0
4960
Газета Экономика Печатная версия

11.12.2024 20:11:00

В России сокращаются добыча и экспорт угля

Бюджет Кузбасса недополучит в этом году 65 миллиардов рублей

Тэги: угольная отрасль, кризис, сокращение добычи и экспорта, бюджет, кузбасс


угольная отрасль, кризис, сокращение добычи и экспорта, бюджет, кузбасс Угольная промышленность столкнулась с непредвиденными убытками. Фото РИА Новости

Анонсированное ранее совещание президента РФ Владимира Путина с правительством о проблемах угольной отрасли было решено провести в закрытом режиме. Об этом объявил в среду пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. По данным открытой статистики, российские угольные регионы могут стать новой зоной кризиса из-за падения добычи и увеличения доли убыточных предприятий. По мнению экспертов, российским властям необходимо предложить комплекс мер поддержки угольной промышленности, которая столкнулась в этом году с немалыми убытками.

Российская угольная отрасль в этом году сталкивается с новыми проблемами. Губернатор Кемеровской области Илья Середюк в среду сообщил, что угледобывающие предприятия области в 2024 году добудут примерно 196 млн т угля. Тогда как в прошлом году было добыто 214,2 млн т угля. Таким образом, уровень добычи снизился на 8,4%. Губернатор напомнил, что угольная промышленность формирует до 40% бюджета региона. Бюджет области уже недополучил 56 млрд руб. по налогу на прибыль из-за ситуации в угольной отрасли. «До конца года мы прогнозируем, что эта цифра составит минус 65 млрд руб., это колоссальные деньги для региона, они сдерживают наши возможности по развитию», – подчеркнул губернатор Середюк.

В ноябре власти региона сообщали, что Кемеровская область в январе–сентябре 2024 года сократила экспорт угля на 11,4%. Илья Середюк рассказывал, что по итогам восьми месяцев этого года регион сократил экспорт угля на 10%, до 69,3 млн т. Сокращение экспорта региональные власти связывали с запретом ЕС на покупку российского угля, с логистическими трудностями вывоза продукции в восточном направлении, а также с введением со стороны Китая импортных пошлин.

По словам кемеровского губернатора, возникают сложности с пропускной способностью РЖД в восточном направлении. В летние месяцы до 200 составов с углем стояло на путях и не могло выйти на ТрансСиб, который из-за «узких» мест не мог обеспечить пропускную способность. Сейчас ситуация улучшается, но догнать упущенные показатели в этом году уже не получится.

Сам Китай также сокращает импорт угля из России. По итогам девяти месяцев этого года китайцы закупили 71,5 млн т российского угля, что на 11%, или 8,5 млн т, меньше, чем годом ранее. При этом общий импорт угля в КНР вырос на 42 млн т, или 12%, до 390 млн т. Таким образом, доля России в угольном импорте Китая сократилась до 18,3% с прошлогодних 23%.

В целом в РФ по итогам 10 месяцев этого года добыча угля снизилась на 1,7% и составила 347 млн т, следует из данных Росстата. В частности, добыча каменного угля всех видов снизилась в годовом сравнении на 3,5%, до 269 млн т, в том числе добыча антрацита снизилась на 16,6%, до 17,8 млн т. А добыча коксующегося угля выросла на 6,9%, до 92,2 млн т.

Погрузка угля на сети железных дорог также снижается. В ноябре на сети РЖД было погружено угля на 5,4% меньше, чем за тот же период прошлого года. По итогам 11 месяцев сокращение погрузки угля составило 6,2%. В Центре ценовых индексов подсчитывали, что по итогам 10 месяцев экспорт российского угля составил 164 млн т, что на 9% меньше прошлогодних показателей.

Эксперты Аналитического центра (АЦ) ТЭК ранее сообщали, что на фоне падения цен российская угольная отрасль оказалась на грани банкротства. По данным аналитиков, отрасль стала единственной убыточной в России. Убыток до налогообложения оценивается в 34 млрд руб. против 783 млрд и 357 млрд руб. прибыли в 2022 и 2023 годах.

Кроме того, фискальные и тарифные меры, введенные в период высоких цен на уголь, привели к изъятию у предприятий примерно 500 млрд руб. За 2022–2024 годы наибольший негативный эффект для отрасли создала отмена понижающих коэффициентов в тарифе железнодорожных перевозок. Эффект от экспортной пошлины АЦ ТЭК оценивает в 75 млрд руб., от импортной пошлины в Китае – 50 млрд руб. Привязка НДПИ к мировым бенчмаркам коксующегося угля «стоила» отрасли около 30 млрд руб. Дополнительная надбавка к ставке НДПИ в 380 руб. на тонну каменного угля – еще 30 млрд руб.

На фоне ухудшения ситуации в угольной промышленности правительство РФ с 1 декабря отменило экспортную пошлину на коксующийся уголь. Мораторий на экспортные пошлины в отношении антрацита и энергетического угля был продлен до конца 2024 года. Но с 1 января эти пошлины перестанут действовать. Принятые меры направлены на поддержку предприятий угольной отрасли, подчеркивали в кабмине. Гибкие экспортные пошлины на вывоз антрацита, энергетического и коксующегося угля действовали с 1 октября 2023 года, затем в отношении антрацита и энергетического угля они были приостановлены с 1 мая по 30 ноября 2024 года. Минэнерго РФ обсуждает список антикризисных мер, среди которых заключение новых соглашений о вывозе угля и скидки на тарифы РЖД.

