Танкеры, перевозящие российскую нефть, вероятно, и в 2025 году останутся под прицелом Запада. Фото Reuters
Российские чиновники обещают сделать все для минимизации ущерба от новых санкций против российской нефтяной отрасли. Санкционное давление на российский экспорт энергоносителей, вероятно, будет увеличиваться. Запланированное увеличение квот ОПЕК+ на добычу нефти в 2025 году может привести к парадоксальному эффекту: «добываем больше, зарабатываем меньше». Однако увеличивать объем экспорта нефти в условиях санкций России в следующем году будет все сложнее.
«Каждый раз такие действия приводят к нашему противодействию. То есть мы, разумеется, будем делать все, что необходимо, для того чтобы минимизировать последствия таких решений и обеспечить наши экономические интересы», – сообщил в конце прошлой недели пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, комментируя угрозу введения новых антироссийских санкций. По его словам, это несет риски для стабильности международных энергетических рынков. В Кремле полагают, что возможные новые рестрикции ударят и по тем странам, которые принимают подобные решения.
Ранее западные агентства со ссылкой на источники сообщили, что страны G7 разрабатывают меры, которые позволили бы обеспечить ужесточение потолка цен для нефти из РФ. Среди таких мер – возможность полного запрета на переработку российской сырой нефти, а также снижение ценового потолка для российской нефти с текущих 60 долл. за баррель до 40 долл.
Новые ограничения должны уменьшить поступление нефтегазовых доходов в российский бюджет. Правда, финального консенсуса страны при обсуждении пока не достигли. Западные страны последовательно вводят различные санкции против российского энергетического сектора. Так, еще в начале декабря 2022 года вступило в силу эмбарго Евросоюза на морские поставки нефти из РФ. Страны G7, ЕС и Австралия ввели потолок цен на поставляемую морем российскую нефть на уровне 60 долл. за баррель для подчиненных им судов и территорий. С 5 февраля 2023 года аналогичные ограничения начали действовать на поставки нефтепродуктов из РФ. Предельная стоимость была определена на уровне 100 долл. и 45 долл. за баррель в зависимости от категории нефтепродуктов.
В июне этого года Евросоюз включил в 14-й пакет санкций ЕС против РФ 27 судов, на которые распространяется запрет на заход в порты и оказание услуг. В их число были включены танкеры, которые Брюссель подозревает в перевозке нефти в обход потолка цен.
Страны Запада неоднократно обвиняли Россию в том, что она использует теневой флот танкеров, которые перевозят российскую нефть в третьи страны. По их мнению, таким образом Москва пытается обходить установленный странами G7 потолок цен на нефть. В 15-й пакет санкций, объявленный в декабре этого года, страны ЕС включили в ограничительные списки 54 физлица и 30 организаций, включая компании из Китая, Индии, ОАЭ и Сербии, которые якобы помогают РФ обходить установленный странами G7 потолок цен на нефть с помощью теневого флота танкеров.
На прошлой неделе западная пресса сообщала о том, что власти европейских стран согласовали новый механизм, по которому танкеры, перевозящие российскую нефть в европейских водах, должны будут предоставить достаточную страховку от несчастных случаев. Морские ведомства европейских стран будут обязаны запрашивать подтверждение страховки у тех судов, которые проходят через Датские проливы, Финский залив и воды между Швецией и Данией. Страховка должна быть получена в одном из шести прибрежных государств: Великобритании, Дании, Швеции, Польши, Финляндии и Эстонии. Санкции также могут быть введены в отношении танкеров, которые откажутся отвечать на запросы властей (см. «НГ» от 18.12.24). К слову, более ранние требования стран G7 уже запрещают западным страховщикам предоставлять страховку тем судам, которые нарушают ограничения потолка для цен на российскую нефть в 60 долл. за баррель.
Великобритания уже ввела собственные санкции против сотни нефтяных танкеров, которые якобы перевозят российскую нефть.
В частности, 17 декабря власти этой страны расширили свои санкционные списки еще на 20 нефтяных танкеров.
Прогнозы динамики цен на нефть от различных объединений и институтов. Источник: Институт Гайдара |
Экономисты обращают внимание на ноябрьский отчет Международной рабочей группы по российским санкциям, в котором, в частности, предлагалось «восстановить рычаг давления через соблюдение потолка цен на нефть и нефтепродукты» и применять санкции не только против управляющих судами компаний, но и в отношении отдельных судов, а также против любых организаций, участвующих в продаже российской нефти: операторов, нефтетрейдеров, покупателей грузов и финансовых учреждений, проводящих транзакции, связанные с поставками.
Там же предлагалось снизить уровень ценового потолка на российскую нефть и нефтепродукты, а также ввести дополнительные санкции против российского нефтяного сектора, чтобы к 2027 году сократить импорт нефти из РФ до нуля. В случае нарушения санкций – повышать налоги и вводить штрафы и ограничения на доступ к фондам ЕС.
