Глава Минэкономразвития Максим Решетников видит «очень серьезную» реакцию предприятий на решения Центробанка по увеличению ключевой ставки. Фото Reuters
На понедельник 16 декабря запланирована традиционная встреча крупного бизнеса с президентом РФ Владимиром Путиным. Одной из тем обсуждения станут трудности реализации инвестиционных проектов при нынешней стоимости кредитов и высокой гарантированной доходности депозитов и долговых бумаг государства. Члены Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) уже объясняли министрам, что по экономической логике они должны остановить свое производство и положить все деньги в банк под неадекватно высокие проценты. Впрочем, не все предприниматели готовы обсуждать высокую стоимость кредитов и падающий рубль. Для некоторых сырьевых экспортеров слабеющая российская валюта – источник дополнительной прибыли.
Тревожным симптомом для российской экономики стал перенос инвестиционных планов компаний и фактический отказ правительства от более или менее оптимистичных прогнозов на 2025 год. В базовом сценарии Минэкономразвития наша экономика должна замедлиться в следующем году с нынешних 3,9 роста до 2,5% прироста ВВП. Однако последние действия ЦБ заставляют предположить, что сценарий замедления будет существенно хуже. Глава Минэкономразвития Максим Решетников сообщил в субботу, что предприятия «очень серьезно реагируют на те решения, которые приняты ЦБ (по повышению ключевой ставки) и ощутимо сокращают инвестиционные программы». По его словам, «это не может не повлиять и на текущую динамику, и на долгосрочную линию роста». Консенсус-прогноз аналитиков, опрошенных Интерфаксом в начале декабря, предполагает рост ВВП РФ в 2025 году на 1,5%. И это даже хуже, чем официальный консервативный сценарий на 2025 год. А по правительственному консервативному сценарию в следующем году предполагается курс доллара 95,2 руб. и при этом почти полная остановка инвестиций (+0,6%), а также почти полная остановка роста промпроизводства (+0,4%).
Насколько хуже окажется реальная ситуация – Минэкономразвития обещает выяснить через несколько месяцев. По словам Решетникова, конкретные количественные оценки «пока рано давать, сейчас посмотрим на динамику кредитования в ноябре-декабре, насколько она будет замедляться». Заметим, что общий уровень кредитования в экономике может и не снижаться по причине увеличения госрасходов. Но кредитование в одних секторах совсем не гарантирует, что в других секторах российской экономики не будет происходить при этом резкое падение. Напомним, что расходы федерального бюджета за 11 месяцев 2024-го были выше уровня прошлого года на 23,7%. Так что именно такой бюджетный дождь и может сохранять высокие объемы кредитования при любом уровне ставки ЦБ.
И здесь весьма остро встает вопрос обоснованности поддержания высокой ключевой ставки Центробанка. Не случайно многие ответственные специалисты публично заявляют, что они не видят от Центробанка количественных обоснований своей спорной политики. «Фактически при формировании образа будущего российской экономики Банк России оказался в ловушке собственных догматических построений. Вся его обосновывающая логика, начиная с набившего оскомину «перегрева» российской экономики и заканчивая инфляционной фобией на пустом месте, никак не может рассматриваться как доказательная аргументация», – пишет замдиректора Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП РАН) Марат Узяков в статье «Ключевая ошибка Банка России» (см. «НГ» от 12.12.24). «Цена, которую в результате платит российская экономика, слишком высока – существенное замедление экономической динамики и торможение развития производственного потенциала», – отмечает ученый. Выбранный Центробанком ориентир приемлемой инфляции в 4% годовых экономист также называет необоснованным.
Российские власти могли бы создать регулярный совещательный орган по борьбе с ростом цен, чтобы помочь Банку России победить высокую инфляцию: решать эту задачу лишь инструментарием денежно-кредитной политики слишком «дорого», если вообще возможно, заявил телеканалу «Россия 24» первый зампред правления ВТБ Дмитрий Пьянов (см. «НГ» от 16.10.24). И уже в декабре президент Владимир Путин заявил, что Центральный банк и правительство РФ должны вести скоординированную политику в борьбе с инфляцией.
