Российский ритейл активно внедряет цифровые технологии.
Фото Алексея Круглова/PhotoXPress.ru
Россия все еще отстает от многих стран по экономическому вкладу цифровых технологий, а также по доле занятых в секторе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Однако острый дефицит рабочих рук будет стимулировать бизнес к освоению новых цифровых инструментов, ожидают эксперты.
Сотрудники Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики (ВШЭ) проанализировали ряд показателей российского сектора ИКТ в сравнении с другими странами. Общий вклад сектора информационно-коммуникационных технологий в ВВП увеличивается. И за последний год он увеличился с 3,1 до 3,5%. Его валовая добавленная стоимость выросла до 5,4 трлн руб. Однако если сравнивать вложения цифровых технологий в ВВП с другими странами, то Россия оказывается далеко не на первых местах.
К примеру, в Швейцарии доля сектора ИКТ занимает 7,3% к ВВП, в Болгарии – 7,2%, а в Чехии – 6,7%.
Валовые внутренние затраты на развитие цифровой экономики по итогам прошлого года составили 5,5 трлн руб. (+6% к уровню 2022 года в текущих ценах), подсчитали в ВШЭ. Причем затраты организаций на создание, распространение и использование цифровых технологий увеличились всего на 3%, достигнув 3,3 трлн руб., в то время как расходы домашних хозяйств на цифровые товары и услуги увеличились почти на 11% (до 2,2 трлн руб.).
Затраты организаций в данном случае – это в первую очередь расходы на приобретение машин и оборудования, связанных с цифровыми технологиями. Сюда также входит оплата труда специалистов по ИКТ. Эксперты оценивают эту долю в общих затратах в 35%.
Уровень же проникновения собственно цифровых технологий в российских компаниях неоднороден. К примеру, только каждое четвертое предприятие в РФ использует облачные сервисы, 17% компаний пользуются цифровыми платформами, 15% организаций применяют технологии сбора, обработки и анализа больших данных. Еще ниже уровень проникновения различных геоинформационных систем (12%), интернета вещей (11%) и технологий искусственного интеллекта (менее 5%).
В сравнении с другими странами уровень цифровизации в РФ остается довольно низким. К примеру, почти 70% компаний в Бразилии используют облачные сервисы, такая же доля и среди датских предприятий. В Белоруссии облачные сервисы использует свыше 40% организаций. Каждая вторая компания в Венгрии и Дании применяет Big Data, а каждое пятое предприятие в Турции, Сербии и Венгрии активно использует интернет вещей.
В разрезе по отраслям ситуация в России также крайне неоднородна. Определенных технологических прорывов достигла сфера оптовой и розничной торговли. В частности, 35% компаний в секторе пользуются облачными сервисами, 28% – цифровыми платформами, 26% – сбором и анализом больших данных, 20% – применяют интернет вещей. А в исследовании компании Т1 говорилось, что ретейл лидирует по распространенности систем CRM (системы управления взаимоотношениями с клиентами) (77%), автоматизации процессов (63%). Частично ускоренной цифровизации способствует и активный переход потребителей из офлайна в онлайн. В итоге уровень цифровизации в российском ретейле оказывается даже чуть выше, чем в ИТ-секторе.
Скромнее использование цифровых технологий в реальных секторах экономики. В строительстве только 19% компаний используют облачные технологии, а каждая 10-я применяет цифровые платформы и Big Data, замечают в ВШЭ. При этом только 2% компаний из добывающего сектора и 3,6% из обрабатывающего используют технологию цифровых двойников, которая позволяет моделировать производственные процессы, создавать копии физического объекта или процесса, рассказывают эксперты. Однако исследователи не выделяют уровень автоматизации в более узких секторах. К примеру, в исследовании Т1 указывалось, что треть компаний металлургической отрасли использует цифровых двойников.
