Возможность покупать фрукты и ягоды круглый год оказалась признаком чуть ли не элитарного потребления. Фото агентства «Москва»
Исследователи из Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) решили выяснить, что такое разные потребительские стандарты с точки зрения именно населения, а не тех профильных ведомств, которые либо спускают сверху свои регламенты о необходимом минимуме потребления, либо пытаются преподнести в качестве нормы усредненные статистические показатели. В ходе фокус-групп были выявлены четыре потребительских стандарта по версии населения: «Комфорт», «Норма», «Жить можно» и «Очень тяжело». Стандарты описывались с учетом разветвленной системы характеристик: от доступности продуктов питания до жилищных условий и видов досуга.
В новом исследовании ВШЭ потребительские стандарты рассматриваются как сложившиеся в сознании населения представления о разных возможностях и повседневных практиках потребления у различных слоев общества. Эти представления касаются как той социально-экономической ступени, которую занимают сами респонденты, так и других ступеней выше и ниже.
Выбор качественного метода исследования (фокус-группы) обусловлен стремлением выяснить в ходе дискуссий точку зрения самих респондентов, получить те выводы, которые рождаются у них «изнутри», без навязывания извне и сверху каких-то преобладающих в экспертной среде версий происходящего.
В частности, респондентам не были предзаданы ни характеристики разных стандартов потребления, ни принципы определения их границ. Хотя, как уточним чуть ниже, в отдельных случаях модератор мог вмешиваться для уточнения некоторых аспектов.
Всего было проведено 50 онлайн-фокус-групп, сбор данных проходил летом 2023 года. В исследовании приняли участие респонденты не только из крупных городов, включая Москву, но и из смешанной категории городов с численностью населения от 250 тыс. до 1 млн человек. Опрашивались представители разных возрастов, разного достатка, разного уровня образования, с детьми и без детей.
Результаты исследования представлены в докладе, подготовленном сотрудниками Центра анализа доходов и уровня жизни Института социальной политики НИУ ВШЭ: заведующей Алиной Пишняк, научными сотрудниками Натальей Халиной и Еленой Назарбаевой. Обсуждение состоялось на семинаре ВШЭ в рамках серии встреч «Социология рынков».
Итак, сначала важно зафиксировать такой вывод исследователей: «Потребительские стандарты в сознании населения отстраиваются от доходных возможностей». Конечно, бывают случаи, когда отдельные представители общества выбирают аскетический образ жизни не вынужденно (из-за материальных проблем), а осознанно, руководствуясь определенными принципами. Однако важна не только практика потребления или непотребления определенных товаров и услуг, но и существующая у человека возможность при спонтанном желании что-то себе приобрести.
Исходя из того, что речь идет о доходных возможностях, именно от изменения уровня доходов семьи и будет в основном зависеть ее миграция из одного потребительского стандарта в другой, и это будет сродни движению по лестнице – либо вверх, либо вниз.
В ходе фокус-групп были выявлены четыре потребительских стандарта. Это «Комфорт», предполагающий большие возможности в различных сферах потребления и, цитируя ВШЭ, «некую элитарность». Это «Норма», допускающая широкие возможности и достаточное разнообразие, «но без излишеств». Это стандарт, получивший название «Жить можно»: есть определенные ограничения, фиксируется отказ от ряда товаров и услуг, которые, казалось бы, доступны многим. И это стандарт под наименованием «Очень тяжело» – фактически существование на грани выживания.
Каждый стандарт потребления описывался с учетом следующих характеристик («доменов»): продукты питания, одежда и обувь, бытовая техника и электроника, медицинские, образовательные, финансовые и иные услуги, виды досуга, варианты отпуска, наличие или отсутствие автомобиля, жилищные условия.
«Категории к обсуждению предлагались не сразу, и разговор стартовал с предложения высказать свое мнение о том, что нужно учитывать при изучении различий между отдельными группами потребителей, – поясняют исследователи. – Тем не менее все варианты ответов так или иначе сводились к перечисленным категориям. Если какой-то из вариантов в рамках отдельной фокус-группы не возникал, то с подсказки модератора участники высказывались относительно важности пропущенного домена».
И если наложить четыре стандарта потребления на указанные 11 доменов, то получится очень детализированная матрица представлений россиян об образе жизни разных слоев общества. Приведем несколько примеров.
К самым острым, болезненным вопросам обычно относятся доступность продуктов питания, возможность в случае болезни приобрести лекарства и получить своевременное лечение, а также жилищные условия.
Что такое «Комфорт» с точки зрения питания? Это очень разнообразный рацион, включающий «качественные белки, фрукты и ягоды круглый год». Это возможность при желании приобретать деликатесы, дорогой и качественный алкоголь. Не важно, что покупается, на цену не ориентируются. Место покупки – премиумные сети, часто заказывается доставка готовой еды. Есть возможность посещать рестораны и кафе каждую неделю или чаще, причем без особого повода. Бизнес-ланч как неотъемлемая часть рабочего графика. Есть интерес к высокой кухне.
Стандарт «Норма» предполагает тоже довольно разнообразный рацион, включающий и качественные белки, и овощи и фрукты, правда, уже только сезонные. Возможна изредка покупка деликатесов, качественного алкоголя «по хорошей цене». Место покупки – торговые сети среднего уровня. Заказ готовой еды возможен 2–3 раза в месяц. По выходным есть возможность посещать рестораны и кафе, по будням – «без бизнес-ланчей, но с кофе на вынос». При выборе ориентируются на соотношение цены и качества.
