0
656
Газета Экономика Печатная версия

09.03.2025 20:12:00

Российский бюджет теперь зависит от саудитов, американцев и иранцев

Вашингтон не намерен искать теневой флот РФ, но планирует досматривать танкеры Исламской Республики

Тэги: российский бюджет, нефтяные цены, иранский экспор нефти, опек, сша

Все статьи по теме "Санкционные войны"

Online-версия

российский бюджет, нефтяные цены, иранский экспор нефти, опек+, сша США задумали сократить экспорт иранской нефти. Фото с сайта www.tasnimnews.com

Российский бюджет столкнулся с последствиями снижения нефтяных цен. Текущая цена барреля сорта Urals существенно ниже, чем планировалось для наполнения российской казны. Динамика мировых цен теперь зависит от разных международных факторов: от американской политики «максимального давления» на Иран до решений ОПЕК+ по постепенному наращиванию добычи. После окончания первого квартала правительству предстоит выбирать: сокращать госрасходы, вернуться к политике девальвации рубля или искать новые источники пополнения казны.

Президент США Дональд Трамп ставит своей целью снижение мировых цен на нефть. Но добиться этого в условиях антироссийских и антииранских санкций будет непросто. Тем более что и страны ОПЕК не горят желанием обрушить свои экспортные доходы.

Накануне встречи глав МИД G7 американцы наложили вето на канадскую инициативу о мерах против теневого флота российских нефтяных танкеров. Канада предлагала создать структуру по поиску теневого флота и выявлению случаев обхода наложенных на РФ санкций. Вашингтон также смягчает риторику в адрес РФ, однако настаивает на ужесточении формулировок в отношении Китая.

Одновременно ужесточается и позиция США по отношению к Ирану. Администрация Дональда Трампа обдумывает план по остановке и досмотру иранских нефтяных танкеров в открытом море. В частности, в Белом доме ищут механизмы, которые позволят странам – союзницам США останавливать и досматривать суда, проходящие через стратегически важные морские маршруты, включая Малаккский пролив в Юго-Восточной Азии. А Совет национальной безопасности США также изучает возможность проведения инспекций на море. Такой механизм, как сообщается, должен привести к задержке поставок нефти на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) и нанести Ирану репутационный ущерб.

Президент США Дональд Трамп с момента вступления на второй срок обещал возобновить кампанию «максимального давления» на Иран, чтобы изолировать страну от мировой экономики, а также свести ее экспорт нефти к нулю. По оценкам экспертов, нынешняя ситуация с низкими ценами на нефть дает Трампу больше возможностей для блокирования потоков иранской нефти – от санкций против танкерных компаний до ареста судов, рассуждает аналитик Центра энергетических и экологических систем Техасского университета Бен Кэхилл. «Если цены останутся ниже 75 долл. за баррель, у Белого дома будет больше свободы действий для рассмотрения санкций, которые повлияют на поставки из Ирана и других стран. Было бы гораздо сложнее сделать это в условиях цен в 92 долл. за баррель», – полагает он.

Намерения США в краткосрочной перспективе могут сократить экспорт Ирана примерно на 750 тыс. баррелей в сутки (б/с), что может привести к росту мировых цен на нефть. Но со временем эффективность санкций скорее всего снизится, так как Иран и покупатели его нефти найдут способы обхода ограничений, считают эксперты. В частности, несмотря на американское эмбарго на иранскую нефть, Иран в 2023 году получил около 53 млрд долл. от экспорта нефти, а в 2022 году – 54 млрд, в основном за счет торговли с Китаем. Такие данные приводит Управление энергетической информации США.

Политика США – не единственный фактор, влияющий на нефтяные котировки. Уже с апреля страны – участницы коалиции ОПЕК+, объявившие ранее о добровольных сокращениях добычи нефти, начнут постепенное увеличение нефтедобычи. В заявлении коалиции говорилось, что совместное решение было принято Саудовской Аравией, Россией, Ираком, ОАЭ, Кувейтом, Казахстаном, Алжиром и Оманом. «С учетом здорового состояния рынка и прогнозов по его позитивным перспективам они (участники встречи. – «НГ») подтвердили свое решение, согласованное 5 декабря 2024 года, приступить к постепенному возврату сокращенных добровольно объемов добычи в размере 2,2 млн б/с с 1 апреля 2025 года», – следует из сообщения. Постепенное наращивание добычи продлится до сентября 2026 года.

Напомним, восемь стран ОПЕК+, включая Россию и Саудовскую Аравию, с начала 2024 года добровольно сокращают добычу нефти на 2,2 млн б/с для балансировки рынка. С апреля 2025 года начнется постепенный выход из этих ограничений. По расчетам, в апреле добыча ОПЕК+ увеличится на 141 тыс. б/с, до 35,594 млн б/с.


