Глава OpenAI Сэм Альтман и премьер-министр Японии Сигэру Исиба готовы к тесному взаимовыгодному сотрудничеству. Фото Reuters
Доказательством того, что в США действительно обеспокоены успехом китайского стартапа DeepSeek, можно считать азиатское турне главы OpenAI Сэма Альтмана. Его мотив очевиден: застолбить в формате совместных инвестпроектов рынки. Как только в ход пойдут большие деньги, страны-участницы сами не допустят китайских конкурентов, способных обвалить выстроенную экономическую конструкцию. Но и это не все. Особое внимание приковано теперь к Индии, потенциал которой вдохновил американских разработчиков, увидевших, с каким энтузиазмом власти Индии приступили к развитию собственного искусственного интеллекта (ИИ). OpenAI готова помочь.
Компания OpenAI, явно уязвленная успехом DeepSeek, решила укрепить позиции в Азии. Первым пунктом назначения азиатского турне Сэма Альтмана стал Токио. Японская компания SoftBank Group и OpenAI объявили о создании совместного предприятия в Японии для разработки и продажи ИИ-сервисов местным компаниям.
Американские разработчики предоставят поддержку в области ИИ-исследований, технологий и разработок, а SoftBank займется продажей и масштабированием технологических решений. Помимо этого, SoftBank будет ежегодно тратить по 3 млрд долл., чтобы использовать решения OpenAI в подразделениях своей группы.
Вторым пунктом назначения стал Сеул. Оператор крупнейшей южнокорейской соцсети Kakao и OpenAI анонсировали создание стратегического партнерства, включающего совместную разработку продуктов. Предусматривается интеграция ChatGPT и других ИИ-технологий OpenAI в сервисы Kakao. Альтман также объявил о предстоящем участии южнокорейских компаний в масштабном ИИ-проекте Вашингтона Stargate.
Практически одновременно с азиатским турне Альтмана в Японии и Южной Корее появились новости об ограничениях разного уровня, которые вводятся на использование китайского чат-бота DeepSeek. В основном речь идет об ограничениях для госслужащих, но в Южной Корее к запрету присоединились в том числе крупнейшие компании.
Но американским разработчикам нужно что-то еще – нечто большее. Мощным потенциалом сейчас обладает Индия, власти которой энергично взялись за промышленные и цифровые преобразования.
С 2020 года индийское правительство реализует специальную «схему стимулирования производства». Это субсидирование как местных, так и иностранных компаний, которые занимают лидирующие позиции в 14 ключевых отраслях экономики: от производства электронной продукции до выпуска беспилотных летательных аппаратов.
Главная цель выплат – превратить Индию в глобальный производственный центр. По специальной схеме уже было выделено в общей сложности 24 млрд долл, благодаря чему, по данным Минторга Индии, страна смогла рекордно увеличить экспорт мобильных телефонов, нарастить производство электроники, беспилотников и другой высокотехнологичной продукции.
И теперь власти Индии намерены совершить скачок в технологиях ИИ. В прошлом году правительство утвердило выделение в течение пяти лет более 1,2 млрд долл. на программу IndiaAI, в рамках которой будут развивать проекты, связанные с ИИ. Цели амбициозные: сделать Индию «мировым лидером в сфере искусственного интеллекта».
Затем было объявлено, что Индия планирует ускоренно разработать собственную модель генеративного искусственного интеллекта, причем с гораздо меньшими затратами, чем у других разработчиков. Повысить конкурентоспособность предполагается вновь за счет щедрых госинвестиций: власти планируют стимулировать из госсредств 40% вычислений, в результате чего, по данным СМИ, стоимость одного часа доступа к графическим процессорам составит менее 1 долл.
И Сэм Альтман тут как тут. «Индия – невероятный рынок для ИИ в целом, для нас тоже. Это наш второй по величине рынок после США. Количество пользователей здесь утроилось за последний год. Происходящие инновации, то, что люди создают в Индии, действительно невероятно. Мы рады сделать здесь гораздо больше, и я думаю, что индийская программа ИИ – отличный план. Индия будет создавать прекрасные модели», – рассказал он на прошлой неделе в интервью индийской прессе.
Особой точкой роста для Индии он считает создание малых «рассуждающих» ИИ-моделей, которые могут стать полезны, например, в сферах здравоохранения и образования.
Однако еще в 2023 году Альтман был настроен по отношению к Индии, наоборот, скептически. Тогда он называл ее шансы на создание ИИ-моделей уровня ChatGPT «совершенно безнадежными». А теперь, когда индийские компании обратили внимание на DeepSeek с его открытым кодом, когда и другим стал доступен механизм «дистилляции» (см. о нем «НГ» от 30.01.25), мнение у главы OpenAI резко изменилось.
Наконец, к Индии, которая вместе с Россией входит в БРИКС, присматриваются и в Европе. В понедельник в Париже стартует саммит, посвященный действиям в сфере ИИ, – AI Action Summit. Председателем на саммите будет президент Франции Эмманюэль Макрон, а сопредседателем – премьер-министр Индии Нарендра Моди, у которого после саммита – 12 февраля – должны состояться еще переговоры с Трампом.
Этот саммит станет площадкой для обсуждения путей глобального развития ИИ, ведь помимо руководства Евросоюза и Индии в нем примут участие представители власти Китая и США.
Европа тоже пытается сказать свое веское слово в перераспределении зон влияния. С той лишь разницей, что в гонке технологий она отстает и ничего противопоставить ни Вашингтону, ни Пекину не может. Поэтому европейские страны пытаются пойти по пути разработки регламентов, правил для функционирования IT-рынков – прежде всего рынков внутри самой Европы, но потенциально и вне Евросоюза.