Но такая скоординированная политика требует сравнения расчетов и обоснований, если таковые вообще имеются. Пока, как известно, аргументация руководства ЦБ сводится к рассказам о том, что если бы мы не поднимали ставку в прошлом и нынешнем годах, то «все было бы еще хуже». «Если бы мы оставили ставку на том уровне, какой она была до середины прошлого года, напомню, это 7,5%, то инфляция была бы уже давно не просто двузначной, а вполне могла достичь и 20%, и 30%, а вполне возможно, что и больше», – сообщила депутатам председатель ЦБ Эльвира Набиуллина (см. «НГ» от 19.11.24). Но такой разброс оценок на десятки процентов говорит о том, что никаких точных прогнозов и просчетов вариантов в ЦБ скорее всего просто не делают. Аргументация на уровне «20–30%, а возможно, и больше» допустима в быту для рядовых граждан, но никак не для ответственных руководителей, которые должны опираться на более точные расчеты.
Представители крупного бизнеса недавно уже встречались с президентом для обсуждения не самых простых вопросов. Фото с сайта www.kremlin.ru |
Но в ослаблении рубля объективно заинтересованы бюджет (который увеличивает свои доходы) и крупные экспортеры (которые увеличивают свои прибыли). Не случайно министр финансов РФ Антон Силуанов убеждал участников форума Финансового университета, что текущий курс рубля способствует наращиванию экспорта, для экспортеров этот фактор важнее, чем уровень ключевой ставки. И такие экспортеры решили объявить о своем согласии с высокими кредитными ставками, а также с очередной девальвацией рубля.
«Курс от 100 до 110 руб. за доллар, я считаю, – нечто такое вполне экономически обоснованное, то, с чем страна может жить. Это некий баланс между бюджетными интересами, интересами экспортеров», – заявил в субботу РБК ТВ глава «Норильского никеля» Владимир Потанин.
В условиях дефицита кадров поступление дешевых кредитов в экономику не приведет к быстрому увеличению предложения, в то время как влияние на инфляцию проявится практически мгновенно, сообщил Потанин. Так он прокомментировал предложение предоставить «дешевые деньги» для увеличения объемов производства в стране. Между тем расчеты экономистов показывают, что ставка ЦБ провоцирует рост цен даже больше, чем повышение зарплат.
Проинфляционный эффект роста ставки в 2024 году оказывается существенно выше, чем у повышения оплаты труда, отмечается в последнем отчете Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). «С учетом мультиплицирования вклад повышения ставки в 2024 году в изменение цен производителей оценивается минимум в 4,5–5,5 процентного пункта. А оплаты труда – в 3,5–4,5 процентного пункта», – пишут экономисты (см. «НГ» от 12.12.24).
«Природа инфляции у нас в значительной степени немонетарная. Усложнение и удорожание расчетов и логистики при внешней торговле, санкции, демография, ряд других факторов – в любом случае будут влиять на уровень издержек и цены. При любой ставке. И даже при полном запрете кредитования. По ряду категорий товаров и услуг спрос будет ниже, а цены все равно вырастут. Просто потребление сократится. Если, конечно, не нарастить производство. Одновременно спрос в российских условиях реагирует на уровень процентных ставок совсем не так, как в ряде зарубежных стран», – говорит главный экономист Института экономики роста им. Столыпина Борис Копейкин. По его словам, ускоренный рост предложения товаров и услуг – действительно единственная возможность для снижения инфляции при одновременном сохранении темпов экономического роста на уровне, близком к среднемировым.
Подобные аргументы «за» и «против» нынешней политики Центробанка могут прозвучать в понедельник на традиционной предновогодней встрече представителей крупного бизнеса с президентом РФ Владимиром Путиным 16 декабря. «Мы ждем, что действительно в понедельник эта встреча будет», – сказал глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. Он добавил, что согласование этого мероприятия началось еще в конце октября – начале ноября. По словам Шохина, бизнес рассчитывает, что встреча с главой государства будет носить не только формальный «предновогодний» характер, но и станет площадкой для обсуждения проблемных вопросов. «Надеемся, что в рамках этой встречи у нас будет такой серьезный диалог», – отметил глава РСПП.