По мнению экспертов, поддержку угольной отрасли могут обеспечить только прямые экономические меры, а не точечные инициативы по квотированию, перераспределению поставок. Как замечал руководитель направления консалтинга NEFT Research Александр Котов, отмена экспортной пошлины (376 руб.) и возврат к понижающим коэффициентам и скидкам РЖД (685 руб.) могли бы прибавить к доходам угольщиков 1061 руб. с тонны, но даже после этого доходность угольных компаний остается в красной зоне. «С учетом снижения мировых цен на уголь, роста себестоимости его добычи и логистических затрат предоставление железнодорожниками понижающих коэффициентов и скидок для угольной отрасли будет иметь только краткосрочный эффект», – считает эксперт Центра экономики инфраструктурных отраслей Центра стратегических разработок Маджит Гусейнов.

По мнению члена Академии горных наук Ивана Петрова, проблемы угольной отрасли носят системный характер. 

«В отрасли сформировался серьезный тренд ориентации на высокодоходный экспорт. Это позволило значительно улучшить ситуацию в угледобывающих регионах, повысить производительность труда и переработку угля, но, к сожалению, в основном за счет импортных цифровых и технологических решений. Однако в условиях потери высокодоходных западных рынков сбыта и жестких логистических ограничений по другим маршрутам финансовая модель, ориентируемая на экспорт, рухнула и компании выходят на банкротство», – поясняет он. По его словам, в более выгодных условиях находятся компании, ориентированные на внутренний рынок. Петров считает, что сегодня проблему отрасли необходимо решать в «ручном» режиме и решения принимать на основе экономических расчетов с учетом интересов всех участников.

Рост доли убыточных компаний и снижение объемов добычи угля в первую очередь связаны с падением их рентабельности на фоне низких цен на российский уголь, поэтому ситуацию необходимо выравнивать за счет увеличения рентабельности предприятий, говорит аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. Он также считает, что российской угольной отрасли необходим целый комплекс мер поддержки. «Ситуацию можно исправить с помощью различных государственных субсидий или налоговых послаблений для предприятий данной отрасли, а также сокращения расходов на логистику», – рассуждает аналитик.

Необходимо оптимизировать логистические маршруты поставок российского угля в третьи страны, уверен эксперт центра «Россия–ОЭСР» Президентской академии Гасан Рамазанов. «Российские экспортеры сталкиваются с серьезными проблемами при поставке угля в Индию. Одной из таких проблем являются высокие затраты на логистику», – рассказывает он.

По мнению аналитика Института комплексных стратегических исследований Натальи Чуркиной, решения проблем угольной промышленности, должны быть направлены, с одной стороны, на рост эффективности угольных предприятий, что может предполагать, в том числе, и закрытие наименее эффективных шахт и производств. С другой стороны, важно не допустить рост нагрузки и ограничений на производителей в прочих отраслях в результате предоставления поддержки производителям угля. «Более того, такую нагрузку надо снижать за счет отказа от перекрестного субсидирования в железнодорожных перевозках угля, а также отказа от обеспечения безусловного приоритета угля на Восточном полигоне. Более компромиссным решением может быть, например, хотя бы снижение объема квот на вывоз угля и переход к их распределению на основе аукциона», - предлагает она.

Ведущий эксперт «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов видите решение проблем через повышение эффективности, увеличения производительности, сокращения расходов, увеличения автоматизации производства, замену оборудования на более производительное. «Тем не менее государству необходимо поддержать угольную отрасль, так как спрос на уголь вырастет, и компании вернут вложения в них. Помощь государства может заключаться в снижении налогов и сборов для отрасли, изменении для угольных компаний тарифов на перевозку их продукции и энергоснабжение, стимулировании внутреннего спроса на уголь. Кроме того, государство может поддержать угольщиков на внешних рынках, стимулируя экспорт угля, продвигая эту продукцию на новых рынках, предлагая не только уголь, но и другие товары из него», - рассуждает эксперт.


Читайте также


Небескорыстная наука. О рыночных коллизиях в процессе добывания новых знаний

Небескорыстная наука. О рыночных коллизиях в процессе добывания новых знаний

0
1811
Правительственный кризис в Вене будут преодолевать правые популисты

Правительственный кризис в Вене будут преодолевать правые популисты

Олег Никифоров

В Германии присматриваются к австрийскому сценарию

0
2088
В канадской политике родилась долгожданная интрига

В канадской политике родилась долгожданная интрига

Данила Моисеев

В 2025 году страну ждет серия важных выборов

0
1622
Будущее Германии видят без «Зеленых»

Будущее Германии видят без «Зеленых»

Олег Никифоров

Немецкие политики предлагают варианты выхода из кризиса

0
11758

Другие новости