Фото агентства городских новостей "Москва"
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) сообщил об увеличении доли россиян, жалующихся на заоблачные цены. Если в октябре каждый второй респондент называл инфляцию «очень высокой», то в ноябре так сказали семь из десяти. Индекс восприятия инфляции достиг максимального за восемь лет значения. По данным фонда «Общественное мнение» (ФОМ), инфляционные ожидания населения в декабре выросли до 13,9%, обновив максимум 2024 года.
«Заоблачные цены» – так авторы Telegram-канала ВЦИОМ назвали публикацию с последними данными об инфляционных оценках населения. Два важных результата. Во-первых, как сообщает ВЦИОМ, если в октябре этого года каждый второй респондент называл инфляцию «очень высокой», то в ноябре так отвечали уже 7 из 10 опрошенных (68%).
Во-вторых, индекс восприятия инфляции в ноябре составил 73 пункта. Тем самым он обновил максимальное за восемь лет значение. Последний раз выше этой отметки индекс поднимался в первом квартале 2016-го – тогда было 74 пункта.
Индекс восприятия инфляции показывает, насколько россияне ощущают инфляцию. Он строится на основе вопроса «Как бы вы оценили рост цен (инфляцию) в течение последнего месяца-двух?» путем суммирования ответов. Ответу «Инфляция очень высокая» специалисты ВЦИОМ присваивают коэффициент 0,9. Ответу «Инфляция умеренная» – коэффициент 0,5. У ответа «Инфляция незначительная» коэффициент 0,1. Индекс может принимать значения от 10 до 90 пунктов. Чем выше показатель, тем более распространено мнение о высоких темпах инфляции.
На первый взгляд такое распределение весов, при котором мнению о низкой инфляции присваивается меньшее из значений, может вызывать вопросы. Не «дискриминируются» ли таким образом ответы тех респондентов, которые не испытывают инфляционных панических атак? Но, как пояснила «НГ» доцент Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Венера Шайдуллина, такая система весов – принятый в исследованиях способ подчеркнуть остроту проблемы. «Индекс восприятия инфляции призван выявить, насколько сильно люди ощущают именно высокий рост цен. Если бы каждый ответ имел одинаковый вес, индекс стал бы «размытым» и не так чувствительно реагировал бы на массовое ощущение подорожания, – говорит Шайдуллина. – «Дискриминации» здесь нет: мнение о низкой инфляции, наоборот, удерживает индекс от резкого скачка».
По ее словам, когда достаточно много людей видят ситуацию спокойной, индекс не взлетит. Но если большинство считает, что инфляция «зашкаливает», индекс сильно подрастет и продемонстрирует: население действительно ощущает кризисную ситуацию. Это, как отметила эксперт, «способ настроить индикатор так, чтобы он чутко улавливал именно негативную динамику восприятия».
Можно сопоставить выводы ВЦИОМ с результатами иных социологических исследований, на которые, в частности, опирается Центробанк (ЦБ) при принятии денежно-кредитных решений.
Ответы на вопрос: «Как бы вы оценили рост цен (инфляцию) в течение последнего месяца-двух?». Закрытый вопрос, один ответ, в процентах от опрошенных. Также здесь приводится индекс восприятия инфляции, в пунктах. Источник: ВЦИОМ |
Уточним: и в том и другом случае приводится медианная оценка населением – тот уровень инфляции, значения выше и ниже которого называет ровно половина респондентов.
Как считают финансовые аналитики, вступающие сейчас в своих Telegram-каналах в гонку прогнозов относительно предстоящего заседания совета директоров ЦБ, регулятор на распутье. С одной стороны, он не может не заметить замедления кредитования, но с другой стороны – не может не отреагировать на ускорение инфляции в условиях недавних обвалов курса рубля и на такие инфляционные панические атаки потребителей.
Напомним, в ноябре годовая инфляция в России вновь начала ускоряться, составив 8,88% против 8,54% в октябре и 8,63% в сентябре, как сообщало Минэкономразвития. По последним данным Росстата, с начала этого года инфляция уже составила 9,14%. Ровно неделю назад это значение было 8,76%.
«Люди обращают внимание прежде всего на удорожание товаров повседневного спроса: продовольствие, лекарства, бензин и услуги. К тому же в конце ноября произошло резкое ослабление курса рубля – до минимумов с марта 2022 года, которое затем было частично отыграно, однако курс доллара остается выше 100 руб. Это важно с точки зрения стоимости импорта и роста издержек российских производителей, которые затем переносятся в цены», – пояснила руководитель отдела макроэкономического анализа компании «Финам» Ольга Беленькая. Другой фактор, который может вызывать бурную реакцию населения, – индексация тарифов.
Возникает еще один вопрос: а не могут ли помимо объективного ускорения роста цен влиять на инфляционные оценки россиян еще и постоянные сообщения о том, что ЦБ то поднял, то скоро поднимет свою ключевую ставку? Возможно, очередное повышение ключевой ставки ЦБ усиливает, а не ослабляет инфляционную панику, так как становится признаком чего-то нехорошего?
«Вероятно, большинство граждан, не связанных с финансовыми рынками, не настолько погружены в тематику денежно-кредитной политики, чтобы делать обоснованные выводы о том, что повышение ключевой ставки приведет к повышению или снижению инфляции», – считает Беленькая. При этом эксперт разъяснила, что если ключевая ставка и инфляция движутся в одном направлении, то из этого вовсе не следует, что повышение ключевой ставки стимулирует инфляцию.
«Однако наряду с каналами трансмиссионного механизма, которые транслируют повышение ключевой ставки в замедление спроса и инфляции, есть еще канал издержек, который действительно может переносить в цены повышение издержек производителей в связи с увеличением процентных расходов», – тут же добавила Беленькая. Но, по ее словам, считается, что общий эффект повышения ключевой ставки должен быть дезинфляционным, «хотя пока ЦБ этого достичь не удалось».