43-4-2480.jpg
Вашингтон намерен разработать механизм по
досмотру иранских нефтяных танкеров. 
Фото Reuters
В ОПЕК+ при этом подчеркивают, что политика альянса в отношении наращивания добычи остается гибкой: «Постепенное увеличение может быть приостановлено или отменено в зависимости от рыночных условий. Это позволит альянсу продолжать поддерживать стабильность нефтяных рынков». Это же позднее подтвердил и вице-премьер РФ Александр Новак. «Мы будем мониторить рынок. И если будет на рынке дисбаланс, то мы всегда можем отыграть в другую сторону (то есть снова начать сокращать добычу. – «НГ»)», – сказал он.

Решение ОПЕК+ нарастить добычу нефти с апреля, по словам российского чиновника, связано с подготовкой к сезону повышенного спроса на нефтепродукты, а не с уровнем исполнения отдельных участников или другими внешними факторами. Возможность роста добычи нефти странами ОПЕК+ уже учитывалась рынком, поэтому это и не привело к существенной волатильности, подчеркивал Новак. Россия намерена на 100% выполнить сделку ОПЕК+ в марте, но возможны незначительные отклонения в ту или иную сторону. Кроме того, заявлял он, добыча нефти РФ в январе–феврале была меньше квоты ОПЕК+, что связано с обязательствами компенсировать перепроизводство.

К слову, установленная ОПЕК+ квота на добычу нефти для России в марте составляет 8,978 млн б/с. При этом для страны действует график компенсаций за ранее добытые сверх допустимого уровня объемы. Согласно ему, страна обязана в марте снизить нефтепроизводство на 16 тыс. б/с. Таким образом, разрешенный уровень добычи в рамках сделки для России в марте составляет 8,966 млн б/с. Согласно данным ОПЕК, добыча нефти в России была чуть ниже установленной квоты – 8,977 млн б/с. При этом в январе, как и феврале, страна не должна была дополнительно сокращать производство.

Россия уже сталкивается с последствиями снижения цен на нефть. Минэкономразвития РФ ранее сообщило о том, что средняя цена на нефть марки Urals в феврале составила 61,69 долл. за баррель против 67,66 в январе. Из данных ценового агентства Argus следовало, что в феврале цены на нефть Urals FOB (Free on board – «товар, погруженный на судно заказчику». – «НГ») в феврале находились в диапазоне 59,88–60,76 долл. за баррель по сравнению с 65,88–66,49 долл. за баррель по итогам января.

По итогам февраля объем нефтегазовых доходов России в годовом выражении снизился на 18,4% – до 771,3 млрд руб. против 945,6 млрд руб. годом ранее, следует из данных Минфина РФ. По итогам двух месяцев этого года нефтегазовые доходы уменьшились на 3,8%, до 1,56 трлн руб.

Низкие цены на нефть при условии крепкого рубля совершенно невыгодны для российского бюджета. Минфин РФ уже допустил превышение плана по дефициту бюджета РФ в 0,5% ВВП в текущем году при ценах на нефть в 60 долл. за баррель. «Наши оценки по общему балансу не поменялись, но они зависят от того, какая цена на нефть, в бюджете заложено 70 долл. за баррель, сейчас мы видим ближе к 60 долл., соответственно если этот уровень сохранится – ближе к 60, то дефицит будет побольше, меньше чем на 1% ВВП побольше», – заявил на прошлой неделе замминистра финансов РФ Владимир Колычев.

На текущий год запланирован дефицит бюджета в размере 1,173 трлн руб., или 0,5% ВВП. По итогам января бюджет РФ был исполнен с дефицитом в 1,7 трлн руб., или 0,8% ВВП. Минфин объяснял такой уровень дефицита в первый месяц года опережающим финансированием расходов внутри первого квартала.

В РФ наблюдается довольно уникальная ситуация, когда нефть заметно дешевле прогноза, а рубль крепче, замечают эксперты Telegram-канала MMI. 

«Бюджет рассчитан на 69,7 долл. за баррель при курсе 96,5 руб. за доллар. В результате – падение рублевой цены нефти примерно до 5,1–5,2 тыс. руб. за баррель (в бюджете заложено 6,6 тыс. руб.)», – пишут они, не исключая ухудшения ситуации с нефтяными доходами во втором квартале этого года. «Критической для РФ мы считаем цену нефти ниже 50 долл. за баррель, в этом случае Минфину точно нужно будет проводить секвестр бюджетных расходов с 2026 года. Как это сделать при продолжающихся военных действиях, непонятно», – указывают в MMI.

