0
337
Газета Экономика Печатная версия

20.01.2025 20:00:00

Молодежь нашла зарплатные лазейки

Большинство работников так и не впечатлились ростом своих трудовых доходов

Тэги: опрос, удовлетворенность, отрасли, средние зарплаты, трудовые доходы, молодежь, потребительская уверенность


опрос, удовлетворенность, отрасли, средние зарплаты, трудовые доходы, молодежь, потребительская уверенность Фото Reuters

Несмотря на то что рост средних зарплат в стране все еще близок к рекордному, большинство работников, участвующих в опросах, трудовыми доходами до сих пор недовольны. Переломить эту тенденцию сложно, тем более что зарплаты растут не у всех, неравномерно и, в понимании самих работников, не всегда обоснованно. Но есть группа населения, которая не просто демонстрирует более высокую, чем у других, потребительскую уверенность, а становится все увереннее. Это молодежь до 30 лет. Эксперты ссылаются на возросшую востребованность молодежи на рынке труда.

По итогам 2024 года полностью удовлетворены своим трудовым доходом только 7% из 2,5 тыс. работников, опрошенных рекрутинговой компанией Get experts. В целом удовлетворены около 38%, а не удовлетворены – 55%.

По сравнению с тем, что было по итогам 2023 года, распределение ответов изменилось очень незначительно. Опрос также выявил, что главными причинами недовольства сейчас стали недостаточный размер оклада (74% упоминаний), отсутствие ежегодной индексации (32%), низкие бонусы или их отсутствие (31%) и отсутствие компенсаций за проезд, питание и т.д. (23%). Также в списке причин неудовлетворенности в отдельных случаях наличие серых зарплат, задержки в выплате денег, инфляция.

И это несмотря на то, что зафиксированный официальной статистикой рост средних по экономике зарплат пока еще близок к рекордному. По итогам января–октября 2024-го (последние доступные данные Росстата), в номинальном выражении зарплаты в России увеличились почти на 18% по отношению к тому же периоду 2023-го, а в реальном выражении, то есть с учетом инфляции, – почти на 9%.

Усредненные цифры, однако, обычно красиво смотрятся в официальных отчетах, но при этом дают мало понимания о реальной картине, которая как раз очень неоднородна.

«Разброс зарплат по отраслям, регионам и предприятиям в России достаточно высок, – напомнила руководитель отдела компании «Финам» Ольга Беленькая. – Так, по данным Росстата, средняя ежемесячная зарплата по России в январе–октябре была чуть выше 84 тыс. руб., но в ряде отраслей (сельское хозяйство, розничная торговля, гостиницы и общепит, образование) она за тот же период заметно ниже: 50–65 тыс. руб. И этого уровня зарплат, особенно при распределении доходов работающих на всю семью, где могут быть дети, пенсионеры и т.д., может просто не хватать для поддержания желаемого уровня потребления».

Да и, как отметила эксперт, на бытовом уровне люди обычно сопоставляют рост своих зарплат (если он вообще есть) не с официальной инфляцией от Росстата, а с некоторой личной, наблюдаемой ими в магазинах инфляцией. По данным фонда «Общественное мнение», рассчитывающего по итогам соцопросов для Центробанка такие показатели, медианная оценка потребителями наблюдаемой ими годовой инфляции в декабре 2024-го достигала 15,9%. Медиана – тот уровень, выше и ниже которого называют ровно половина опрошенных.

Директор компании Ancor Consulting Юлия Подоксенова, в свою очередь, пояснила, что из-за сохранения на рынке труда кадрового дефицита по ряду направлений, часть работодателей начинают активно конкурировать за сотрудников, что выражается в более щедрых зарплатных предложениях. И другие работники – в том числе в отраслях и на предприятиях, где зарплатная гонка менее проявлена, – это видят и учитывают.

При этом, по оценкам Подоксеновой, работникам сейчас в основном стало проще менять место трудоустройства: «Они понимают, что могут легко выйти на новое место с более высоким уровнем дохода». «Все эти факторы приводят к тому, что, несмотря на рост зарплат, уровень удовлетворенности вознаграждением и социальным пакетом ниже по сравнению с ситуацией двух- или трехлетней давности», – пояснила эксперт. И зарплатные ожидания сильно растут, причем уже повсеместно.

