0
298
Газета Экономика Печатная версия

05.02.2025 19:11:00

"Обнуление" иранской нефти может облегчить санкционное бремя России

Давление на Тегеран ударит по экономике КНР

Тэги: сша, трамп, иранский экспорт нефти, ядерная программа, санкции

Online версия

Все статьи по теме "Санкционные войны"


сша, трамп, иранский экспорт нефти, ядерная программа, санкции Иранские поставщики нефти научились обходить американские санкции. Фото Reuters

Президент США Дональд Трамп заявил, что намерен добиться остановки иранского экспорта нефти. Формальным поводом являются претензии Вашингтона к ядерной программе Тегерана. Обнуление экспорта иранской нефти ударит в первую очередь по Китаю как ее основному покупателю, говорят эксперты. Действия Трампа на нефтяном рынке им кажутся противоречивыми. Попытка «обнулить» нефтяной сектор Ирана может привести к резкой разбалансировке рынка, подъему цен выше 90 долл. за баррель и, возможно, к снижению строгости соблюдения санкций в отношении российской нефти.

Новая администрация США объявила о намерении применять самую агрессивную политику санкций в отношении Ирана, чтобы свести объемы экспорта нефти из этой страны к нулю. Дональд Трамп также пообещал вводить против Тегерана жесткие санкции. «Сегодня я также принял меры по восстановлению политики максимального давления на иранский режим, и мы вновь будем применять самые агрессивные из возможных санкций, чтобы свести к нулю экспорт иранской нефти и сократить возможности режима финансировать террор в регионе и во всем мире», – сказал президент США. Он напомнил, что по окончании его первого президентского срока в 2021 году Иран не мог продавать нефть. «Никто не покупал нефть, потому что я сказал: не покупайте ее. Если вы ее купите, вы не будете вести никаких дел с Соединенными Штатами», – заявил Трамп.

Ранее президент США подписал указ о восстановлении максимального давления США на Иран. Однако он выразил надежду на то, что Вашингтону «не придется очень часто им пользоваться». Как следует из сообщения Белого дома, Ирану следует отказать в обладании ядерным оружием и межконтинентальными баллистическими ракетами. Главе Минфина США будет поручено «оказать максимальное экономическое давление на правительство Ирана, в том числе путем введения санкций или применения механизмов принуждения к тем, кто действует в нарушение существующих санкций».

Кроме того, Минфин выпустит руководство для всех соответствующих секторов бизнеса, включая судоходство, страхование и портовых операторов, о рисках для тех, кто будет сознательно нарушать санкции США в отношении Ирана.

Глава МИД Ирана Аббас Арагчи назвал в среду объявленную Трампом кампанию максимального давления на Иран «провальным экспериментом». Однако добавил: «Если главная проблема заключается в том, чтобы гарантировать, что Иран не будет стремиться к созданию ядерного оружия, то это достижимо и не является сложной задачей».

Министр нефти Ирана Мохсен Пакнежад в свете новых американских угроз объявил, что в скором времени в присутствии президента Ирана Масуда Пезешкиана будет подписан «один из крупнейших в истории страны нефтяных договоров». Однако его содержание будет оглашено только после подписания.

Во время своего первого президентского срока Дональд Трамп действительно значительно сократил экспорт иранской нефти. Однако при бывшем президенте США Джозефе Байдене экспорт иранской нефти увеличился, поскольку Тегеран нашел способы обойти эти санкции. Весной прошлого года Иран превратился в третьего по величине производителя нефти в ОПЕК и добывал около 3 млн барр. нефти в сутки (б/с), или около 3% мировой добычи. Основным покупателем иранской нефти остается Китай. Во время же первого президентского срока Трампа Тегеран прекратил публикацию данных об экспорте сырья, однако, по оценкам отраслевых аналитиков, они сокращались до минимальных 200 тыс. б/с. А уже в 2022 году Иран поставлял свыше 1 млн б/с.

