Автомобили в России продаются в основном в кредит, а кредиты все недоступнее. Фото Reuters
Наступивший год для авторынка и автопроизводителей РФ будет более сложным, чем 2024-й, предупредили в Минпромторге. Автодилеры прогнозируют падение продаж новых машин в этом году в зависимости от сценария на 10–20% и даже более, что станет серьезным ударом по рентабельности авторетейла. В списке негативных факторов и жесткая денежно-кредитная политика, и повышенный утильсбор. Это не единственный тревожный прогноз. В отечественном автопроме не исключена стагфляция, при которой застой или даже сокращение выпуска сопровождается ростом цен.
Пока что ничего нового к уже сделанному в Минпромторге прогнозу в ведомстве не добавили. Причин, почему этот год будет и для авторынка, и для автопрома сложнее прошедшего, несколько.
«Продолжает усиливаться внешнее санкционное давление, отрасли необходимо подстраиваться под стремительно меняющийся макроэкономический климат», – пояснял министр Антон Алиханов. Минпромторг указал на наметившиеся к концу 2024 года проблемы и со спросом, и с автокредитованием.
Автодилеры соревнуются теперь друг с другом в мрачности прогнозов: в зависимости от сценария спад продаж новых машин в этом году может составить от 10 до 20% и более. Высказывается мнение, что если оправдаются более негативные прогнозы, тогда это уже поставит под сомнение рентабельность деятельности дилеров.
«В условиях сохранения жесткой денежно-кредитной политики в 2025 году нас ожидает сокращение объема продаж новых автомобилей на 25% до 1,1–1,2 млн штук. Это делает авторетейл нерентабельным и может привести к массовым закрытиям дилерских центров», – привел в комментарии для «НГ» свои оценки гендиректор группы компаний «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич. Если же в 2025 году ключевая ставка вдруг вновь будет повышена, то, возможно, продажи на уровне в 1 млн штук «покажутся нам хорошим результатом», добавил он.
Примерно такой же разброс оценок и у «Автостата». Базовый прогноз агентства на 2025 год предполагает снижение продаж новых автомобилей на 10%. Оптимистический вариант допускает сохранение объема продаж на уровне прошлого года, а пессимистический – их обвал на 20%.
К факторам, которые могут поддержать авторынок и даже подтолкнуть его к росту, эксперты «Автостата» отнесли «вливание» денег в экономику, значительное увеличение доходов некоторых категорий населения, маркетинговую активность дилеров и автопроизводителей. А ограничивать авторынок могут такие факторы, как высокая инфляция, повышение утильсбора, рост цен на новые автомобили, снижение доступности автокредитов, отсутствие официальных поставок глобальных брендов.
Как пояснил вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин, принявший участие в другом опросе (от Telegram-канала Proeconomics), ситуация у дилеров будет развиваться неодинаково, многое зависит от того, «какие стоки у них сформированы», каков запас нераспроданных машин. Потому что сначала будет распродаваться все то, что было завезено до повышения утильсбора. «Полагаю, осталось 400 тыс. машин, а дальше мы столкнемся с последствиями ставки утилизационного сбора», – добавил Шапарин. Тем самым проблемой для рынка становится не только жесткая денежно-кредитная политика, но и увеличение налогового бремени.
И одновременно с этим отечественный автопром рискует скатиться в особое состояние стагфляции, предполагающее сочетание застоя или даже снижения выпуска продукции с одновременным ростом цен. Об этом можно судить в том числе по тем отдельным заявлениям, которые делались представителями «Автоваза» в конце минувшего года.
Во-первых, выпуск. Тут стоит напомнить, что в 2024 году «Автоваз» произвел почти 526 тыс. автомобилей Lada, перевыполнив свой производственный план, который составлял 500 тыс. Причем годом ранее, в 2023-м, речь шла о выпуске примерно 375 тыс. автомобилей Lada, и это был рекордный за последние 10 лет показатель. Что уж говорить о планке в 500 тыс. – мощный скачок.
Но в 2025 году производственные планы, которые снова предполагают выпуск 500 тыс. автомобилей (а это уже меньше, чем было в 2024-м), теперь тоже могут не реализоваться. «Цифра в 500 тыс. автомобилей – это бюджет и производственный план, утвержденные советом директоров. Но это было, скажем так, по ситуации на конец октября – начало ноября. Сейчас ситуация динамично изменяется – к сожалению, деградирует», – пояснил в декабре в кулуарах форума «Россия зовет!» президент «Автоваза» Максим Соколов (цитата Интерфакса).
По его словам, в начале 2025 года компания может рассмотреть возможность корректировки производственного плана в меньшую сторону. Хотя, несмотря на это, «Автоваз» готов исполнить намеченный план, у него есть необходимые мощности, кадровые и иные ресурсы. Другой вопрос в том, что, как следовало из пояснений Соколова, повышение ключевой ставки и ужесточение условий кредитования сделало автокредиты для граждан почти недоступными, а автомобили в России в основном продаются именно в кредит. Так что был бы платежеспособный или обеспеченный кредитными источниками спрос.
Во-вторых, цены. В декабре Соколов пояснял журналистам, что компания пока не планирует повышать цены на модельный ряд Lada. «Но совершенно очевидно, что изменяющийся курс рубля приведет к удорожанию закупок импортной компонентной базы. Эта составляющая присутствует даже не столько у поставщиков первого уровня, сколько у поставщиков материалов, субкомпонентов, сырья. И она так или иначе скажется на росте себестоимости, который где-то перейдет границу ценообразования», – уточнял он.
Затем в конце декабря прошла новость о том, что «Автоваз» планирует проиндексировать цены на ряд моделей и модификаций Lada, и это как раз случится очень скоро – индексация намечена на 14 января 2025 года. Впрочем, как поясняли в компании, средний процент корректировки цен будет ниже накопленной инфляции.
По мнению же гендиректора группы компаний «Автодом» Андрея Ольховского, в 2025 году любой из брендов может как существенно нарастить объем продаж, так и снизить показатели. «Это будет зависеть от ценообразования и маркетинга, а также от стратегии компании на внешних рынках и позиционирования продукта», – считает эксперт. Так что при желании спрос можно стимулировать не только через кредитование, но и через ценообразование.