Вице-премьер Денис Мантуров в прошлом году заявлял, что российские промышленные предприятия достигли показателя в 45% по уровню цифровой зрелости. «Чтобы отслеживать глубину использования промышленностью IT-инструментов и технологий автоматизации, у нас с 2020 года используется оценка уровня цифровой зрелости предприятий», – подчеркивал он. При этом власти ставят задачу довести этот показатель до 85% к 2030 году.
Наращивать цифровизацию в производствах приходится в условиях дефицита квалифицированных кадров. В России сохраняется дефицит IT-специалистов. По оценкам государства, не хватает около 740 тыс. сотрудников, однако бизнес называет цифры до 1 млн человек. Дефицит политехнических кадров оценивают в 600 тыс. человек. В правительстве заявляли, что только обрабатывающему сектору в ближайшие пять лет понадобятся 1,5 млн технических специалистов (см. «НГ» от 25.11.24).
Как следует из расчетов ВШЭ, численность занятых непосредственно в ИКТ превышает 1,4 млн человек, что составляет 3,3% общей численности занятых. Однако численность работников растет медленно. Так, в 2022 году общая численность превышала 1,35 млн человек, что составляло 3,2% общей численности занятых.
Общую численность занятых в профессиях, связанных с интенсивным использованием ИКТ, в России эксперты ВШЭ оценивают в 9 млн человек, из которых почти 2 млн специалистов по ИКТ, или каждый пятый.
При этом создается впечатление, что численность технических специалистов в РФ достигла своего предела и дальнейший прирост кадров будет невозможен. К примеру, по итогам 2020 года общая численность занятых в профессиях, связанных с интенсивным использованием ИКТ, составляла 9,15 млн человек. Численность только ИТ-специалистов в абсолютных числах увеличивается каждый год, однако их доля практически не меняется. Так, каждый пятый из общей численности занятых в сферах, прибилиженных к ИКТ, является айтишником.
В России при этом довольно молодые кадры. Как замечают во ВШЭ, практически каждый второй айтишник (47,4%) моложе 35 лет. Россию по «молодости» айтишников превосходит только Турция. Там доля ИТ-кадров моложе 35 лет достигает 58%. Для сравнения: в Чехии, Швеции и Финляндии моложе 35 лет только каждый третий специалист.
В России низкая доля ИТ-специалистов. Так, 2 млн айтишников – это 2,7% общей численности занятых в экономике. Для сравнения: в Швеции доля занятых в ИКТ превышает 8% общей численности в экономике, в Финляндии – 7%, в Эстонии – 6,7%, а в Германии – почти 5%.
В Минцифры говорят о росте числа айтишников. По словам главы Минцифры Максута Шадаева, только за последние четыре года количество IT-специалистов увеличилось на 50%, до 850 тыс. человек. При этом 100 тыс. человек пришли в отрасль за последние 8 месяцев, рассказывал он на прошлой неделе. И еще 600 тыс. студентов сейчас учатся в вузах на IT-направлениях. На фоне дефицита кадров ведомство ставит целью привлечь в отрасль около 700 тыс. разработчиков до 2030 года.
Замначальника управления цифровой трансформации РЭУ им. Плеханова Павел Терелянский подчеркивает: сейчас в России продолжается рост выпускников вузов по IT-специальностям. «Процесс подготовки кадров имеет временной лаг не менее 5–7 лет. Только потом мы сможем сказать, насыщен у нас рынок труда ИТ-кадрами или нет», – объясняет он.
Дефицит кадров остается главной головной болью для бизнеса. Как считают в компании «Яков и партнеры», нехватка работников будет подталкивать предприятия к большему освоению цифровых инструментов, которые в перспективе позволили бы снизить нагрузку на сотрудников и издержки, вызванные дефицитом труда.
Менеджер по продуктам Linx Cloud Станислав Братчиков низкую долю кадров, задействованных в ИКТ объясняет тем, что до 2022 года компании в России опирались в основном на иностранные технологии - ПО и оборудование. «Сейчас рынок вынужденно развернулся в сторону отечественных продуктов, и отрасль испытывает острую нехватку ИКТ кадров, которая оценивается более 1 млн», - говорит он. «В России только начали реализовывать госпрограммы по сокращению дефицита ИТ-специалистов. Реального эффекта от них ждать еще год-два», - добавляет гендиректор АНО «Национальный центр компетенций по информационным системам управления холдингом» Кирилл Семион.