По оценкам Управления энергетической информации США, экспорт нефти принес Тегерану 53 млрд долл. в 2023 году против 54 млрд годом ранее. Сокращение экспорта сырья, таким образом, станет серьезным ударом по экономике страны.

Однако эксперты напоминают о том, что Тегеран с успехом обходил санкции США и ранее. Иран большую часть своей нефти и сейчас, и ранее поставляет в первую очередь Китаю. Продажи шли в основном в китайской валюте, избегая доллара и воздействия американских регуляторов.

Эксперт Института Гайдара Гасан Рамазанов напоминает, что в 2018 году Иран экспортировал 1,8 млн б/с, а в 2020 году объем экспорта снизился до 404 тыс. б/с. «Тогда мировой рынок отреагировал на политику США повышением цен на нефть. Однако ситуация стабилизировалась благодаря арабским государствам Персидского залива, которые заменили иранские поставки нефти на мировой рынок», – рассказывает он.

После ухода администрации Трампа экспорт иранской нефти на мировой рынок восстановился, и к 2023 году его объем достиг 1,3 млн б/с. «В 2024 году Иран экспортировал 1,29 млн б/с, основным покупателем был Китай. То есть давление на иранский нефтяной сектор будет оказываться через Китай, как это было во время первого президентства Трампа, когда китайские государственные нефтяные компании подвергались американским санкциям за импорт иранской нефти», – замечает эксперт. Рамазанов при этом считает, что усиленная санкционная политика в отношении нефтяного сектора Ирана приведет к росту цен на нефть, китайские компании потеряют часть нефтяных поставок, а Россия, наоборот, может увеличить поставки нефти на азиатский рынок.

И пока Исламское государство продолжает наращивать добычу. В декабре прошлого года средняя ежедневная добыча составляла 3,3 млн баррелей. Международный валютный фонд (МВФ) прогнозирует, что в текущем году производство черного золота в Иране превысит 3 млн б/с. Министр нефти Ирана Мохсен Пакнежад заявлял, что уже к апрелю этого года страна увеличит добычу до 3,85 млн б/с.

Международное энергетическое агентство (МЭА) полагает, что Саудовская Аравия, ОАЭ и другие члены ОПЕК смогут компенсировать любые потери экспорта из Ирана. По мнению западных аналитиков, возвращение жесткой санкционной политики против Ирана означает новый виток геополитической напряженности и риски для нефтяного рынка. Ограничение поставок может привести к дефициту, если другие крупные экспортеры не смогут быстро восполнить потери. В ответ на меры Саудовская Аравия и США могут увеличить добычу, чтобы компенсировать выпадающий объем иранской нефти, что усилит их влияние на рынке.

Иран не единственная страна – экспортер нефти, которой угрожает Дональд Трамп. Ранее американский лидер заявил, что не намерен закупать нефть у Венесуэлы. «Я был очень удивлен, когда узнал, что Байден согласился покупать много нефти у Венесуэлы. Они покупали миллионы баррелей нефти. Мы не позволим, чтобы эти глупости происходили», – подчеркнул он.

Спецпредставитель США по Латинской Америке Маурисио Клавер-Кароне отметил, что Штаты не испытывают необходимости в импорте нефти из Венесуэлы, подчеркивая стремление страны к энергетической независимости. В 2022 году администрация Байдена частично ослабила санкции против Венесуэлы, позволив компании Chevron возобновить добычу и экспорт венесуэльской нефти. В 2024 году экспорт нефти из Венесуэлы увеличился на 10,5%, достигнув среднего показателя в 772 тыс. б/с – максимума с 2019 года. Основными импортерами стали Китай и США, куда Chevron поставляла значительные объемы нефти.

В январе президент США Дональд Трамп обнародовал масштабный план по максимизации добычи нефти и газа, в том числе путем объявления чрезвычайного положения в энергетической отрасли для более быстрой выдачи разрешений и сворачивания мер по защите окружающей среды. Тогда же он публично призвал ОПЕК и Саудовскую Аравию снизить цены на нефть, заявив, что это необходимо для быстрого завершения кризиса в Украине. По его словам, если цена упадет, конфликт между Россией и Украиной завершится немедленно. «Прямо сейчас цена достаточно высока», – говорил Трамп, подчеркивая, что ОПЕК нужно перестать получать так много денег и опустить цены на нефть (см. «НГ» от 03.02.25).

