Вертолетные площадки из алюминия эффективны как на труднодоступных территориях, так и в мегаполисах. Фото пресс-службы Алюминиевой ассоциации
В Москве проходит XII Национальная выставка и форум инфраструктуры гражданской авиации (NAIS). Свою продукцию на площадке представили свыше 140 компаний из России, Белоруссии, Китая, Ирана. Среди них – макеты авиационных двигателей, беспилотные авиационные системы и средства противодействия им, бортовая электроника и многое другое. Увидят посетители и новейшие алюминиевые разработки для авиации. Российские компании, занимающиеся такими проектами, наращивают портфель заказов. На форуме проходят новые переговоры в этой области.
Контейнеры нарасхват
В частности, компания «Авиа-профит», выпускающая алюминиевые контейнеры и паллеты для перевозки багажа пассажиров и грузов, на Национальной выставке инфраструктуры гражданской авиации-2025 проведет очередные переговоры с авиакомпаниями. Интерес к ее продукции высок: ведущими российскими перевозчиками заказаны уже примерно 200 авиационных средств пакетирования, рассказал главный конструктор по авиационному направлению Алюминиевой ассоциации Артур Арутюнов.
«Авиа-профит» только в конце 2024 года получила от Межгосударственного авиационного комитета (МАК) сертификат типа на контейнеры и паллеты собственной разработки (см. «НГ» от 23.12.24). Это первый такой случай: ранее оборудование для перевозки авиационных грузов и багажа в России не производилось и не получало одобрения регуляторов, российские авиакомпании его импортировали. Сертификат типа МАК означает, что оборудования безопасно для эксплуатации и производитель может поставлять его авиакомпаниям.
Всестороннюю поддержку проекту оказала отечественная авиакомпания Red Wings: в течение 2024 года авиакомпания совместно с «Авиа-профит» и МАК проводила испытания средств пакетирования, Red Wings также стала первым коммерческим заказчиком российских контейнеров и паллет.
Производитель уже расширил линейку своей продукции до 10 моделей контейнеров и паллет, сообщил Артур Арутюнов. По его словам, «Авиа-профит» производит и поставляет оборудование по уже заключенным контрактам и ведет переговоры с авиакомпаниями по увеличению портфеля заказов, в том числе с иностранными перевозчиками на поставку около 150 контейнеров и паллет.
Ранее российские авиакомпании импортировали авиационные средства пакетирования в основном из Норвегии, Нидерландов, Германии и Китая. В 2022 году они стали испытывать дефицит этого оборудования, так как европейские поставщики ушли с российского рынка и Китай остался единственным поставщиком. По словам Артура Арутюнова, ежегодная потребность только российских авиакомпаний в новых контейнерах и паллетах составляет 650-800 единиц.
Посетители выставки NAIS могут познакомиться с новейшими разработками для авиации. Фото с сайта www.naisrussia.ru |
Первая площадка в столице
В свою очередь, руководитель проекта Алюминиевой ассоциации Елена Котельникова на NAIS-2025 рассказала, что в конце 2024 года первая алюминиевая вертолетная площадка была установлена в Москве, она используется для работы санитарной и противопожарной авиации. А в общей сложности производитель вертодромов «Сегал» за два года поставил свыше 30 таких площадок по всей России, от Сахалина до Краснодара, а также в Казахстан.
Санитарной эвакуацией в Москве занимается учрежденная мэрией столицы авиакомпания Московский авиационный центр (МАЦ). Только за первые десять месяцев 2024 года ее вертолеты доставили в московские больницы 308 пострадавших и больных, и помогли потушить 11 крупных пожаров, рассказывал мэр столицы Сергей Собянин. Авиапарк МАЦ состоит из вертолетов Ми-26, ВК 117С-2, Ка-32 и Bell 429.
Согласно материалам МАЦ, центр действительно в конце прошлого года закупил и установил на свой авиабазе на юге столицы алюминиевую посадочную площадку.
Алюминиевая сборно-разборная площадка – это новое эффективное решение для развития инфраструктуры гражданской авиации. Особенно оно незаменимо для удаленных территорий. Возведение стандартных вертодромов здесь зачастую осложнено коротким строительным сезоном и сложностью доставки материалов. Длительность только подготовительных работ на труднодоступных территориях может составить несколько месяцев, а затраты – сотни миллионов рублей. Наоборот, алюминиевый вертодром площадью 440 кв. м, рассчитанный на вертолет Ми-26 (самый тяжелый серийный грузовой вертолет в мире), собирается за 4 часа, весит всего 12,7 т и доставляется на место в разобранном виде одним рейсом вертолета.
Сочетание легкости и прочности алюминия позволяет значительно экономить при доставке и монтаже объекта. Аналогичная по размерам традиционная вертолетная площадка из бетона будет в 10 раз тяжелее. Эффективна алюминиевая площадка также для мегаполисов и развитых территорий, так как ее можно быстро разбирать и перемещать по желанию эксплуатанта.
«Сегал» помимо площадок для тяжелых (Ми-26) и средних вертолетов (семейства Ми-8 и Ка-32) разработал площадку для сверхлегких вертолетов, добавила Елена Котельникова. Она может принимать пилотируемые суда массой до 5 т и беспилотники, а благодаря меньшей материалоемкости стоит дешевле.
Особенно эффективно использовать такую облегченную площадку на неустойчивых грунтах, в неблагоприятных природно-климатических и инженерно-геологических условиях, в местах, где отсутствуют необходимая техника и строительные материалы. Искусственные покрытия из алюминия позволяют улучшить условия и сроки эксплуатации летательных аппаратов, их можно неоднократно передислоцировать или использовать сезонно.
Решения для терминалов
Еще одно алюминиевое решение выставке – это быстровозводимые некапитальные здания, каркасно-тентовые и модульные конструкция для возведения ангаров и укрытий для технического обслуживания воздушных судов и даже терминалов небольших аэропортов. Они предназначены, например, для сезонного или круглогодичного использования без отопления или для долговременной круглогодичной эксплуатации с комплексом инженерных систем и оборудования.
Эти решения уже успешно применены на труднодоступных территориях и являются практически незаменимыми для развития транспортной доступности Русского севера, Дальнего Востока и Сибири. Применения алюминия ведет к сокращению расходов на транспортировку и монтаж. Это легкая и не подверженная коррозии альтернатива для стальных и бетонных конструкций, при этом экономия на строительстве может достигать 50%.