих уровней. Однако сокращение экспортной выручки действительно может привести к определенному снижению бюджетных доходов, которое будет лишь частично компенсироваться ослаблением рубля и может привести к умеренному росту дефицита бюджета», – не исключает он. Экономист не видит рисков для экономики в связи с незначительным ростом бюджетного дефицита. «Лишь в самых пессимистичных сценариях сильного и, главное, продолжительного снижения цен на нефть может потребоваться сокращение бюджетных расходов», – полагает Копейкин. «По ряду оценок, для балансировки бюджета Саудовской Аравии уже необходима цена выше 100 долл. за баррель. А многим проектам в США нужна цена не ниже 60 долл., чтобы оставаться на плаву», – продолжает эксперт.

Краткосрочно цены могут реагировать на изменения в санкционных ограничениях, действия ОПЕК и множество других факторов. Так, смягчение санкций могло бы позволить снизить размер дисконтов на российские поставки. «Однако фундаментальный вопрос для нефтяного рынка – насколько рост мировой экономики и соответствующий рост потребления будут балансировать потенциальный рост производства, с учетом того что в ряде стран, как входящих, так и не входящих в ОПЕК, есть возможность наращивать добычу. А глобальная экономическая динамика, в свою очередь, будет заметно зависеть от того, как будет развиваться ситуация с повышением пошлин на импорт в США и ответными мерами затронутых стран. Пока все еще сохраняются шансы на то, что в ряде случаев будут достигнуты компромиссы и мировая экономика существенно не замедлится. В этом случае больших рисков для российского бюджета не будет», – подчеркивает Борис Копейкин.


Читайте также


От падения нефтяных цен пострадали американские сланцевые компании

От падения нефтяных цен пострадали американские сланцевые компании

Ольга Соловьева

Снижение биржевых котировок обострит бюджетные проблемы сырьевых экспортеров

0
1031
Дональд Трамп доволен снижением мировых нефтяных цен

Дональд Трамп доволен снижением мировых нефтяных цен

Михаил Сергеев

Российские чиновники продолжают апеллировать к правилам Всемирной торговой организации, работу которой блокируют Соединенные Штаты

0
4734
Российская нефть в рублях оказалась на четверть дешевле целевого ориентира

Российская нефть в рублях оказалась на четверть дешевле целевого ориентира

Анастасия Башкатова

Экономике понадобились деньги из Фонда национального благосостояния

0
7859
Трамп добился снижения нефтяных цен

Трамп добился снижения нефтяных цен

Михаил Сергеев

Мировой спрос на топливо сокращается из-за опасений экономических проблем в США

0
4577

Другие новости

загрузка...