Тесное, ветхое, аварийное жилье – признак существования на грани выживания. Фото Георгия Полякова/PhotoXPress.ru |
И наконец, вариант «Очень тяжело». В основе самые дешевые продукты с высокой калорийностью: макароны, хлеб, картофель, каши. Овощи и фрукты только из личного подсобного хозяйства, если оно есть. Самый дешевый алкоголь. Продукты или из магазинов экономкласса «на развес», или выращенное в личном хозяйстве. При выборе ориентируются на минимальные цены и дисконт. Готовая еда и общепит в принципе недоступны. Рацион крайне скудный и абсолютно однообразный.
Далее – медицина. Стандарт «Комфорт» предполагает осознанную заботу о здоровье, а значит, и регулярные профилактические осмотры (на это, как можно судить, есть и деньги, и время). Семье доступен полный спектр платных услуг. Но особо упоминается доступность платных именно стоматологических услуг широкого спектра, включая регулярные визиты к «своему» стоматологу. Приобретаются любые необходимые лекарства, при этом только оригинальные (не дженерики, то есть не аналоги) без ориентации на цену. Распространен медицинский туризм: это и отечественные санатории, и при необходимости лечение за рубежом. Возможно обращение за иными допуслугами: косметология, пластическая хирургия.
«Норма»: о здоровье заботятся «по мере возможностей», без регулярных профилактических осмотров, к врачу идут при наличии проблем. Возможно сочетание платных и бесплатных услуг: хоть в приоритете обязательное медицинское страхование (ОМС), для скорости и удобства обращаются и за платными услугами (анализы, некоторые обследования или специалисты). Платная стоматология доступна, но отчасти: спектр услуг ограничен, нужно копить на сложные манипуляции. Лекарства приобретаются оригинальные, но приходится изучать цены и искать более дешевые предложения. Оздоровительные поездки – разве что в санаторий: по возможности бесплатно или на условиях субсидирования.
Вариант «Жить можно»: установка на заботу о здоровье и качественную медпомощь почти отсутствует. Расчет только на бесплатные услуги по ОМС, а платные услуги – в самых крайних случаях. Ориентация на самолечение или советы по медикаментам от фармацевтов в аптеке. В поликлинику идут в крайнем случае или за больничным. Стоматология может быть платной, но требует серьезных накоплений. Лекарства – дженерики, самые дешевые аналоги. Поездки в санаторий только по бесплатным путевкам.
Наконец, вариант «Очень тяжело»: установка на заботу о здоровье отсутствует в принципе. Только бесплатная помощь по ОМС. Лекарства недоступны, исключение – бесплатные медикаменты в рамках госпрограмм поддержки отдельных категорий граждан.
Другой пример – жилье. «Комфорт» описывается следующим образом: есть несколько видов недвижимости, допустим, несколько квартир или квартира и загородный дом. Это может быть как жилой комплекс, так и коттеджный поселок с хорошо налаженной инфраструктурой – тут важнее, какие у человека предпочтения, потому что жилье выбирается с опорой именно на них, а не на цены и не на ставки по ипотеке (в определенных случаях возможны, кстати, и ипотека, и аренда, но они не влияют существенно на бюджет семьи). Системообразующий фактор – «по комнате на члена семьи и отдельная гостиная». Полный ремонт раз в 5–10 лет с привлечением дизайнера, рабочих. В наличии может быть жилье в том числе в курортном или туристическом регионе России или за рубежом.
«Норма»: современное, комфортное жилье без излишеств. В частности, квартира в относительно новом доме, в спальном районе. Важный фактор – «по комнате на супружескую пару и каждого из разнополых детей». Регулярные косметические ремонты, раз в 5–7 лет возможность более крупных трат на ремонт, но не всей квартиры. Возможны ипотека или аренда, которая ощутима для бюджета, но не предполагает отказа от отпуска или развлечений. Скорее всего еще имеется дача или строится дом за городом. Есть перспективы улучшения жилищных условий.
Вариант «Жить можно»: несовременное, тесное жилье, точно не в новостройке. Комнат не хватает – например, родители размещаются в одной комнате с детьми. Это окраины с плохой транспортной доступностью и без инфраструктуры. Даже на самые простые материалы для ремонта надо копить. Возможна социальная ипотека или аренда (за неимением иных вариантов), но все другие траты будут тогда урезаны. Может быть в наличии старая «советская» дача. Никаких перспектив улучшения жилищных условий.
И вариант «Очень тяжело». Это тесное, ветхое жилье. Маленькие квартиры, коммуналки, общежития, старые сельские дома. В квартирах критически не хватает площади. Может не быть доступа к газу, горячему водоснабжению, центральной канализации. Ремонт недоступен – нет средств на материалы. Никаких перспектив улучшения жилищных условий. Возможны задолженности по оплате коммунальных услуг.
Теперь, чтобы сориентироваться в пространстве, осталось все описанное примерить на себя. Как сообщили исследователи, полученные данные будут использованы для разработки уже количественного инструмента, который позволит измерить распространенность выявленных стандартов в современной России.