Угольная промышленность столкнулась с непредвиденными убытками. Фото РИА Новости
Анонсированное ранее совещание президента РФ Владимира Путина с правительством о проблемах угольной отрасли было решено провести в закрытом режиме. Об этом объявил в среду пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. По данным открытой статистики, российские угольные регионы могут стать новой зоной кризиса из-за падения добычи и увеличения доли убыточных предприятий. По мнению экспертов, российским властям необходимо предложить комплекс мер поддержки угольной промышленности, которая столкнулась в этом году с немалыми убытками.
Российская угольная отрасль в этом году сталкивается с новыми проблемами. Губернатор Кемеровской области Илья Середюк в среду сообщил, что угледобывающие предприятия области в 2024 году добудут примерно 196 млн т угля. Тогда как в прошлом году было добыто 214,2 млн т угля. Таким образом, уровень добычи снизился на 8,4%. Губернатор напомнил, что угольная промышленность формирует до 40% бюджета региона. Бюджет области уже недополучил 56 млрд руб. по налогу на прибыль из-за ситуации в угольной отрасли. «До конца года мы прогнозируем, что эта цифра составит минус 65 млрд руб., это колоссальные деньги для региона, они сдерживают наши возможности по развитию», – подчеркнул губернатор Середюк.
В ноябре власти региона сообщали, что Кемеровская область в январе–сентябре 2024 года сократила экспорт угля на 11,4%. Илья Середюк рассказывал, что по итогам восьми месяцев этого года регион сократил экспорт угля на 10%, до 69,3 млн т. Сокращение экспорта региональные власти связывали с запретом ЕС на покупку российского угля, с логистическими трудностями вывоза продукции в восточном направлении, а также с введением со стороны Китая импортных пошлин.
По словам кемеровского губернатора, возникают сложности с пропускной способностью РЖД в восточном направлении. В летние месяцы до 200 составов с углем стояло на путях и не могло выйти на ТрансСиб, который из-за «узких» мест не мог обеспечить пропускную способность. Сейчас ситуация улучшается, но догнать упущенные показатели в этом году уже не получится.
Сам Китай также сокращает импорт угля из России. По итогам девяти месяцев этого года китайцы закупили 71,5 млн т российского угля, что на 11%, или 8,5 млн т, меньше, чем годом ранее. При этом общий импорт угля в КНР вырос на 42 млн т, или 12%, до 390 млн т. Таким образом, доля России в угольном импорте Китая сократилась до 18,3% с прошлогодних 23%.
В целом в РФ по итогам 10 месяцев этого года добыча угля снизилась на 1,7% и составила 347 млн т, следует из данных Росстата. В частности, добыча каменного угля всех видов снизилась в годовом сравнении на 3,5%, до 269 млн т, в том числе добыча антрацита снизилась на 16,6%, до 17,8 млн т. А добыча коксующегося угля выросла на 6,9%, до 92,2 млн т.
Погрузка угля на сети железных дорог также снижается. В ноябре на сети РЖД было погружено угля на 5,4% меньше, чем за тот же период прошлого года. По итогам 11 месяцев сокращение погрузки угля составило 6,2%. В Центре ценовых индексов подсчитывали, что по итогам 10 месяцев экспорт российского угля составил 164 млн т, что на 9% меньше прошлогодних показателей.
Эксперты Аналитического центра (АЦ) ТЭК ранее сообщали, что на фоне падения цен российская угольная отрасль оказалась на грани банкротства. По данным аналитиков, отрасль стала единственной убыточной в России. Убыток до налогообложения оценивается в 34 млрд руб. против 783 млрд и 357 млрд руб. прибыли в 2022 и 2023 годах.
Кроме того, фискальные и тарифные меры, введенные в период высоких цен на уголь, привели к изъятию у предприятий примерно 500 млрд руб. За 2022–2024 годы наибольший негативный эффект для отрасли создала отмена понижающих коэффициентов в тарифе железнодорожных перевозок. Эффект от экспортной пошлины АЦ ТЭК оценивает в 75 млрд руб., от импортной пошлины в Китае – 50 млрд руб. Привязка НДПИ к мировым бенчмаркам коксующегося угля «стоила» отрасли около 30 млрд руб. Дополнительная надбавка к ставке НДПИ в 380 руб. на тонну каменного угля – еще 30 млрд руб.
На фоне ухудшения ситуации в угольной промышленности правительство РФ с 1 декабря отменило экспортную пошлину на коксующийся уголь. Мораторий на экспортные пошлины в отношении антрацита и энергетического угля был продлен до конца 2024 года. Но с 1 января эти пошлины перестанут действовать. Принятые меры направлены на поддержку предприятий угольной отрасли, подчеркивали в кабмине. Гибкие экспортные пошлины на вывоз антрацита, энергетического и коксующегося угля действовали с 1 октября 2023 года, затем в отношении антрацита и энергетического угля они были приостановлены с 1 мая по 30 ноября 2024 года. Минэнерго РФ обсуждает список антикризисных мер, среди которых заключение новых соглашений о вывозе угля и скидки на тарифы РЖД.
По мнению экспертов, поддержку угольной отрасли могут обеспечить только прямые экономические меры, а не точечные инициативы по квотированию, перераспределению поставок. Как замечал руководитель направления консалтинга NEFT Research Александр Котов, отмена экспортной пошлины (376 руб.) и возврат к понижающим коэффициентам и скидкам РЖД (685 руб.) могли бы прибавить к доходам угольщиков 1061 руб. с тонны, но даже после этого доходность угольных компаний остается в красной зоне. «С учетом снижения мировых цен на уголь, роста себестоимости его добычи и логистических затрат предоставление железнодорожниками понижающих коэффициентов и скидок для угольной отрасли будет иметь только краткосрочный эффект», – считает эксперт Центра экономики инфраструктурных отраслей Центра стратегических разработок Маджит Гусейнов.
По мнению члена Академии горных наук Ивана Петрова, проблемы угольной отрасли носят системный характер.