Перспективы российской нефтяной отрасли в 2025 году будут зависеть от двух ключевых факторов: динамики санкционного давления и общей ситуации на мировом рынке нефти. «Ужесточение санкций со стороны G7 и ЕС продолжит ограничивать экспорт российской нефти, снижая маржинальность продаж из-за необходимости предоставления больших скидок покупателям в Азии», – рассуждает аналитик «Цифра брокер» Кирилл Климентьев.
«В 2025 году мы не видим существенных рисков для нефтегазового экспорта из РФ. Все ключевые риски в значительной степени уже реализованы. Однако расширение ограничений на внешнюю торговлю углеводородами приведет к краткосрочному росту скидок», – считают эксперты компании «БКС Мир инвестиций». Они ожидают, что цены на нефть в следующем году остаются на уровне 70 долл. за баррель для сорта Brent и 65 долл. для Urals. При этом цены в ближайшие 12 месяцев могут как упасть до 60 долл., так и отскочить до 80 долл. за баррель, добавляют аналитики.
Эксперты из Института Гайдара полагают, что на динамику нефтяных цен в следующем году будут влиять общая ситуация на Ближнем Востоке и готовность стран – членов соглашения ОПЕК+ придерживаться добровольного сокращения объемов суточной добычи нефти. «По прогнозу ОПЕК, средние цены на нефть марки Urals по итогам 2024 года будут находиться в районе 66,38 долл. за баррель. Рост мирового спроса на нефть в 2024 году, по сравнению с предыдущей оценкой, снизится и составит 1,6 млн барр. в сутки (б/с), в том числе спрос на нефть для ОЭСР вырастет на 0,1 млн б/с, а для стран, не входящих в ОЭСР, – на 1,5 млн б/с», – рассказывают экономисты. При этом ожидается, что в следующем году мировой спрос на нефть также немного сократится – с 1,8 до 1,4 млн б/с, а основными драйверами роста поставок жидких углеводородов станут США, Канада, Бразилия и Норвегия.
Независимые западные аналитики ожидают снижение мирового спроса на нефть и «надвигающегося избытка предложения» на рынок. По прогнозам, мировой спрос на нефть в 2025 году ослабнет и цены окажутся под давлением, так как на Китай придется всего около 20% роста мирового спроса, тогда как ранее ожидалось, что этот показатель превысит 50%. В результате средняя цена на нефть марки Brent в следующем году составит 71,57 долл. за баррель.
Эксперты из Института Гайдара также сомневаются, что основным драйвером роста спроса на нефть в следующим году станет Китай, который активно увеличивает долю владельцев электромобилей и использования СПГ в грузовых перевозках. Они ожидают дальнейшего роста спроса на углеводороды в Индии из-за развития транспортной отрасли.
Климентьев считает, что от глобального спроса на нефть и темпов восстановления экономики Китая будет зависеть и возможность ослабления ограничений на добычу нефти ОПЕК+ в 2025 году. «Если цены на нефть останутся стабильными (на уровне 70–80 долл. за баррель), ограничения могут быть смягчены, чтобы удовлетворить растущий спрос. Однако России скорее всего придется балансировать между выполнением обязательств по сокращению добычи и поддержанием бюджетных доходов», – рассуждает он. По его мнению, у российской нефтяной отрасли не будет возможностей для наращивания экспорта без дополнительных скидок и издержек.
В Институте Гайдара подчеркивают, что по прогнозам большинства международных агентств цена на нефть эталонного сорта Brent окажется в пределах 80 долл. за баррель. Так, в Управлении энергетической информации США (EIA) ожидают, что цена на нефть марки Brent вырастет с 72 долл. в ноябре 2024-го до 78 долл. за баррель в первом квартале 2025 года. Рост цен будет обусловлен небольшим снижением мировых запасов нефти из-за продления добровольных сокращений объемов добычи странами – участницами соглашения ОПЕК+ и сохраняющимися геополитическими рисками конфликта Ирана и Израиля. При этом уже во втором полугодии 2025 года цены снизятся до 74 долл. по мере роста добычи в странах ОПЕК+ и увеличения поставок из стран, не входящих в ОПЕК+, говорят в EIA. Подобные ожидания прослеживаются и в других прогнозах. В частности, Международный валютный фонд прогнозирует в 2024 году средние цены на нефть на уровне 81,29 долл. за баррель, а в 2025 году – уже 72,84 долл.
Экономисты из Института Гайдара при этом видят риском для исполнения планов ОПЕК+ в 2025 году по восстановлению объемов добычи желание Казахстана окупить инвестиции в расширение месторождения Тенгиз, что может привести к росту предложения на мировом рынке и дальнейшему снижению цен на нефть.
«Из других рисков можно выделить и планы избранного президента США Дональда Трампа, который после вступления в должность обещает увеличить добычу американского черного золота», – замечает эксперт компании «Полилог» Александр Хазариди.