Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков считает, что у России не хватает космических спутников для обеспечения движения судов по Северному морскому пути.
Фото с сайта www.minvr.gov.ru
Представители США и России изучают возможности экономического сотрудничества в Арктике. При этом Вашингтон рассматривает эти контакты как способ вбить клин между Москвой и Пекином, узнали в агентстве Bloomberg. Западные санкции ограничили доступ РФ к современным технологиям добычи на арктическом шельфе. Почти блокировали прибрежные арктические страны и работу РФ в качестве председателя Арктического совета. Через месяц РФ готовится провести в Мурманске Арктический форум с участием многих стран, которые не имеют прямого выхода к Северному Ледовитому океану.
Совместные проекты в Арктике предварительно обсуждались уже на первых российско-американских переговорах 18 февраля в Эр-Рияде. И сегодня эти возможности могут обсуждаться более детально. «Это было скорее общее обсуждение. Возможно, совместные проекты в Арктике. Мы, в частности, обсуждали Арктику», – сообщил тогда гендиректор Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев.
США видят возможной целью и сотрудничество по поиску энергоносителей, говорится в новой публикации Bloomberg. «Обсуждения касались поиска природных ресурсов, торговых путей», – сообщает агентство. Подобное сотрудничество может стать частью политики Вашингтона по улучшению отношений с Москвой.
«Один из собеседников заявил, что американская сторона рассматривает сотрудничество с РФ по Арктике как способ вбить клин между Москвой и Пекином. При этом он предупредил, что этот результат вряд ли достижим, учитывая, насколько теснее стали отношения РФ и Китая за последние годы», – пишет агентство.
Арктика, окруженная Россией и семью членами НАТО – США, Канадой и Данией, Финляндией, Исландией, Норвегией и Швецией, – в последние годы привлекает все больше внимания, поскольку таяние льдов в результате изменения климата открывает морские пути и возможности для разведки потенциальных энергетических и минеральных ресурсов.
В конце прошлого года Пентагон обнародовал новую арктическую стратегию, в которой подчеркивается риск объединения усилий Китая и России в регионе. В соответствии с политикой эпохи Байдена США стремились расширить свою военную готовность и наблюдение в Арктике в ответ на «растущее сближение» между Москвой и Пекином, напоминают американцы.
В последние годы Китай все больше внимания уделяет Арктике, объявив в 2018 году себя околоарктическим государством, и развивает интересы в области рыболовства, энергетики и транспорта в регионе. Перспектива новых судоходных маршрутов рассматривается как ключевая для стратегии Пекина, которая предусматривает создание Полярного шелкового пути, который мог бы соединить Восточную Азию, Западную Европу и Северную Америку.
«Трамп выступает за отказ от концепции глобальной ответственности США, что означает возможное прекращение активного вмешательства в дела других стран. Это может привести к концу войны на Украине и снижению напряженности в отношениях с Китаем. Однако при этом американские элиты продолжают воспринимать Китай как главную угрозу», – сообщил профессор экономики Колумбийского университета Джеффри Сакс на последнем заседании Столыпинского клуба.
Китай ранее уже изучил варианты создания глубоководного порта на западном конце российского Северного морского пути (СМП) в Киркенесе, который является первой логичной остановкой для китайских судов после выхода из российских территориальных вод.
Китайские компании готовы превратить Киркенес в крупнейший порт Северной Европы. Но Норвегия и ее союзники опасаются передавать Пекину какой-либо контроль над своими объектами в Арктике. Растущий интерес Китая к региону «вызывает беспокойство, учитывая, что это единственный стратегический конкурент, обладающий желанием – и все больше необходимыми – для изменения международного порядка», – объясняла в июле прошлого года тогдашний замминистра обороны США Кэтлин Хикс.
![]() |
Основные маршруты движения морских судов в Арктике. Карта «НГ» |
Арктика является глобальным преимуществом России, она становится геополитическим «полигоном будущего», и стране надо быть сверхсильной, чтобы защитить свои интересы в этом регионе, заявил в конце января 2025 года глава научно-экспертного совета Морской коллегии РФ Михаил Ковальчук. «Мы должны понимать, что существенной частью формирующейся модели миропорядка является Арктика. И Арктика является нашим глобальным преимуществом, что наш президент абсолютно четко сформулировал и сделал массу шагов для этого», – подчеркнул Ковальчук. Он напомнил, что Россия располагает крупнейшим в мире ледокольным флотом и только РФ имеет атомные ледоколы. Как считает Ковальчук, именно Морская коллегия РФ под руководством Патрушева может «консолидировать все силы, все мнения» и выработать принципиально новую концепцию для защиты и продвижения национальных интересов России в Арктике.
«Интерес мирового сообщества к Арктике с каждым годом растет. Наравне с арктическими регионами в повестке стараются принимать участие большее количество стран, не имеющих прямого выхода к Северному Ледовитому океану», – заявил 7 февраля вице-премьер Юрий Трутнев.
«Сегодня главная международная площадка для сотрудничества по устойчивому развитию региона – Арктический совет – практически приостановила свою работу. Значит, нам надо подбирать новые формы взаимодействия. Форум «Арктика – территория диалога» пройдет в Мурманске 26–27 марта и может стать одной из таких площадок», – предложил Юрий Трутнев в качестве председателя оргкомитета Международного арктического форума (МАФ). По его словам, в Арктике РФ реализует крупнейшие инвестиционные проекты, ведется работа по развитию Северного морского пути. По решению президента РФ Владимира Путина, разрабатываются мастер-планы реновации арктических опорных пунктов.
«Мы видим МАФ как площадку для обсуждения развития российской Арктики, экономики регионов, а не как площадку обсуждения глобальных арктических вызовов. Одна из важнейших тем – Северный морской путь, это наш национальный приоритет, стратегический транспортный коридор. Обязательно обсудим северный завоз и модель дальнейшего масштабирования и укрепления ледокольного флота. Модернизацию арктических городов и то, как выстраивать саму жизнь в этих городах, создавать максимальный комфорт для людей, развивать мобильную и телемедицину, санитарную авиацию», – сообщил министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков. По его словам, одним из ключевых вопросов станет наращивание спутниковой группировки. «Работа в Арктике в большой степени зависит от космоса, потому что льды очень мобильные. Важно прогнозировать погоду, проводить оценку ледовой обстановки и прокладку пути для каждого отдельного судна и ледокола», – пояснил министр. По его мнению, оперативная ледовая обстановка для каждого судна должна предоставляться круглосуточно в реальном времени. «Для этого нужно наращивать спутниковую группировку. В общей сложности должно работать 12 спутников, пока на орбиту выведены 4», – отметил Чекунков.