Роботы-курьеры появились в российских службах экспресс-доставки. Фото РИА Новости
Китайская служба доставки с помощью дронов получила лицензию для работы в Объединенных Арабских Эмиратах. В самом Китае уже действуют более 50 маршрутов дронов-доставщиков, которые обслуживает только одна местная компания. Мировой рынок коммерческих систем дронов-доставщиков будет расти в ближайшее время больше чем на 40% ежегодно, прогнозируют аналитики. Китайские власти считают системы воздушной доставки товаров частью новой «экономики малых высот», куда включаются аэротакси, экскурсионные и грузовые перевозки. К 2030 году объем «экономики малых высот» только в Китае должен превысить 280 млрд долл. Не отстает от развития гражданских дронов и Россия. Правда, пока в основном только на бумаге и главным образом с помощью запретов.
В июне 2024 года президент РФ Владимир Путин подписал закон, который позволит российским разработчикам и производителям беспилотных авиационных систем и их комплектующих получать господдержку. Кроме того, будет создан единый реестр производителей автономных систем. Порядок формирования и ведения единого реестра утвердит правительство РФ, а формировать и вести его будет Минпромторг.
В декабре 2024 года глава государства удивился существенному снижению целевых показателей национального проекта «Беспилотные авиационные системы», который был утвержден в 2023 году. «Здесь мы смотрим в планах, которые сверстаны правительством, снижение некоторых показателей общего объема российского рынка беспилотных авиационных систем, количества субъектов РФ, оснащенных универсальной инфраструктурой для обеспечения полетов этих систем», – обратил внимание Путин на последнем заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам. Чиновники пытались оправдываться, что, дескать, запланированное снижение показателей – небольшое. «Вы говорите «небольшое снижение». Да, в чем-то небольшое, а в чем-то заметное. Показательный пример – количество субъектов РФ, оснащенных универсальной инфраструктурой для обеспечения полетов к 2030 году, снижено с 89 до 9 единиц. Как небольшое? Большое», – указал глава государства.
Кроме отсутствия инфраструктуры в РФ действуют и прямые запреты на эксплуатацию грузовых беспилотников, которые введены по соображениям безопасности. Правда, в уходящем году в некоторых регионах разрешены полеты дронов в прямой видимости оператора и не выше 150 м.
В Китае же считают, что нормы безопасности можно соблюдать без полного уничтожения «экономики малых высот». Такого же мнения придерживаются и другие страны, которые выдают лицензии на организацию у себя коммерческих систем доставки с помощью дронов. «Экономика малых высот, включающая доставку с помощью беспилотников и летающих автомобилей, в последние годы активно развивалась в Китае на фоне усилий местных правительств по поддержке освоения новых возможностей для повышения уровня потребления», – сообщает агентство «Синьхуа». О растущем секторе экономики малых высот в Китае наша газета уже писала (см. «НГ» от 14.08.24).
Объем экономики малых высот Китая на конец 2023 года оценивался почти в 70 млрд долл. А к 2030 году ожидается увеличение ее масштабов в четыре раза, свидетельствуют данные Управления гражданской авиации КНР.
В 2017 году китайская компания Meituan начала изучать возможности доставки с помощью беспилотников для ускорения создания местной сети экспресс-доставки на основе взаимодействия «земля–воздух–земля». В 2021 году запустила свою первую коммерческую службу доставки в городе Шэньчжэнь – технологическом центре на юге Китая.
Пункты китайского сервиса экспресс-доставки могут появиться и в других странах. Фото Xinhua |
По состоянию на декабрь 2024 года предприятие Keeta Drone уже открыла 53 маршрута в крупных городах КНР, выполнив более 400 000 доставок. Сервис предлагает клиентам широкий выбор продуктов в самых разных местах: от офисов, жилых кварталов, библиотек до туристических объектов, таких как Великая Китайская стена.
В Дубай китайцы доставили свои беспилотники и автоматизированные «аэропорты» для них. Развернута также интеллектуальная диспетчерская система для организации регулярных полетов грузовых беспилотников.
В самом Китае широко используются агро-дроны в связке с беспилотными автомобилями. «Дроны-сборщики теперь доставляют апельсины прямо из горных садов прямо к домам фермеров. Раньше такая транспортировка урожая требовала три часа, а теперь – всего десять минут. Кроме того, для доставки апельсинов покупателям используются беспилотные автомобили, что позволяет курьерам больше не тратить время на пешие походы по домам», – сообщает издание «Жэньминь жибао». Недавно китайская логистическая компания ZTO Express опробовала модель «дрон + беспилотный автомобиль» для повышения эффективности обслуживания. На сегодняшний день количество применений беспилотников в сфере экспресс-доставки превысило один миллион раз.
Китайские аграрные дроны-доставщики известны российским военнослужащим как украинские атакующие беспилотники «Баба-яга», которые способны сбрасывать на наши позиции мины и другие взрывные устройства.
Кроме дронов частью экономики малых высот в Китае являются и современные дирижабли. В начале августа 2024 года свой первый демонстрационный полет совершил гражданский пилотируемый дирижабль AS 700, который летел со скоростью 60 км/ч на высоте 500 м. Модель AS 700 представляет собой тип однокапсульного пилотируемого дирижабля с максимальной вместимостью 10 человек, включая одного пилота. Новый воздушный аппарат может развивать скорость до 100 км/ч. Дирижабль рассчитан на максимальную дальность полета в 700 км, он способен держаться в воздухе до 10 часов. Применять его предполагается преимущественно для туристических поездок. В апреле этого года Китай объявил о запуске в серийное производство дирижаблей, предназначенных для воздушного туризма (см. НГ 14.08.2024).
В сегменте экономики малых высот в КНР создаются и новые маршруты для вертолетных такси. Такие аэротакси используются для перелетов к аэропортам или между соседними городами. Время поездки при этом сокращается от нескольких часов до нескольких минут.