Производство строительных материалов сталкивается с теми же проблемами и вызовами, что и вся реальная экономика. Фото РИА Новости
Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин в недавнем интервью в числе прочего затронул проблему существенного подорожания стройматериалов. По его словам, по отдельным позициям рост цен с 2021 года стал уже двукратным. Это один из факторов, который сказывается на стоимости жилья, подчеркнул чиновник. Впрочем, в условиях, когда инфляцию в целом в экономике никак не получается поставить под контроль, удивляться этому не приходится. Важно разобраться, чем вызваны эти негативные тенденции и к чему они могут привести.
Инфляция не нравится никому
С 2021 года средний рост цен на стройматериалы составил почти 64%, и это критичный рост, отметил Марат Хуснуллин. По некоторым позициям подорожание составило от 60 до 100%, сообщил он. «Мне категорически не нравится рост стоимости материалов в два раза», – заявил курирующий строительство вице-премьер. К другим факторам строительной инфляции он отнес увеличение расходов на зарплаты и транспорт, а также рост стоимости финансирования.
Чиновник не указал, какие стройматериалы за четыре года подорожали столь значительно. Разнообразной статистической информации и мониторинговых данных о динамике цен можно найти немало. Причем они порой существенно различаются, что объясняется, по-видимому, разницей в методологических подходах. Самые большие значения обычно приводят застройщики. Для них это своего рода личная, индивидуальная инфляция, которая может отличаться в большую сторону от усредненной – так же, как цены в магазинах для обычного покупателя всегда кажутся выше, чем отчитывается Росстат.
Недавно президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков сообщил, что только во втором полугодии 2024 года стоимость основных стройматериалов по сравнению с аналогичным периодом 2023 года выросла в среднем от 13 до 20%. Так, раствор цементный подорожал на 20,2%, песок – 17,2%, кирпич керамический – 15,4%, доска хвойных пород – 14,1%, смеси асфальтобетонные – 13%. При этом по ряду стройматериалов наблюдается снижение цены: сталь арматурная – 23,5%, сталь листовая оцинкованная – 14,5%, битум – 12,7%, трубы стальные – 10,4%.
«Сегодня рост стоимости строительных материалов по итогам года существенно выше той инфляции, которую показывает Росстат, и значительно больше той, которая заложена в контрактах со сроками реализации более одного года», – отметил Антон Глушков.
Рост цен замедляется
Как видно по данным НОСТРОЙ, колебания по отдельным позициям всего лишь за несколько месяцев 2024 года очень значительные, доходят до десятков процентов. Но официальная статистика говорит все-таки о меньшем среднем росте. Согласно подсчетам Росстата, цены на стройматериалы в ноябре 2024 года были на 7,81% выше, чем в ноябре 2023 года. А за январь–ноябрь 2024 года они выросли в цене на 8,16% к тому же периоду прошлого года. Все это, надо отметить, укладывается в пределы официальной инфляции. По большинству позиций индексы цен на приобретенные строительными организациями основные материалы, детали и конструкции далеко не такие зашкаливающие, как указывают застройщики.
Средний рост цен на строительные материалы за январь–ноябрь 2024 года составил около 11%,сообщил недавно заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Никита Стасишин. Причем это меньше на 4%, чем за аналогичный период 2023 года, добавил он. Выходит, рост цен даже замедлился. Тем не менее можно спорить о значениях этого роста, но он безусловно есть.
Тарифный удар
Цены в России сегодня растут на все – от хлеба до бензина. Это связано с текущей экономической ситуацией – недостатком предложения при высоком потребительском спросе. Поэтому подорожание стройматериалов не должно вызывать удивления – оно ничем не выделяется на фоне остальных групп товаров и услуг. Более того, во многом оно вызвано теми же факторами, которыми Марат Хуснуллин отчасти объяснял строительную инфляцию. Растущие расходы на транспортные услуги, зарплаты, финансирование – все это влияет на ценообразование во всей экономике.
Производители стройматериалов называют несколько причин увеличения цены на свою продукцию. К одной из основных относится рост тарифов естественных монополий. К примеру, с 1 июля 2024 года были повышены цены на газ. В промышленности в целом себестоимость сильно зависит от затрат на энергоресурсы.
С 1 декабря 2024 года тарифы на грузовые железнодорожные перевозки выросли на 13,8%. Как следствие, расходы на перевозки навального цемента увеличатся на 19,5%, а тарированного – на 21%, подсчитали в цементной отрасли. Это вчетверо превышает прогнозируемый уровень инфляции в стране на 2025 год, который, по данным Минэкономразвития, составит 4,5%.
И негативный эффект будет усиливаться. Уже с 1 января 2025 года тарифы на перевозку минерально-строительных грузов по железной дороге поднимутся дополнительно на 5% из-за изменения понижающих коэффициентов. А тарифы на порожний пробег вагонов вырастут на 10%. С 2026 года понижающие коэффициенты будут отменены. Все это будет обременять отрасль стройматериалов дополнительными транспортными расходами.