По замыслу Трампа, следствием всех его действий станет снижение цен на нефть, говорят эксперты. «Повышение добычи нефти в США, давление на Иран – все его последние заявления делаются для того, чтобы снизить цены на нефть. Было сказано, что главным рычагом давления на Россию должно стать снижение цен на нефть», – говорит начальник аналитического отдела компании «Риком-Траст» Олег Абелев.

Вместе с тем, продолжает он, США заинтересованы в том, чтобы цены на нефть не снижались ниже определенного уровня, иначе рентабельность нефтяных проектов американских компаний может уйти в отрицательную зону. «Трамп нацелен на проведение торговых войн, жесткую политику, строгое выполнение санкций по экспорту нефти. Все делается для того, чтобы компании других стран покупали меньшую часть иранской нефти. Например, Китай и Иран сейчас активно торгуют друг с другом вне доллара, что страшно раздражает Трампа, и он будет делать все возможное, чтобы расстроить торговлю нефтью между этими странами», – считает Абелев.

«Наложение со стороны США ограничения на экспорт иранской нефти может привести к выпадению из мировых оборотов около 1,5 млн б/с, или 1% от мирового спроса», – говорит доцент Президентской академии Тамара Сафонова. Она полагает, что другие поставщики смогут пропорционально нарастить свою добычу. «Ужесточение давления на Иран потенциально может поддержать нефтяные цены и даже способствовать их росту. Но Россия скорее всего не сможет извлечь выгоду из данной ситуации, так как сама находится под санкционным давлением США», – сомневается эксперт «БКС Мир инвестиций» Людмила Рокотянская.

«Давление США на Иран может быть довольно рискованным, поскольку страна активно наращивает добычу: с 2,55 млн баррелей в сутки в конце 2022 года она поднялась до 2,85 в конце 2023-го, затем до 3,45 в конце 2024 года, а ближайшей целью является 3,85, что соответствует и досанкционным уровням», – подчеркивает руководитель управления аналитических исследований «АВИ Кэпитал» Дмитрий Александров. Эксперт считает, что полностью убрать такие объемы с рынка невозможно, а реакция цен будет очень резкой.

«Кроме того, физико-химические свойства иранской, венесуэльской и российской нефти позволяют взаимозаменять их на некоторых НПЗ, поэтому одновременная конфронтация и эмбарго, даже частичное, в отношении всех трех стран выглядит затруднительным (Венесуэла имеет малые объемы, но транспортное плечо короткое, и многие НПЗ юга США строились именно под ту нефть и ее логистику). Попытка именно «обнулить» нефтяной сектор Ирана может привести к резкой разбалансировке рынка, росту цен выше 90 долл. за баррель и, возможно, снижению «строгости» соблюдения санкций в отношении российской нефти и судов основными импортерами», – говорит Александров. 



Читайте также


Нетаньяху нужен повод для удара по Тегерану

Нетаньяху нужен повод для удара по Тегерану

Игорь Субботин

США и Израиль опасаются темпа иранских ядерных разработок

0
1660
Суверенный фонд США построят на долгах и бюджетном дефиците

Суверенный фонд США построят на долгах и бюджетном дефиците

Ольга Соловьева

Реальным наполнением "американской кубышки" будут только новые таможенные сборы

0
1469
Визит Исибы в Вашингтон может оказаться судьбоносным

Визит Исибы в Вашингтон может оказаться судьбоносным

Юрий Паниев

Япония готова ориентироваться в энергетической политике на США

0
1831
Зеленский сам планировал предложить Трампу редкоземельные металлы

Зеленский сам планировал предложить Трампу редкоземельные металлы

Наталья Приходко

Ключевые месторождения важных для США ресурсов находятся под контролем России

0
1997

Другие новости