Персонализированная медицина будет опираться на технологии ИИ. Фото агентства «Москва»
В 2025 году российские флагманские исследовательские центры сфокусируются на развитии «сильного» искусственного интеллекта (ИИ), который может прийти на смену «слабому» в 2030 году. Но и «слабый» ИИ сейчас способен вывести на новый уровень, например, цифровую трансформацию госуправления. Технологии ИИ не просто тестируются в коридорах власти, а уже внедряются в работу аппарата правительства, о чем сообщил вице-премьер Дмитрий Григоренко, курирующий новый нацпроект «Экономика данных». Будет ли список прорывных сфер расширяться? Эксперты уверены, что да. Перспектив много: и персонализированная медицина, и изучение Арктики, и освоение космоса – все с опорой на ИИ.
Единый законопроект о мерах по борьбе с кибермошенничеством планируется внести в Госдуму весной 2025 года, сообщил вице-премьер – руководитель аппарата правительства РФ Дмитрий Григоренко в ходе открытого диалога «100 вопросов о будущем России» на площадке национального центра «Россия». «Мы планируем весной внести в Госдуму законопроект со всем комплексом предложений», – отметил Григоренко, отвечая на вопрос модератора о сроках, когда планируется, что эти меры заработают. Также, по словам вице-премьера, в настоящее время разрабатывается и комплекс мер по борьбе с дипфейками.
Но главный акцент был сделан все-таки на развитии технологий искусственного интеллекта. Некоторые технологии ИИ сейчас не просто проходят тестирование, но уже непосредственно применяются в работе аппарата правительства РФ. «В том же госуправлении мы сильно внедряем технологии ИИ», – отметил Дмитрий Григоренко. В частности, используются технологии, которые фиксируют скорость прохождения документов и скорость принятия решений, обеспечивают автоматическое рейтингование.
Конечно, такие меры способствуют росту эффективности госуправления. Но все это актуально не только для самооценки аппаратом правительства собственной деятельности, но и для повышения эффективности госсистем, связанных с распределением бюджетного финансирования, учетом и сбором налогов, анализом ситуации на рынке труда. Актуально это и для совершенствования демографической политики, политики в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры и т.д.
Весь 2025 год как раз и должен стать в России временем активного масштабирования проектов на базе ИИ в разных сферах для решения прикладных задач и повышения эффективности (см. «НГ» от 09.12.24). Но помимо этого потребуются дальнейшие шаги и в области фундаментальной науки с разработкой научных подходов в том числе к «сильному» ИИ. И к этому в правительстве тоже уже готовятся.
«В 2025 году пройдет очередной конкурсный отбор флагманских исследовательских центров. Ключевой особенностью новых центров станет фокус на развитии «сильного» ИИ», – пояснил ранее вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Разработаны критерии отбора участников – это наличие практических заделов, научных результатов и индустриальных партнеров, а также соответствие научной программы задачам создания «сильного» ИИ и десяти направлениям форсайта по этой же теме.
Среди таких десяти направлений фундаментальных исследований, например, упоминаются архитектуры и алгоритмы машинного обучения, вычисления и данные для ИИ, безопасность, управление и принятие решений, взаимодействие человека и ИИ, социогуманитарные и экономические аспекты и т.д.
«Сильный» ИИ начнет развиваться в мире предположительно на горизонте 2030 года – такой срок указывали, например, в своем исследовании специалисты компании SBS Consulting. Разница в том, что сегодняшний «слабый» ИИ все еще уступает человеческому интеллекту: он обучен на ограниченном наборе данных, это сужает его функционал, он ошибается, поддается манипуляциям – необходим контроль со стороны человека, который модерирует, направляет, перепроверяет.
А «сильный» ИИ в том виде, в каком его обычно описывают эксперты, станет сопоставим с человеческим интеллектом, он сможет решать сложные задачи, «думая», «понимая», обучаясь уже самостоятельно. После чего следующим этапом может стать появление «супер ИИ», который превзойдет интеллектуальные возможности человека, то есть, похоже, модерировать, направлять и перепроверять будет уже он. Правда, сроки, а также терминология и конкретные характеристики разных этапов могут существенно варьироваться в разных исследованиях у разных прогнозистов. Что как раз и доказывает необходимость дальнейших научных разработок.
«Весь мир находится в ожидании «сильного» ИИ и работает над этой задачей, в том числе ряд российских исследовательских центров. Но пока это область фундаментальных исследований», – комментирует руководитель отдела изучения и развития ИИ в сфере госуправления Высшей школы госуправления Президентской академии Петр Отоцкий. Развитие технологии находится в состоянии высокой неопределенности, считает он.
Но и «слабый» искусственный интеллект при правильном применении уже сейчас или в ближайшем будущем может привести к полезным практическим результатам, причем не только в госуправлении или в часто обсуждаемых промышленности и финансовом секторе.
Помимо этого упоминается в первую очередь медицина – особенно в том, что касается персонализированных подходов к лечению онкозаболеваний. Во вторую очередь упоминается экспертами обычно сфера кибербезопасности: ИИ в зависимости от того, в чьи руки он попадает, может быть, образно выражаясь, или черным, как черные хакеры и иные киберзлоумышленники, контактирующие друг с другом или с заказчиками в даркнете, или белым, как белые хакеры, противостоящие черным.
Перспектив много, но важно оценивать их трезво. «Я очень люблю сравнивать развитие ИИ с покорением космоса. Первый полет человека в космос изменил жизнь людей. За последующим развитием технологий и космической гонкой наблюдал весь мир, во многом они были обусловлены политическими мотивами», – комментирует специалист по машинному обучению компании «Инфосистемы Джет» Надежда Гаврикова. Но в качестве бонуса они подарили человечеству связь, интернет, GPS, компьютерные системы, новые материалы и производства, захватывающие сюжеты для литературы и кинематографа.
«Тем не менее давайте вспомним, сколько несбывшихся прогнозов и фантазий было относительно прекрасного или ужасного будущего. Эти размышления важны для того, чтобы иметь возможность оценки динамики развития ИИ, так как здесь можно провести еще много параллелей», – добавила эксперт.
Мы сейчас находимся на этапе в основном первого соприкосновения с ИИ и самого начала его развития. А значит, различные фантазийные сценарии вряд ли сбудутся, – ставка (и в России в том числе) будет делаться прежде всего на утилитарное: на системное и аккуратное внедрении ИИ в те области, в которых уже есть успехи или намечаются большие перспективы.
«Например, прорывом может быть автоматизация сложных промышленных процессов с использованием ИИ, что выведет металлургию, энергетику, агропромышленность и медицину на новый уровень. Другой вариант – разработка суперкомпьютеров и нейроморфных систем, которые превзойдут существующие решения, но на это придется потратить очень много сил и выстроить большую инфраструктуру», – пояснила Гаврикова. А если говорить о том, что касается уникальных прорывов России, то, по мнению эксперта, есть большой потенциал в части изучения Арктики и космоса с использованием автономных роботов.