Фото Sputnik/Valery Sharifulin/Pool via REUTERS
Выступление президента Владимира Путина на конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта (ИИ)» содержало несколько важных акцентов. Наличие собственных разработок нового поколения ИИ – одно из ключевых условий суверенитета России. В масштабах страны будет совершен «фундаментальный технологический переход во всей системе управления». Россия будет действовать не в одиночку, а поддерживая взаимовыгодное сотрудничество в формате альянса с заинтересованными странами. И наконец, еще один менее выраженный, но основополагающий акцент – технологии ИИ ложатся в основу обороноспособности страны.
Особенность темы искусственного интеллекта в том, что в ней есть два смысловых слоя: видимый и невидимый. О видимом слое говорится много и подробно. Это все то, что вскоре должно стать для большинства граждан («простых пользователей») очевидным результатом внедрения ИИ в их повседневную жизнь: улучшение качества госуслуг и сервисов, повышение эффективности бизнеса.
А невидимый слой, который упоминается пока вскользь, но от которого как раз и зависят перспективы государства, – это укрепление обороноспособности с опорой на новейшие технологии и разработки. Именно такое сочетание видимого и невидимого хорошо прослеживалось в выступлении президента Владимира Путина на международной конференции AI Journey («Путешествие в мир искусственного интеллекта»).
За прошедший год технологии ИИ значительно преобразили облик целых отраслей. Уже сейчас можно говорить о наступающей революции в инженерном деле, проектировании, конструировании принципиально новых компонентов и устройств. ИИ открывает качественно иные возможности для робототехники, создания беспилотных систем, прогнозирования стихийных бедствий, развития медицины. Все это перечислил президент.
«Наличие собственных разработок нового поколения искусственного интеллекта – одно из ключевых условий научного, технологического и, что важно, мировоззренческого суверенитета нашей страны», – сообщил Путин и еще раз особо отметил, что да, в том числе мировоззренческого. Ведь алгоритмы ИИ закладываются с опорой на определенные ценности, язык, образы, культуру, понимание истории, традиции, национальные особенности и интересы.
Путин объявил о предстоящем «фундаментальном технологическом переходе во всей системе управления», который будет совершен в масштабах страны. Это будет госуправление на основе данных, предполагающее автоматизацию бюрократических процедур и обеспечение качественно иного уровня контроля и принятия решений. «Думаю, будет правильно, если пример смелых, передовых подходов покажет государство», – пояснил он.
И речь идет не только про оперативный, доскональный анализ обращений, поступающих от граждан к предстоящей «Прямой линии», хотя и об этом тоже (см. «НГ» от 09.12.24). «Полученный опыт должен быть использован при создании интегральных цифровых платформ, – сообщил Путин. – Их повсеместное внедрение не только в госуправлении, но и в здравоохранении, промышленности, на транспорте, в туристической отрасли – во всех сферах – должно быть завершено уже в горизонте 2030 года».
Такие платформенные решения должны стать основой для цифровизации систем управления субъектов РФ. «Прошу правительство в выполнении этих задач помочь коллегам на всех уровнях», – сказал президент. Конечно, для цифровой трансформации нужны специалисты. Об этом подробнее рассказал затем глава Минцифры Максут Шадаев на совещании президента с правительством. Перечислив множество мер, министр сообщил о планах получить в IT-отрасль дополнительно примерно 700 тыс. разработчиков до 2030 года.
Помимо этого, на конференции AI Journey Владимир Путин обсудил перспективы международного сотрудничества. «Опыт нашей страны в практическом применении искусственного интеллекта востребован в разных странах мира, – сказал он. – Будем оказывать странам глобального Юга и Востока консультативную, техническую помощь в сфере искусственного интеллекта. Разумеется, надеемся, что будем брать у партнеров их достижения, реализовывать совместные проекты на основе равноправного доступа к знаниям, технологиям, научным достижениям».
Импульс такому сотрудничеству придаст международный Альянс национальных ассоциаций и институтов развития в сфере искусственного интеллекта стран БРИКС, а также других заинтересованных государств. Старт этому международному альянсу был дан на конференции AI Journey. К альянсу уже присоединились 18 ассоциаций из 15 государств. Чтобы «вместе подумать», в каком направлении будут дальше развиваться технологии ИИ, президент предложил провести в России международный форсайт, посвященный этой проблематике.
