В прошлом году в РФ запустили отечественные низкоорбитальные спутники связи, которые потенциально помогут покрыть быстрым интернетом всю страну. Фото с сайта www.roscosmos.ru
В мире идет бескомпромиссная технологическая гонка. В правительстве РФ эту гонку признают и обсуждают с партнерами из других стран. Но какое место в ней по факту отведено России, наблюдающей сейчас, например, за столкновением искусственных интеллектов США и Китая, редко кто четко артикулирует. Ведь технологические прорывы зависят не только от финансирования исследований, успехов ученых и готовности бизнеса реализовывать смелые идеи на практике. Как показывает ситуация с беспилотниками или технологией 5G, для рывка требуется наличие еще одного фактора – политической воли, позволяющей устранить межведомственные столкновения интересов.
Слова премьера Михаила Мишустина о технологической гонке прозвучали как никогда актуально: фактически весь мир стал сейчас свидетелем столкновения двух держав, отстаивающих статус глобального технологического лидера.
Выступая на пленарной сессии форума «Digital Almaty 2025», Мишустин перечислил, на каких пяти составляющих будет основываться мировая цифровая архитектура будущего. Это данные: в частности, они, по словам Мишустина, формируются многочисленными устройствами, высокочувствительными датчиками и сенсорами. Далее: это сети сбора и передачи информации в режиме реального времени – наземные и спутниковые системы связи следующего поколения, способные обеспечить глобальное покрытие сервисами высокоскоростного доступа к интернету. Это инфраструктура для обработки и хранения данных. Это облачные программные платформы, алгоритмы, большие языковые модели и нейросети. И наконец, это комплексные системы кибербезопасности.
«В России мы очень серьезно занимаемся этими вопросами и готовы делиться своим опытом», – сообщил на форуме в Казахстане Мишустин. Как отметил премьер, в построении глобальной цифровой архитектуры все отчетливее проявляются противоречия, да и сами подходы к вопросам устранения цифрового неравенства разнятся. Замечание тоже актуальное, ведь проблема цифрового неравенства характерна и для России.
На карте страны сосуществуют как отрезанные от доступной связи населенные пункты, так и мегаполисы, впечатляющие иностранцев повсеместной интернетизацией. Перевод же госуслуг на цифровые рельсы как упрощает взаимодействие населения с учреждениями, так и парадоксальным образом, наоборот, иногда осложняет доступ к полноценному обслуживанию: чат-боты с их схематичными ответами и сервисы для записи, демонстрирующие, что уже никуда не записаться, остаются глухи к потребностям живого человека. Разговоры же о кибербезопасности вновь и вновь сопровождаются утечками данных.
Но такие издержки цифровизации, как представляется, вполне можно минимизировать при должном внимании. Сложнее достигать технологического лидерства, не имея принципиального решения по вопросам, касающимся особых сфер ответственности, их разграничения.
Пример – развитие беспилотных авиационных систем не в военной, а в гражданской сфере. «Прежде всего необходимо скорее, как говорят специалисты, открыть небо для гражданских беспилотников... Это сложный вопрос, особенно сегодня, очень чувствительный. Но надо идти вперед, надо что-то делать», – обратил внимание на минувшей неделе президент Владимир Путин в ходе совещания в Тольятти.
«Это принципиальный вопрос для опережающего развития отрасли, для испытаний и массового производства новой продукции», – отметил президент. Конечно, работа по открытию воздушного пространства для гражданских беспилотников должна вестись с соблюдением требований безопасности, но, как при этом сказал Путин, не путем же повсеместных запретов и тотального бюрократического регулирования.
На этом же совещании президент сообщил и о принятом даже не решении, а пока только предложении установить новый класс воздушного пространства Российской Федерации для упрощенного использования беспилотными воздушными судами.
«В целом необходимо быстрее внедрять принципиально новые механизмы управления и координации полетов всех типов воздушных судов – от небольшого коптера до дальнемагистральных самолетов и космических аппаратов... Это непростая, но абсолютно решаемая задача, – сказал также Путин. – Надо только этим заниматься целенаправленно».
По его словам, нужна «бесшовная архитектура воздушного и космического пространства», а это требует не только специальной наземной инфраструктуры, но и создания спутниковых группировок. «Уже к 1 июня текущего года нужно определить детальный, поэтапный план данной работы. Прошу коллег из правительства и Роскосмоса снять все межведомственные противоречия, определить необходимые параметры таких группировок», – вновь и вновь торопил участников совещания президент.
Не менее спорный вопрос – внедрение технологии 5G, с которой напрямую увязываются дальнейшие успехи в области интернета вещей, «умных» промышленных кластеров, да и в целом «умных» городов, телемедицины, того же беспилотного транспорта в разных его проявлениях.
Как сообщается в обзоре, подготовленном экспертами платформы «Национальная технологическая инициатива» (среди авторов спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков), для обеспечения качественной беспроводной связи, например, в Китае развернуто 3,28 млн базовых станций 5G, в США – 100 тыс. базовых станций, а в России «разработано 100 базовых станций 5G».
«При этом прогнозная потребность покрытия беспроводной связью 5G Москвы и Санкт-Петербурга соответствует примерно 140 тыс. станций», – отмечается в обзоре под названием «Методические подходы к разработке модели суверенного технологического развития» (опубликован в журнале «Проблемы прогнозирования»). По словам экспертов, на примере России очевидно, что по целому ряду направлений необходимо существенно повысить темпы и уровень научно-технических разработок для достижения технологического суверенитета.
Весной прошлого года Минцифры сообщило, что Россия впервые запустила низкоорбитальные спутники связи с 5G. Миссия пока носит исследовательский характер. Но планы грандиозные: создание по итогам проведенных экспериментов отечественного сервиса широкополосной спутниковой связи, который сможет покрыть быстрым интернетом всю страну.
А пока что как о большом достижении сообщается о запуске в городской среде лишь единичных пилотных зон, обеспечивающих на базе отечественного оборудования функционирование связи 5G. В целом же экономическое обоснование практически любых проектов 5G все еще вызывает большие сомнения у участников рынка – из-за существующих ограничений, требований, недоступности наиболее подходящих частот и постоянных межведомственных выяснений правил игры.