Ставка на деградацию
Высокая ключевая ставка ЦБ – еще один фактор роста цен. При ставке в 21% кредиты банками выдаются под 24–25% годовых, что приводит к повышению отпускной стоимости продукции на 4–6%, рассказывал представитель Национального объединения производителей строительных материалов (НОПСМ) Салават Агеев. Причем одновременно становится неподъемной задача модернизации производства, инвестирования в технологическое перевооружение и расширение мощностей.
«Высокая ставка делает нерентабельным открытие новых и обновление старых производств, что приводит либо к снижению производительности, а следственно, эффективности производства, либо повышению стоимости продукции с целью необходимости компенсации издержек на обновление оборудования, – отмечал Салават Агеев. – Средний срок эксплуатации промышленного оборудования без капитального ремонта варьирует в пределах 10–15 лет, после чего требуется его полное обновление. Оборудование в большинстве случаев приобретается с привлечением кредитных ресурсов в виде лизинга или прямых кредитов. При ставке 25% годовых и амортизации оборудования 10 лет мы получаем увеличение отпускной стоимости до 7–8%. А самое главное, полное или частичное выбытие основных фондов приводит к снижению объема выпуска строительных материалов, дефициту на рынке и вследствие этого – к повышению цены, которая отражается на показателях инфляции».
«Столь значительное повышение ставки ЦБ в среднесрочной и долгосрочной перспективе приводит к существенному повышению отпускной цены строительных материалов, вплоть до 12–15%, деградации основных фондов предприятий, снижению объемов выпуска продукции, снижению покупательской способности населения и продаж, а по сути, к дефляции», – резюмировал эксперт.
Дорогой импорт
Сегодня в России выпускается практически весь ассортимент по крайней мере базовых строительных материалов. Но для производства, как правило, требуется импортное оборудование и комплектующие, а в ряде случаев также сырье. Зависимость от импорта по оборудованию составляет в производстве минеральной изоляции и цемента 70%, стекла и сухих смесей – 80%, строительной химии – 90%, плитки, керамогранита, сантехнической керамики – 100%.
«Самая большая проблема – зависимость от импорта оборудования для производства строительных ресурсов, – отмечал в прошлом году заместитель министра строительства и ЖКХ Сергей Музыченко на парламентских слушаниях по этой теме. – Для того чтобы произвести простейший кирпич, отделочные материалы и строительную химию, требуется оборудование, которое сегодня практически полностью иностранное».
При этом налажены поставки из дружественных стран (Белоруссии, Казахстана, Китая, Турции, Ирана) и методом параллельного импорта. Но использование импортного оборудования на производствах постоянно дорожает. В условиях санкций расходы производителей стройматериалов на покупку и доставку необходимых запчастей регулярно растут. Издержки растут и в связи с ослаблением рубля: расчеты с поставщиками производятся в зарубежной валюте.
Конкуренция за персонал
Дефицит кадров сейчас испытывают, наверное, почти все отрасли экономики. Не обошел он стороной и промышленность строительных материалов. При этом аналитики отмечают, что у нее традиционно хуже узнаваемость и ниже привлекательность по сравнению с наиболее желанными работодателями. Отрасль уступает сфере FMCG (товары повседневного спроса), фармацевтике, нефтегазовому сектору, IT, признает руководитель группы консультантов Ancor Recruitment Наталья Андреева.
«После 2022 года отставание от рынка стало более ощутимо. Производителям и дистрибуторам строительных материалов все сложнее конкурировать за персонал. Работодатели не понимают, что происходит – приобретают услуги по аналитике рынка и обзорам заработных плат, вынуждены проводить внеплановые индексации, иногда три раза в год. Кандидаты же на фоне общего кадрового голода чувствуют свою востребованность и стараются продать свой опыт дороже. Сейчас мы сталкиваемся с тем, что при переходе соискатель закладывает прирост в 30–40% к своему текущему доходу. Хотя еще пару лет назад нормальным считался прирост в 15–20%», – рассказала эксперт.
Кадровый голод и необходимость опережающими темпами повышать зарплаты для удержания и привлечения персонала знакомы сейчас многим компаниям. Естественно, затраты перекладываются в стоимость продукции.
Перспектива кризиса
Таким образом, если посмотреть на ситуацию объективно, цены на стройматериалы растут не от хорошей жизни. Причем факторы, подстегивающие инфляцию в этой отрасли, не уникальны – с ними сталкивается вся реальная экономика. И со временем они могут подтолкнуть промышленность к кризису.
При дальнейшем росте тарифов госмонополий и жесткой кредитной политике ЦБ вполне вероятен стрессовый сценарий – сокращение инвестиционных проектов и переход предприятий к поддержанию финансовой стабильности с использованием всех возможных инструментов.
Это будет означать, что производители откажутся от планов модернизации и расширения мощностей, чтобы сосредоточиться на элементарной выживаемости, сохранении рабочих мест. А тогда наблюдаемый сейчас рост производства стройматериалов сменится падением.