Приватизированные промышленные предприятия в РФ могут вернуться в государственную собственность. Фото Reuters
Российские власти планируют изменить отношения с бизнесом. Правительство готовит новую национальную модель целевых условий ведения бизнеса, ориентированную на новые предприятия и на новое стимулирование инвестиций. Однако «старый» бизнес просит начать перестройку отношений с государством со сроком давности для деприватизации.
Вице-премьер Александр Новак вместе с заместителем руководителя администрации президента России Максимом Орешкиным провели совещание по разработке национальной новой модели целевых условий ведения бизнеса. «Президентом поставлены национальные цели развития, и одна из ключевых задач – это обеспечение темпа роста экономики выше среднемирового и сохранение четвертого места в мире по паритету покупательной способности.
Для этого нужно выйти на устойчивые темпы роста, а также увеличить объем инвестиций в основной капитал на 60%. Одно из направлений работы для достижения этих показателей – постоянное улучшение инвестиционного климата. По поручению президента Министерством экономического развития совместно с Агентством стратегических инициатив формируется национальная модель целевых условий ведения бизнеса», – сообщил в прошлую пятницу Александр Новак.
Новая национальная модель включает приоритетные направления и целевые показатели на федеральном и региональном уровнях для упрощения запуска и ведения бизнеса в России, объясняют чиновники. «Сейчас правительство разрабатывает план структурных изменений российской экономики, для того чтобы снимать ограничения, которые мешают развиваться высокими темпами. Целевые условия ведения бизнеса – один из ключевых элементов этой работы. Наша задача – сокращать потери, лишние шаги и неэффективные этапы на пути инвестиционного процесса», – объяснил Максим Орешкин.
«Цель национальной модели – решить конкретные задачи по улучшению делового климата через реформы, нужные бизнесу. Для замера изменений необходимо разработать целевые показатели эффективности федерального и регионального уровней. То есть определить критерии оценки деятельности органов власти в работе с бизнесом. На всех этапах – от регистрации юрлица до выхода на международный рынок», – сообщил глава Минэкономразвития Максим Решетников. По его словам, формирование и реализация новой национальной модели должны сыграть ключевую роль в плане мероприятий структурных изменений в экономике до 2030 года. Реализация модели будет влиять не только на обеспечение благоприятной институциональной среды и улучшение делового климата, но и на решение других стратегических задач: стимулирование инвестиций, обеспечение финансовыми ресурсами для роста экономики, развитие рынка труда.
Процедурные и процессуальные сложности ведения бизнеса в РФ взялись выявлять 11 рабочих групп во главе с представителями компаний и органов власти. Первые результаты показали, что есть давно назревшие вопросы и более перспективные направления для реформирования национальной модели.
К самым проблемным процедурам предприниматели относят законы о банкротстве и конкуренции, механизмы внесудебного урегулирования, вопросы гибкости рынка труда, диверсификации источников финансирования бизнеса, совершенствование правоприменительной практики в энергетической инфраструктуре.
О региональных показателях национальной модели целевых условий ведения бизнеса сообщила гендиректор Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева. «На региональном уровне планируется использовать 29 ключевых показателей национального рейтинга состояния инвестиционного климата. В качестве ориентиров к 2027 году взяты усредненные результаты 20 лидирующих регионов, а к 2030 году – результаты лидирующей пятерки. На следующем заседании комиссии Госсовета по направлению «Инвестиции» планируем их утвердить. Далее мы совместно с Минэкономразвития РФ и субъектами РФ разработаем планы мероприятий по достижению поставленных целей», – сообщила Чупшева.
Федеральные показатели национальной модели будут отражены в региональных для обязательного исполнения на местах. Таким образом, рейтинг останется инструментом для измерения состояния инвестиционного климата. А новая национальная модель будет определять, где и какие проблемы нужно решить, чтобы улучшить условия для работы бизнеса.
Между тем российский бизнес и сам настойчиво указывает властям, где и какие проблемы нужно решить. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) хотел бы законодательно зафиксировать правила определения сроков давности по нарушениям, связанным с приватизационными и другими имущественными сделками, а также рассмотрение таких нарушений в рамках Гражданского кодекса.
Глава РСПП Александр Шохин сообщил, что свою позицию относительно регулирования процессов деприватизации и защиты прав добросовестных собственников союз хотел бы представить на совещании с участием вице-премьера Александра Новака. Правительство по поручению президента, со своей стороны, тоже готовит предложения, срок их подготовки истекает на следующей неделе, напомнил Шохин.
«У них (правительства. – «НГ») на следующей неделе истекает срок подготовки доклада президенту. Но честно говоря, сегодня я спрошу Александра Валентиновича (Новака. – «НГ»), попрошу провести совещание, чтобы нам можно было бы, так сказать, утрясти позицию. Мы сейчас исходим из того, что нам нужно гражданский оборот упорядочить. И речь идет не только о приватизации, о предприятиях, речь идет и об имуществе граждан и так далее», – объяснил глава РСПП.
«Что считать сроком исковой давности по этим сделкам? Нам очень важно, чтобы приватизационные сделки были в поле Гражданского кодекса как хозяйственные сделки и хозяйственные споры, а вовсе не рассматривались как нарушение нематериальных прав на комфортную жизнь, здоровье, благополучие и так далее, где сроков давности действительно нет. Но если это хозяйственный спор, то – Гражданский кодекс. И в Гражданском кодексе, наверное, для однозначного толкования нужно четко определить, когда наступает момент (начала нарушения. – «НГ»), когда государственный, муниципальный орган или контрольно-надзорные правоохранительные органы узнали или должны были узнать о нарушении своих прав, – то ли это дата нарушения, то ли это дата регистрации соответствующих прав, то ли иное событие», – описал суть предложений РСПП Шохин. «Мне кажется, что, если мы четко зафиксируем в законодательстве эту точку отчета и, кроме того, четко зафиксируем, что это хозяйственный спор, гражданское законодательство и так далее, дальше уже будут, на мой взгляд, однозначные толкования в судах, однозначные толкования при возбуждении соответствующих исков», – добавил он.
Шохин напомнил, что уже есть принятое в октябре 2024 года решение Конституционного суда, который дал полномочия правительству и законодателям внести соответствующие поправки в законодательство. «Но не обязал их это сделать. Поэтому сейчас самое главное, что заканчивается шестимесячный срок, когда традиционно постановление Конституционного суда инкорпорируется в законодательство. Нам не хотелось бы, чтобы правительство пропустило эту возможность», – сообщил Шохин.