«Нефтегазовые доходы составляют примерно треть поступлений в федеральную казну. Сейчас формируется ситуация, которую сложно было предполагать: нефть гораздо дешевле ожиданий, а рубль – крепче. В бюджете РФ просчитана цена на нефть в рублях на уровне 6,6 тыс. руб. Сейчас ценник составляет 6,2 тыс., но был и около 5,5 тыс. Минфин рассчитывает получить дополнительные доходы за второй квартал. Если это удастся, бюджетная история стабилизируется», – говорит финансовый аналитик BitRiver Владислав Антонов. Он считает, что помочь ценам на нефть и бюджету РФ может все, что так или иначе сигнализирует о сокращении санкционного давления, росте спроса и снижении геополитического риска. «Риск увеличения дефицита бюджета действительно высокий», – указывает эксперт компании «Полилог» Руслан Андреев.

Снижение цен на нефть Urals до 61–62 долл. за баррель против заложенных в бюджет 69,7 долл. увеличивает вероятность роста бюджетного дефицита, подчеркивает аналитик компании «Цифра брокер» Кирилл Климентьев. «В январе 2025 года дефицит уже составил 1,7 трлн руб. – в 14 раз больше, чем годом ранее. Основная причина – резкий рост расходов (+73,6%). В такой ситуации у правительства остается два варианта: либо сокращать расходы, либо искать альтернативные источники финансирования. Резкое сокращение госрасходов сейчас маловероятно из-за приоритетных статей бюджета (социальные выплаты, оборонные траты). Поэтому, вероятнее всего, дефицит будут покрывать за счет новых заимствований на внутреннем рынке», – рассуждает эксперт.

Вместе с тем отмена потолка цен на нефть могла бы повысить прозрачность рынка и поддержать цены, но это потребует времени и международных усилий, продолжает Климентьев. «Также США могут попытаться заблокировать поставки иранской нефти, что сократит мировое предложение и повысит цены, включая Urals. Эти факторы потенциально позитивны для бюджета РФ, но их реализация и эффект остаются неопределенными», – говорит аналитик.

По мнению главного экономиста Института экономики роста им. Столыпина Бориса Копейкина, и бюджет, и российская экономика в целом достаточно устойчивы к колебаниям на нефтяном рынке. «Это показал опыт 2015–2017 и 2020 годов, когда цены были заметно ниже текущих уровней. Однако сокращение экспортной выручки действительно может привести к определенному снижению бюджетных доходов, которое будет лишь частично компенсироваться ослаблением рубля и может привести к умеренному росту дефицита бюджета», – не исключает он. Экономист не видит рисков для экономики в связи с незначительным ростом бюджетного дефицита. «Лишь в самых пессимистичных сценариях сильного и, главное, продолжительного снижения цен на нефть может потребоваться сокращение бюджетных расходов», – полагает Копейкин. «По ряду оценок, для балансировки бюджета Саудовской Аравии уже необходима цена выше 100 долл. за баррель. А многим проектам в США нужна цена не ниже 60 долл., чтобы оставаться на плаву», – продолжает эксперт.

Краткосрочно цены могут реагировать на изменения в санкционных ограничениях, действия ОПЕК и множество других факторов. Так, смягчение санкций могло бы позволить снизить размер дисконтов на российские поставки. «Однако фундаментальный вопрос для нефтяного рынка – насколько рост мировой экономики и соответствующий рост потребления будут балансировать потенциальный рост производства, с учетом того что в ряде стран, как входящих, так и не входящих в ОПЕК, есть возможность наращивать добычу. А глобальная экономическая динамика, в свою очередь, будет заметно зависеть от того, как будет развиваться ситуация с повышением пошлин на импорт в США и ответными мерами затронутых стран. Пока все еще сохраняются шансы на то, что в ряде случаев будут достигнуты компромиссы и мировая экономика существенно не замедлится. В этом случае больших рисков для российского бюджета не будет», – подчеркивает Борис Копейкин.


Читайте также


Трамп добился снижения нефтяных цен

Трамп добился снижения нефтяных цен

Михаил Сергеев

Мировой спрос на топливо сокращается из-за опасений экономических проблем в США

0
4185
"Обнуление" иранской нефти может облегчить санкционное бремя России

"Обнуление" иранской нефти может облегчить санкционное бремя России

Ольга Соловьева

Давление на Тегеран ударит по экономике КНР

0
5361
Внутренние проблемы российской экономики пока важнее угроз хозяина Белого дома

Внутренние проблемы российской экономики пока важнее угроз хозяина Белого дома

Михаил Сергеев

0
9140
Европа объявляет новые требования для судоходства на Балтике

Европа объявляет новые требования для судоходства на Балтике

Михаил Сергеев

Российский флот проводит учения в Ла-Манше, через который проходят подсанкционные танкеры

0
32994

Другие новости