![]() |
Миллиардер Илон Маск провоцирует дискуссии об обоснованности некоторых масштабных ИИ-проектов. Фото Reuters |
IT-сектор, банковский сектор и в целом финтех, электронная коммерция, промышленность – так, по оценкам опрошенных «НГ» представителей рекрутинговых компаний, выглядит в России список отраслей, в которых навыки работы с ИИ все чаще становятся теперь обязательными.
«В банковском секторе и IT-отрасли доля вакансий с требованиями навыков ИИ составляет примерно 30%. В реальном секторе и производстве этот показатель ниже – около 15–20%. Важно отметить, что эти цифры приблизительные, так как ситуация динамично меняется», – сообщила руководитель группы консультантов компании GeekSource Ancor Кира Морева. Говоря про размер бизнеса, руководитель группы консультантов компании Ancor Алена Русакова уточнила, что наиболее активно внедряют ИИ в разные сферы именно крупные компании.
И было бы неверно думать, что речь идет только о базовых умениях работать с чат-ботами, быстро выдающими справочную информацию в виде текста или генерирующими изображения. Как пояснили представители рынка труда, если обобщать, то сейчас наиболее востребованы навыки в области машинного обучения, а также анализа больших данных и предиктивной аналитики (прогнозирования тенденций с опорой на большие массивы информации).
Отраслевая специфика формирует уже более конкретные требования к кандидатам. Как говорит руководитель блока «Цифровой бизнес» компании «Альфа-Капитал» Антон Граборов, владение технологиями ИИ становится критически важным фактором для карьерного роста в финансовом секторе. И этот цифровой переход затрагивает не только традиционные IT-департаменты финансовых организаций. «Все чаще требования по владению ИИ-инструментами появляются в вакансиях для аналитиков, риск-менеджеров и специалистов по работе с клиентами», – пояснил он.
В зависимости от того, о ком идет речь – о разработчиках, аналитиках, маркетологах или клиентских менеджерах, – востребованы такие практические навыки, как создание моделей машинного обучения, анализ больших данных, автоматизация рутинных задач или инвестиционного анализа, работа с алгоритмическими стратегиями, персонализация предложений, взаимодействие с ИИ-ассистентами и чат-ботами.
В сфере информационных технологий, как отметили опрошенные эксперты, одна из самых востребованных областей – разработка программного обеспечения с применением методов машинного и глубокого обучения. Требуется знание языков программирования, таких как Python и R, необходим опыт работы с фреймворками (готовыми шаблонами для создания собственного кода).
В сфере обеспечения безопасности, а также в проектах, связанных с внедрением автономных видов транспорта и роботехники, важную роль играет владение технологиями компьютерного зрения. Причем компьютерное зрение предполагает увязку и с другими технологиями, включая обработку естественного языка, периферийные вычисления, дополненную и виртуальную реальность (AR/VR).
В промышленном секторе и в сфере здравоохранения все чаще могут требоваться знания и умения, связанные с цифровыми двойниками. Это цифровые копии физических объектов или процессов, помогающие досконально изучить детали и повысить эффективность работы. Взаимодействие с цифровыми двойниками предполагает множество других подзадач: использование интернета вещей, опять-таки машинного обучения, а также облачных вычислений и технологий AR/VR.
По мнению Русаковой, уже примерно через год умение работать с ИИ может стать обязательным критерием многих вакансий. Причем, по словам экспертов, если у работников есть опыт взаимодействия с ИИ, то такие специалисты на рынке труда, как правило (почему «как правило» – далее поясним), ценятся выше.
По данным Моревой, в отраслях, где ИИ-навыки наиболее востребованы, например, в финтехе, банкинге и электронной коммерции, «зарплата может быть выше на 20% и более по сравнению с позициями, где навыки ИИ не требуются».
«Судя по вакансиям, наиболее активно работу с использованием ИИ ведут крупные IT- и телекоммуникационные компании, банки, сетевой ретейл. Как следствие, IT-специалисты, владеющие навыками работы с искусственным интеллектом, там очень востребованы и зарабатывают больше», – подтвердили в исследовательском центре портала Superjob.
Однако на рынке труда возникают и определенные противоречивые моменты. «Иногда работодатели указывают требования к навыкам ИИ без четкого понимания, как именно они будут использоваться в компании. Это может быть связано с желанием внедрить новые технологии, но без конкретного плана или выделенного бюджета», – сообщила Морева.
Аналогично и соискатели иногда добавляют в свои резюме некое владение технологиями ИИ тоже для галочки, не обладая при этом глубокими знаниями в этой области.
«ИИ уже изменил рынок и продолжает это делать. Важно, чтобы компании четко понимали, какие именно ИИ-навыки нужны, а сотрудники действительно учились ими пользоваться. В противном случае это действительно рискует превратиться в новый вариант строчки в резюме «уверенный пользователь ПК», – не исключил Граборов.
Кроме того, как говорит консультант направления «IT, телеком и финансовые институты» рекрутинговой компании Get experts Александра Попова, с одной стороны, в ряде проектов, связанных с созданием или внедрением ИИ-продуктов, «компании могут выделять больший бюджет из-за высокой популярности технологии и ограниченного числа специалистов на рынке, и это позволяет предлагать разработчикам и аналитикам с такими навыками более высокую зарплату».
Но с другой стороны, по ее уточнению, владение навыками работы с ИИ само по себе не всегда сказывается на зарплате сотрудника.
А иногда даже, наоборот, это может обесценить труд работника в глазах заказчика. «Пока IT-гиганты заняты машинным обучением, интернет наводнили тексты, картинки, видео и фейки, сгенерированные нейросетями. Работодатели решили, что нет смысла платить больше тем же маркетологам и дизайнерам, раз за них работает искусственный интеллект: средние зарплатные предложения для них ниже, чем для специалистов, работающих без использования нейросетей, – поделились своими наблюдениями эксперты исследовательского центра портала Superjob. – Ведь работодатели уверены, что использование нейросетей снижает временные затраты на рутинные операции, а потому не готовы платить больше».