Еще один фактор, о котором ранее писала «НГ» с опорой на выводы Высшей школы госуправления Президентской академии, состоит в том, что в ряде случаев даже не сам размер зарплаты разочаровывает работников, а отсутствие на предприятии прозрачной и справедливой системы вознаграждения. Поэтому главное, на чем сейчас необходимо сфокусироваться работодателям, – это обеспечение обоснованного соотношения постоянной части вознаграждения (оклада, ставки) и переменной (премии), это прозрачность и понятность для каждого сотрудника выстроенной на предприятии системы мотивации (см. «НГ» от 15.12.24).

Впрочем, пока основная часть работников пытается сейчас соотнести получаемые на руки деньги и ценники в магазинах со своими ожиданиями, определенная группа населения одновременно с этим становится как будто все увереннее и увереннее. Это следует из нового обзора Высшей школы экономики (ВШЭ) потребительских настроений. В обзоре использованы результаты ежеквартальных опросов более 5 тыс. человек в возрасте от 16 лет и старше, проводимых Росстатом.

Как в нем сообщается, в четвертом квартале 2024-го традиционно самый позитивный результат специально рассчитываемого индекса потребительской уверенности выявлен в группе респондентов в возрасте до 30 лет. Но есть одна тонкость. Показатель потребительской уверенности среди молодежи сейчас не просто, как это уже годами происходит, выше, чем у представителей других возрастных групп, но еще и достигает теперь лучших за последние 10 лет значений.

Первое из объяснений ВШЭ: «Видимо, практически постоянное лидерство младшей возрастной группы по сравнению с более старшими стратами объясняется тем, что многие из них находятся под финансовым патронатом именно старшего поколения, зачастую получая для себя внутрисемейные финансовые трансферты от старшего поколения для поддержания удовлетворительных жизненных стандартов».

Для молодежи, как считают эксперты ВШЭ, главное – это впечатления, коммуникации со сверстниками и получение достойного образования. «Большинство из них пока еще не обременены фундаментальной заботой о материальном обеспечении всей своей семьи, в том числе покупкой дорогостоящих товаров длительного пользования (таких как квартиры, дачи, автомобили, дорогостоящая бытовая техника, мебель и др.). Для них рост инфляционных ожиданий, падения курса рубля и повышательное движение «ключа» Центробанка РФ является лишь косвенным стрессовым событием», – перечислили авторы обзора.

Эти аргументы, однако, вне времени. А как объяснить именно текущие всплески потребительской уверенности, заметно выбивающиеся из прежних диапазонов? В этом случае эксперты ВШЭ отметили, что, по данным Росстата, «за последние шесть–девять месяцев резко сократился – до 19,2% – уровень безработицы среди молодежи до 25 лет, который еще два-три года назад превышал 25%». Причем, как показывают сегодняшние реалии на рынке труда, данная возрастная группа, по уточнению ВШЭ, «может, даже не имея высшего образования, найти себе работу далеко не в самой высокодоходной сфере услуг и торговле с заработной платой, более чем в два раза превышающей среднюю оплату труда в целом по экономике России». 


Читайте также


Антисемитизм в России и мире: мифы и реальность

Антисемитизм в России и мире: мифы и реальность

Герман Захарьяев

Во всем ли можно полагаться на свежие данные Антидиффамационной лиги

0
1545
Россияне хотели бы жить под властью князя Владимира

Россияне хотели бы жить под властью князя Владимира

Дарья Гармоненко

Согласно соцопросу, в "правящую элиту" также входят Илья Муромец и Василиса Премудрая

0
4150
О школьных исторических знаниях россиян

О школьных исторических знаниях россиян

Память современного общества горизонтальна, а не вертикальна

0
4386
Каждый второй россиянин хочет начать вести здоровый образ жизни в наступающем году - опрос

Каждый второй россиянин хочет начать вести здоровый образ жизни в наступающем году - опрос

0
13331

Другие новости