В стране стало меньше покупателей, удовлетворенных качеством хлеба. Фото агентства «Москва»
Огурцы, лук, яблоки, картофель, капуста, свекла, рыба – цены на них в начале года уже подскочили существенно, следует из данных Росстата. Также заметно дорожают молочная продукция, говядина, подсолнечное масло. Но, несмотря на инфляционное давление, многие покупатели пока пытаются в меру, конечно, финансовых возможностей выбирать более качественные продукты, даже если они будут несколько дороже. Другое дело, что предлагаемый ассортимент не всегда удовлетворяет потребителей. За последний год в стране снизилась доля покупателей, удовлетворенных качеством хлеба, фруктов и замороженных продуктов.
В России продолжают существенно дорожать многие продукты питания, о чем свидетельствует очередная сводка Росстата, обнародованная 12 февраля.
Первое место в инфляционной гонке заняла плодоовощная продукция. Прежде всего это огурцы, подорожавшие уже почти на 14% чуть больше чем за месяц: данные по состоянию на 10 февраля по отношению к концу декабря. Далее идут лук репчатый с ростом цен за тот же период примерно на 6%, яблоки (на 5,6%), картофель (5,4%), капуста (4,8%), рыба мороженая неразделанная (4,5%), свекла и сыры (около 3%).
Помимо этого заметно дорожали и другие виды молочной продукции: тоже примерно на 2,5–3%. Говядина и подсолнечное масло прибавили в цене более чем 2%, рост цен на некоторые виды хлеба оказался в пределах 2%.
Конечно, во многих перечисленных примерах рост цен можно объяснить сезонным фактором. Но какое бы правильное объяснение ни приводилось, это не облегчает финансовую ситуацию конкретных семей, которые, отправляясь в магазин, должны закладывать все больше и больше средств на продукты питания.
И рост цен не остается незамеченным населением. По результатам опроса фонда «Общественное мнение», сейчас чаще всего россияне жалуются на заметное удорожание прежде всего молока и молочной продукции: в начале февраля на него жаловались 47% из 1,5 тыс. опрошенных.
На втором месте мясо и птица: заметный рост цен на них в течение последнего месяца фиксировали 44% респондентов. На третьем месте – овощи, фрукты, ягоды, плодоовощная продукция: на их заметное удорожание жалуются 43% опрошенных. Кроме того, о заметном росте цен на рыбу и морепродукты говорят 37% опрошенных, на хлеб и хлебобулочные изделия – 35%.
Получается, что от трети до почти половины опрошенных покупателей, выбирая товары первой необходимости, сталкиваются с таким инфляционным давлением, которое для них либо уже стало, либо станет критическим уже в ближайшие время.
И это вынуждает покупателей экономить, однако даже в непростой денежной ситуации у экономии есть определенные пределы. Ведь, допустим, можно экономить настолько, что основой ежедневного рациона питания станет исключительно самая дешевая лапша быстрого приготовления. Но многие потребители пока стараются – в меру, конечно, финансовых возможностей – выбирать продукцию более разнообразную и качественную, чем экстремально дешевые варианты.
Об этом можно судить по результатам всероссийского опроса, проведенного Аналитическим центром НАФИ. «Увеличение трат на продукты питания и усиление тревожности относительно потенциального ускорения роста инфляции делают российского потребителя крайне рациональным. Принятие решения о покупке продуктов питания происходит в ситуации поиска максимально выгодного баланса цены и качества», – пояснила директор стратегических проектов НАФИ Ирина Гильдебрандт.
Более половины (59%) из 5 тыс. опрошенных россиян старше 14 лет сообщили, что при выборе продуктов питания они предпочитают покупать «то, что лучше качеством, даже если оно дороже». Но почти каждый третий (28%) покупает все-таки «то, что подешевле, даже если оно хуже качеством». Остальные затруднились с ответом.
При знакомстве с новым продуктом большинство (83%) назовут его качественным, если тот соответствует двум главным критериям: свежесть (на нее указали 55% опрошенных) и натуральность – имеется в виду, что продукт обладает хорошим составом, с минимальным количеством добавок и консервантов (этому придают значение 28% респондентов).
На этом фоне у исследователей возник логичный вопрос о том, насколько в принципе российские потребители сейчас удовлетворены качеством покупаемых ими товаров. Выяснилось, что два года подряд рейтинг удовлетворенностью качеством возглавляют, по версии опросов НАФИ, молочные продукты и кондитерские издания, а замыкают замороженные продукты питания.
Несмотря на такие, казалось бы, хорошие показатели, в ряде случаев покупатели стали чаще, чем раньше, разочаровываться в качестве продуктов. Например, в 2023 году 82% опрошенных покупателей были удовлетворены качеством молочной продукции, а в 2024-м – 80%. В 2023-м по 74% респондентов были удовлетворены качеством фруктов и хлеба, а в 2024-м – по 70%. Сократилась также доля тех, кто удовлетворен качеством замороженных продуктов: с 70 до 65%.
Теперь многое будет зависеть от того, имеем мы дело с краткосрочным ухудшением ситуации, обусловленным, допустим, разовыми проблемами с урожаем или сбоями у отдельных производителей, или это долгосрочная тенденция.