Выпускники ссузов очень востребованы на промышленных предприятиях. Фото агентства «Москва»
Российские промышленные предприятия в идеале хотели бы решать кадровую проблему за счет либо выпускников средних специальных учебных заведений (ссузов), либо работников с других заводов того же региона. А самым нежелательным вариантом для большинства промпредприятий стало трудоустройство мигрантов из Средней Азии и Казахстана, показали опросы Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН. На практике же предприятиям приходится корректировать предпочтения, работая, как говорится, с тем, что имеем.
На российских промпредприятиях кадровые ожидания сильно расходятся с реальностью: заводы хотели бы нанимать квалифицированных работников, но трудоустраивать им приходится любого, кто откликнулся на вакансию.
По итогам опросов промпредприятий, которые теперь проводятся в ИНП РАН (ранее эти опросы делал Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара), удалось сравнить, как у работодателей распределяются предпочтительные источники набора работников и реальные.
«Самыми предпочтительными источниками решения кадрового вопроса в части квалифицированных рабочих предприятия считают средние специальные учебные заведения и промышленные предприятия своего региона. Эти источники хотели бы использовать по 60% предприятий», – сообщил в новом обзоре эксперт ИНП РАН Сергей Цухло.
На второе место с большим отрывом в этом рейтинге поставлены предприятия – доноры других регионов, что, как считает эксперт, логично в условиях неразвитой внутренней трудовой миграции. Этот вариант ответа получил 30% упоминаний.
Готовность нанять любых соискателей, которых придется всему обучать непосредственно на производстве, выразили только 16% предприятий. В пенсионерах «заинтересованы лишь 10% отечественных производителей». Курьеров готовы взять на работу 5% предприятий.
А замыкают этот очень пестрый с точки зрения вариантов рейтинг мигранты из Средней Азии и Казахстана. По данным ИНП РАН, их были бы готовы нанять только 1% опрошенных промпредприятий.
В реальности все оказалось несколько иначе: в чем-то ожидания предприятий почти совпали с их возможностями, но в то же время по многим пунктам как раз, наоборот, промышленным предприятиям приходится сейчас вопреки предпочтениям мириться с существующими дисбалансами и ограничениями рынка труда.
Хорошая новость в том, что сейчас набор рабочих из выпускников ссузов продемонстрировал почти полное совпадение предпочтений и реальных возможностей предприятий. По факту 62% промпредприятий заявляют о трудоустройстве выпускников (хотели бы их нанимать, напомним, 60%).
А дальше начинаются проблемы. Судя по опросам, в этом году самым массовым каналом станет прием на работу любых соискателей вне зависимости от квалификации, навыков, опыта с их последующим вынужденным обучением на предприятии. «Реальная распространенность этой практики оказалась в четыре раза выше желанной», – сообщил Цухло. Объясним, что имеется в виду. Как уже было сказано, лишь 16% промпредприятий не против нанимать абсолютно любых неопытных работников, но по факту вынуждены это делать 65% предприятий – вот и разрыв в 4 раза.
Но даже это еще не самый противоречивый ответ. «Абсолютным лидером по части отрыва реальных возможностей от желаний стали мигранты из Средней Азии и Казахстана», – обратил внимание Цухло. В этом случае разрыв достигает 13 раз, потому что, напомним, нанимать мигрантов из Средней Азии и Казахстана в целом были готовы представители 1% промпредприятий, а по факту это делают 13% работодателей, следует из обзора.
Одновременно с этим Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), опираясь на результаты собственных опросов, предлагает сделать ставку на привлечение именно иностранной рабочей силы. РСПП отстаивает интересы крупного бизнеса, объединяя, как сообщается на его сайте, во всех регионах страны тысячи российских компаний: промышленных, научных, финансовых.
«Мы проводим регулярный опрос среди своих членов, и, согласно нашему опросу, 27% компаний используют иностранные трудовые ресурсы в своей деятельности. Это, безусловно, очень весомая цифра, и она,по нашим данным, растет», – сообщил глава РСПП Александр Шохин. Он добавил, что 83% опрошенных компаний сталкиваются с дефицитом кадров, и это делает привлечение иностранных работников актуальным вопросом.
Однако, как уточнил Шохин, некоторые компании избегают привлечения иностранных работников «из-за возможных рисков, связанных с введением ограничений на региональном уровне».
По данным отраслевого союза, именно эти риски упоминают около 59% предприятий, которые не привлекают к работе иностранных работников.
В итоге промышленники и предприниматели предложили ряд мер, в том числе такие, как создание «цифрового профиля мигранта», отмена региональных ограничений для действия патента, утверждение перечня востребованных сфер и профессий, где квоты на временное проживание могут не применяться, пересмотр порядка регулирования использования мигрантов в отдельных сферах (общепит, транспорт), распространение среди мигрантов программ добровольного медицинского страхования.
Поясним: патент нужен иностранцу, который въехал в Россию в безвизовом порядке и не имеет разрешения на временное проживание или вида на жительство. Например, это касается трудовых мигрантов из Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана. Те, кто приезжает в РФ по визе, должны оформлять не патент, а разрешение на работу. Гражданам стран, входящих в Евразийский экономический союз (Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия), не требуются ни патент, ни разрешение.
И кстати, если ориентироваться на опросы ИНП РАН, то промышленные предприятия могут заметно менять свои оценки в зависимости от того, о каких именно иностранных работниках идет речь. Например, наиболее востребованными предприятия считают иностранных работников из Белоруссии: их готовы нанимать 4% опрошенных ИНП РАН работодателей.
Кадровая проблема при этом пока только обостряется. По новым данным Минтруда, в перспективе до 2030 года по сравнению с базовым 2022-м на российский рынок труда необходимо будет дополнительно привлечь в целом 3,1 млн человек. Эта оценка была повышена: ранее дополнительная потребность в работниках оценивалась в 2,4 млн человек.
Наибольший прирост кадровой потребности ожидается в обрабатывающей отрасли, а также в индустрии гостеприимства, в области транспортировки и хранения грузов, науке.