Сам же российский рынок цифровых технологий находится в стадии развития, считает гендиректор компании «Фд-телеком» Дмитрий Мульков. «Я бы сравнил его с ребенком. А за ним надо приглядывать, холить и лелеять. Минпромторгу и Минцифры нужно обратить внимание на потенциал роста наших технологических партнерств, ИТ-компаний и усилить меры поддержки», – говорит он.
«В России на данный момент технологиям оказывается масштабная господдержка. Выделяется грантовая поддержка перспективных разработок отечественных решений в области ИКТ из резервного фонда правительства, действуют льготы для ИТ-компаний, предлагаются льготные кредиты (3%) для аккредитованных системообразующих организаций и организаций, входящих в группу лиц системообразующей организации в сфере информационных технологий и прочего», – спорит эксперт Центра Россия-ОЭСР Президентской академии Мария Гирич.
По мнению эксперта, сегодня можно говорить о довольно-таки высоком уровне использования технологий в РФ. «В 2022 году цены на облачные сервисы выросли среди провайдеров на 20–30% на фоне возникшей необходимости замещения импортных ПО от зарубежных компаний, ушедших с российского рынка, однако позднее цены стабилизировались с учетом замены иностранного софта на отечественный, а российский рынок облачных сервисов вырос на 42% за счет увеличения количества российских пользователей», – обращает внимание Гирич.
По словам гендиректора компании «Цифра» Михаила Аронсона, на данный момент в реестр отечественного ПО включено свыше 23,5 тыс. продуктов, из которых примерно 3,5 тыс. вошли туда в этом году. «За последний год российский софт получил широкую практику применения и хорошо себя зарекомендовал с точки зрения получения дополнительных эффектов для бизнеса. Так, доля горных компаний, которая рассчитывает получить эффект от «цифры» в следующие 2–3 года, увеличилась примерно в 4 раза за год. При этом примерно 70% компаний сегодня запрашивают не импортозамещение, а цифровые технологии с расширенными возможностями, которые смогут приносить новые эффекты для их бизнеса», – говорит он.
Гендиректор компании-разработчика «Базис» Давид Мартиросов также оценивает уровень цифровизации в стране как высокий. «Российские сервисы — финансовые, государственные и другие — значительно превосходят большинство зарубежных аналогов по функциональности и удобству использования, а зачастую и по количеству пользователей. Отчасти это связано с высокой конкуренцией в отдельных сегментах рынка, например, в банковском. Отчасти — с желанием государства и общества упростить процессы взаимодействия, получения услуг, перевести их в цифровой формат», - говорит он. В той или иной степени современные цифровые технологии используются во всех сферах и отраслях российской экономики, замечает Мартиросов.
Как подчеркнули "НГ" в пресс-службе Минцифры, в стране уже закрывается большая часть потребностей в развитии технологий наличием квалифицированных специалистов. "Кадровая база ИТ-отрасли постоянно растет, сейчас в России в сфере ИТ задействовано более 900 тысяч специалистов", - сообщили в ведомстве.
По мере ускоренного импортозамещения растет и потребность в ИТ-специалистах. "Их подготовка — один из наших важнейших приоритетов. Для этого мы создаем множество возможностей: от бесплатных курсов программирования для школьников 8-11 классов и студентов колледжей до увеличения бюджетных мест на ИТ-специальностях в 2 раза за 4 года. В этом году на бюджет зачислены 125 тыс. человек, еще порядка 70 тыс. учатся на платной основе. Сейчас в 500 вузах, которые готовят ИТ-специалистов, учится более 600 тыс. человек", - рассказывают в министерстве. В ведомстве также подчеркнули, что подготовку кадров будетт продолжена в том числе и в рамках нового нацпроекта «Экономика данных».