Многие российские вузы стимулируют инновации на ранних стадиях разработок. Фото с сайта www.research.spbstu.ru
Власти выделяют сотни миллиардов рублей на поддержку научно-технологических центров и инновационных центров в вузах. Высокой эффективности этих трат пока незаметно. Сырые разработки не получают ни коммерческой поддержки, ни банковского финансирования, выяснили аудиторы Счетной палаты (СП).
В РФ за последние десятилетия так и не созданы условия для расширения инноваций и организации полноценной инновационной среды. При этом бюджет продолжает финансировать некоторые элементы инновационного цикла. Расходы федерального бюджета на развитие инновационной инфраструктуры превысили 165 млрд руб. с 2019 по 2023 год.
За счет этой господдержки в РФ создано более тысячи объектов, в том числе 12 инновационных научно-технологических центров и 7 технико-внедренческих особых экономических зон.
Аудиторы Счетной палаты выяснили, что государственную поддержку в основном получают разработки поздних уровней готовности технологий, производители которых уже долгое время функционируют на рынке. Кроме того, с 2021 года поддержка инноваций осуществляется при отсутствии утвержденной Стратегии развития инновационной деятельности. А действующие нормативные акты и информационные ресурсы не содержат достоверной информации о получателях господдержки. Нет полной информации также и о реализуемых инновационных проектах или их результатах.
Из 7,5 тыс. поддержанных государством инновационных проектов более половины (51,4 %) находились на самых поздних уровнях готовности. А поддержки начальных стадий инновационного цикла в основном проходит на уровне университетских акселерационных программ. Поздних стадий зрелости (в том числе с образованием юрлица) достигает незначительное количество университетских стартапов. Мониторинг деятельности таких проектов и их продвижения по «технологической воронке» вообще не предусмотрен, отмечают аудиторы.
Основная проблема финансового обеспечения инноваций связана с недостижением запланированных показателей привлечения внебюджетных источников, в том числе и в сфере университетского технологического предпринимательства. Российские коммерческие банки не участвуют в существующих моделях финансирования и не кредитуют компании по инвестированию в малый бизнес. Другая проблема финансового обеспечения – снижение интереса инвесторов к университетским стартапам в связи с высоким уровнем экономической неопределенности в условиях санкций и низкими бизнес-компетенциями студенческих команд.
Счетная палата направила в правительство РФ рекомендации по повышению результативности господдержки инновационной деятельности. Одна из ключевых рекомендаций – провести инвентаризацию действующих мер господдержки инновационной инфраструктуры. И по итогам этого анализа начать их оптимизацию с учетом приоритетных направлений научно-технологического развития.
Аудиторы СП предлагают правительству заняться формулированием Стратегии инновационного развития РФ, что вообще-то предусмотрено законом «О науке и государственной научно-технической политике». Альтернатива – признать эту норму закона не действующей или утратившей силу. Тогда и подготовки Стратегии инновационного развития РФ не потребуется. Это принципиальное решение вполне можно принять на уровне правительства до 1 июля 2025 года.
Аудиторы также предлагают правительству навести порядок в общей информации обо всех поддерживаемых из бюджета проектах. Для этого Минэкономразвития следует представить проект постановления о внесении изменений в правила формирования и ведения Единого реестра конечных получателей государственной поддержки инновационной деятельности. В этом реестре должно быть предусмотрено отражение приоритетных направлениях научно-технологического развития Российской Федерации, в рамках которых реализуется каждый инновационный проект. Должна быть также отражена взаимоувязка сведений о технологиях, используемых при создании инновационного продукта с критическими или сквозными технологиями, перечни которых установлены указами президента Российской Федерации.
Впрочем, даже при отсутствии полной и адекватной информации наши чиновники уже научились правильно отчитываться о своих инновационных достижениях. «На 1 октября 2024 года в технологическое предпринимательство вовлечены 603,8 тыс. обучающихся и работников вузов, запущено 25,1 тыс. университетских стартапов, в рамках которых создано 290 результатов интеллектуальной деятельности, поддержано более 8,9 тыс. технологических компаний и предпринимателей с выручкой свыше 1 трлн руб.», – сообщает аудитор СП Дмитрий Зайцев. По его словам, в инновации уже привлечены внебюджетные инвестиции на сумму 255,3 млрд руб. Благодаря чему создано более 130 тыс. рабочих мест. При этом рост налоговых отчислений от поддержанных технологических компаний составил 54,8 млрд руб.
А Росстат вместе с Высшей школой экономики в феврале 2025 года представил результаты инноваций в стране – но не за прошлый, а только за позапрошлый год. «Общий объем затрат на инновации в России в 2023 году достиг 3,5 трлн руб. В постоянных ценах это на 23% больше, чем в 2022 году. Максимальный приток инвестиций обеспечил сектор услуг (1,8 трлн руб.). В обрабатывающей промышленности затраты на инновационную деятельность составили 1,3 трлн руб., большая их часть (61,7%) связана с разработкой и внедрением продуктовых инноваций», – утверждается в последнем сборнике «Индикаторы инновационной деятельности».