Подвести итог сделанных президентом заявлений можно следующей его цитатой: «Технологии искусственного интеллекта призваны стать важнейшим ресурсом достижения национальных целей развития, обеспечить укрепление обороноспособности страны, качественное развитие экономики и социальных отраслей, госуправления, рост инноваций». Попадание в это перечисление обороноспособности очень примечательно, особенно сейчас. И именно этот пункт и приковывает к себе основное внимание.
Гонка искусственных интеллектов – именно так, во множественном числе – в мире уже началась. Для опрошенных «НГ» экспертов это бесспорно. «Уже сейчас строятся гигантские кластеры из видеокарт сугубо для обучения ИИ. И мы идем к тому моменту, когда данные для его обучения в интернете закончатся», – говорит гендиректор группы компаний «ST IT» Антон Аверьянов (см. об этом же «НГ» от 28.11.24). «Переход к конфликтам на уровне искусственных интеллектов – это не фантастика, а реальный сценарий ближайшего будущего. Такие конфликты будут включать кибератаки, использование автономных боевых систем и управление информационными потоками с помощью ИИ», – пояснила «НГ» специалист по машинному обучению компании «Инфосистемы Джет» Надежда Гаврикова.
Противостояние может стать гораздо более скрытым, с прицелом на манипуляцию данными, разрушение инфраструктуры, подавление технологий противника.
Так называемые войны искусственных интеллектов будут выглядеть так же, как «воюют» сейчас: это борьба за клиентов и кибербезопасность, ожидает руководитель продуктового направления «Рейтинга Рунета» Александр Туник.Но очевидно и то, что в скором времени ИИ будет применяться в различных системах вооружения, один из примеров – роевое управление дронами с ИИ, сообщил замдиректора Центра компетенций Национальной технологической инициативы (НТИ) «Технологии хранения и анализа больших данных» Тимофей Воронин. А в качестве уже использующихся технологий эксперт упомянул применении ИИ для распознавания военных объектов, определения целей, включая логистические объекты, бункеры и иные укрепленные объекты. Но все же человеческий фактор остается наиболее важным при принятии и политических, и военных решений, ИИ – лишь помощник, «генератор идей», добавил он.
Суверенные искусственные интеллекты, как системы, созданные в рамках одной страны для защиты ее интересов, действительно начинают формироваться, считает при этом Гаврикова. «Например, Китай активно разрабатывает ИИ для внутреннего регулирования и обороны, США тоже ведут разработки в этом направлении», – говорит эксперт. Тут можно провести аналогию с космической гонкой.
Как оценивать эту тенденцию? «С одной стороны, такая тенденция позволяет странам укреплять национальную безопасность и цифровой суверенитет, – пояснила эксперт. – С другой – фрагментация может негативно отразиться на глобальном международном сотрудничестве в науке, привести к появлению технологических барьеров между странами».
Именно поэтому и важно формировать альянсы стран, готовых к сотрудничеству. Россия, как считает эксперт рынка НТИ SafeNet Николай Калуцкий, занимает промежуточное положение между двумя IT-анклавами: связанными с США и с КНР. «Россия стремится укрепить свои позиции в глобальной IT-экосистеме, но для этого необходимо преодолеть определенные внутренние и внешние вызовы, а также развивать сотрудничество с другими странами и регионами», – пояснил он.
И как тогда убедить другие страны примкнуть именно к России и к дружественному нашей стране альянсу? Прежде всего продемонстрировав свои успехи. «Достижения ИИ будут выражаться в улучшении качества жизни граждан, в том, как мы решаем собственные прагматические и бюрократические задачи. Это станет той визитной карточкой, офертой, которой мы будем делиться со странами, желающими присоединиться. Через внедрение наших технологий, через наши национальные платформы, в том числе геополитические, технологические, инновационные», – перечислил эксперт рынка НТИ NeuroNet Владимир Козлов.
Однако и тут возможны подводные камни. Если понимать под суверенными ИИ прежде всего суверенные данные, то ожидаемо, что в любом международном сотрудничестве будут возникать свои запретные зоны. Критически значимые, ценные данные есть не у всех. «Самые интересные данные обычно как раз закрыты за семью печатями, допустим, внутри корпораций, их собирающих или производящих, – пояснил руководитель направления «Наука о данных» экосистемы Hybrid Алексей Калабурдин. – На Западе есть термин data moat – «ров вокруг данных», как ров вокруг замка». Доступ к таким данным – вопрос конкурентоспособности. А также, что логично, теперь и обороноспособности.