Российские власти обещают финансировать строительство новых автокемпингов. Фото РИА Новости
Около 40% россиян хотели бы отправиться в ближайший отпуск на собственном автомобиле. Интерес к автотуризму у россиян отчасти вынужденный: авиабилеты слишком дороги, а дефицит железнодорожных билетов создает опасность путешествия с «билетом в один конец». Правительство РФ планирует вдвое увеличить число автомобильных турпоездок в ближайшие пять лет. Но в этом году сдерживает рост автомобильного туризма сокращение автокредитования, которое может упасть на 20% по сравнению с прошлым годом.
«Добираться до места отдыха на автомобиле собираются 40% опрошенных россиян, и ценители автопутешествий часто покупают авто с учетом планов на дальние поездки», – сказано в исследовании нескольких интернет-сервисов, которое цитирует ТАСС. В прошлом году россияне чаще покупали седаны (в основном отечественные), которые подходят для поездок по южным регионам – в Сочи, Краснодар или в Минводы. «Экономичные седаны оптимальны для путешествий по федеральным трассам и междугородным маршрутам, где важны низкий расход топлива и плавность хода», – отмечается в исследовании. Для путешествий по грунтовым дорогам Карелии, Алтая, Камчатки или Дальнего Востока россияне выбирали внедорожники и кроссоверы.
«По поручению президента РФ Владимира Путина правительством разработана концепция развития автомобильного туризма. Благодаря ее реализации к 2030 году количество таких поездок вырастет в два раза – с 26 млн до 50 млн ежегодно. В рамках концепции будут создаваться условия для путешествий на дорогах», – объясняет вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко.
В июле прошлого года президент Путин поручил правительству и региональным органам власти обеспечить формирование и развитие маршрутов для автотуристов, назвав приоритетными автодороги М-4 «Дон», М-8 «Холмогоры», М-11 «Нева», М-12 «Восток» или их участки.
Стимулирует рост автомобильных поездок и непростая транспортная ситуация в регионах массового пляжного отдыха на Черноморском побережье. Кроме закрытых аэропортов многие отпускники столкнулись в прошлом году с невозможностью приобрести железнодорожные билеты.
«Железная дорога ежегодно испытывает серьезную перегрузку в конце августа, когда отдыхающие массово возвращаются домой. Это действительно проблема, так как люди не хотят возвращаться в первой половине августа, отъезды приурочены к концу месяца и началу учебного года. Как следствие, возникает пиковая нагрузка. Ситуация усугубляется тем, что работает только один аэропорт – в Сочи, аэропорты Анапы и Геленджика закрыты», – объяснял вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Дмитрий Горин.
«Отсутствие у многих туристов обратных билетов объясняется тем, что РЖД начинает их продавать позже, чем билеты «туда», в итоге люди часто рассчитывают купить их на месте. Плюс стоимость билетов формируется по принципу динамического ценообразования: в пиковый сезон, когда спрос растет, она повышается, нередко значительно. Мы рассчитываем на постановку дополнительных поездов и увеличение числа вагонов. Плюс есть возможность расширить автобусное сообщение. Автобусы не так комфортны, как поезд или самолет, но и цена их значительно ниже», – сообщил Горин.
Транспортные проблемы на южном направлении уже привели к тому, что значительная часть отдыхающих пересаживается на свои автомобили. Уже в 2023 году общий объем прибытий туристов на своих автомобилях превысил совокупные возможности железной дороги и авиаперевозок: 55% туристов прибыли в Краснодарский край на машинах, 45% – поездом и самолетом. В 2024 году доля прибывающих в Краснодарский край на автомобилях выросла до 60–65%.
Аналогичная картина и на курортах Крыма, куда по железной дороге добрались в прошлом году менее четверти всех отдыхающих. Около 65% туристов въезжало в прошлом году на полуостров по Крымскому мосту на автомобилях и автобусах, более 24% – по железной дороге и еще около 11% – через Донбасс и Новороссию. Такие цифры называл министр курортов и туризма Крыма Сергей Ганзий.
Особенностью 2025 года для автомобилистов станут сложности с покупкой новой машины или с ремонтом. Высокие ставки, жесткое регулирование ЦБ РФ и рост цен на машины серьезно повлияют на спрос на автокредиты в 2025 году. По текущим оценкам ВТБ, общерыночные выдачи автокредитов могут опуститься ниже 2 трлн руб., сократившись не менее чем на 20% к прошлому году. С таким прогнозом выступил зампред правления ВТБ Георгий Горшков.
Правда, в РФ продолжает действовать госпрограмма льготного автокредитования, на которую выделено в текущем году 36 млрд. Некоторые категории граждан РФ смогут купить себе новый автомобиль с базовой скидкой в 20%, а для электромобилей предполагается скидка до 35%. В программе льготного автокредитования могут участвовать граждане РФ с инвалидностью, врачи и педагоги, участники СВО или члены их семей и другие категории.
Показатели продаж новых машин в первом месяце нового года оказались выше прошлогодних. В январе 2025 года в России было продано около 89 тыс. новых легковых автомобилей, и это на 11% больше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщил «Автостат». В конце декабря прошлого года директор «Автостата» Сергей Целиков заявил, что в 2025 году «изменится очень многое, на рынке будут тектонические сдвиги». «Рынок может уйти как вверх, так и вниз, но очень сильно он не провалится. Ниже пессимистического прогноза мы не уйдем ни при каких обстоятельствах, а вверх уйти можем. Для этого должны быть другие политические факторы». В негативном сценарии авторынок в РФ может сократиться на 20%. А в позитивном сценарии – может и повторить результаты продаж 2024 года.
В 2025 году расходы на ремонт и обслуживание автомобилей увеличатся на 20–25%, прогнозируют специалисты.