0
4365
Газета Экономика Печатная версия

11.12.2024 20:21:00

Перетока работников из промышленности в курьеры почти нет

Платформенная занятость растет за счет торговли и сферы коммунальных услуг

Тэги: платформенная занятость, переток работников, курьеры, дефицит кадров, промышленность

Online-версия

платформенная занятость, переток работников, курьеры, дефицит кадров, промышленность Фото Reuters

Аргументы чиновников о том, что службы доставки и другие современные платформы переманивают из промышленности дефицитную рабочую силу, оказались не вполне обоснованными. Большинство опрошенных участников платформенной занятости пришли в эту сферу не из промышленности, а из непроизводственных отраслей. Нынешние курьеры или таксисты не имеют опыта работы в промышленности или в сельском хозяйстве, сообщает итоги своего исследования холдинг «Ромир».

В нехватке рабочих рук в промышленности виноваты не директора предприятий, которые не могут создать привлекательные условия труда, а новые службы доставки и вообще распространение платформенной занятости в РФ, считают некоторые чиновники. «Сервисы доставки оттягивают огромное количество трудовой силы. 

У нас сейчас около 1,5 млн курьеров, а это здоровые, физически сильные люди, как правило. И где-то полмиллиона тех, кто обслуживает на маркетплейсах, на всей этой инфраструктуре сборку товаров и пр.», – заявил в начале декабря директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга Никита Кузнецов (см. «НГ» от 03.12.24).

У чиновников Минпромторга возникают вопросы к финансовой модели некоторых платформ и сервисов, агрегирующих дефицитный для «производительных секторов экономики» ресурс и ставящих тем самым под угрозу рентабельность уже других сегментов экономики. В министерстве поясняли, что «из-за нюансов регулирования и правоприменения в некоторых курируемых отраслях трудовые отношения подменяются гражданско-правовыми, чем компании могут злоупотреблять». «И это вызывает дисбаланс на рынке труда и провоцирует дефицит кадров в других отраслях», – считают в ведомстве.

Работники новых платформ, такси и служб доставки действительно могут зарабатывать сегодня больше, чем работники промышленных предприятий, имея при этом более свободный ненормированный график работы. Однако прямой переток рабочей силы из промышленности в курьеры почти не происходит. И картина движения рабочей силы в России сегодня сложнее, показывают последние опросы исследовательского холдинга «Ромир».

Основной приток персонала в сектор платформенной занятости, представленный, в частности, профессиями водителей такси и курьеров, происходит из сфер жилищно-коммунального хозяйства, строительства, торговли и сферы услуг. Несмотря на значительные масштабы занятости в промышленном секторе, его роль в качестве источника кадров для платформенной занятости оказывается ограниченной. Анализ показал, что лишь 13–16% водителей такси и 7–8% курьеров обладают опытом работы в промышленном производстве. Таким образом, хотя определенное число работников с опытом работы в промышленности занято в сфере платформенной экономики, значительный отток кадров из промышленного сектора в данный сегмент не зафиксирован, отмечают авторы исследования «Ромира».

Зачастую водители такси и курьеры покидали свое предыдущее место работы из-за закрытия предприятий (14% и 9% соответственно), сокращения или увольнения (12% нынешних водителей и таксистов и 9% курьеров соответственно).

Большинство платформенно занятых ушли работать на новые платформы в поисках гибкого графика работы (70% водителей и 75% курьеров), а также из-за возможности совмещать разные виды деятельности (19% и 34% соответственно). Платформенная занятость оказалась более привлекательной из-за возможности трудоустройства без специального образования. Об этом заявили около 30% опрошенных водителей и 38% курьеров. В глазах россиян платформенная занятость отличается большей стабильностью по сравнению с трудоустройством на конкретном традиционном предприятии. Об этом сообщили 35% сегодняшних водителей и 24% нынешних курьеров. Дополнительным привлекательным фактором оказалось и отсутствие постоянного контроля со стороны руководства, считают 33% водителей и 30% курьеров.

Опрос холдинга «Ромир» проходил исключительно среди граждан РФ и охватил 1000 респондентов – 500 водителей такси и 500 курьеров. Все эти респонденты работали в Москве и городах-миллионниках в ноябре 2024 года. При исследовании опрос касался профессионального опыта на трех предыдущих местах работы.

Большинство водителей такси и курьеров в целом оказались довольны своей текущей работой. 

Доля удовлетворенных работой у водителей такси – 79%, у курьеров – 64%. В то же время основным мотивом, который мог бы заставить их сменить работу, является получение более высокого дохода – об этом говорят 37% водителей и 41% курьеров. Так что никаких ментальных препятствий для перехода на работу в промышленность у опрошенных нет. И дело только за руководством промпредприятий, которым нужно задуматься об организации более конкурентоспособных условий труда. При этом возможность у чиновников зарегулировать платформенную занятость для организации оттока работников, вероятно, имеется.

До последнего времени особых норм для регулирования платформенной занятости в России не было. Однако в 2023 году появляются первые попытки введения подобных норм. При этом обнаружились и основные противоречия: платформы хотели бы ограничить свою ответственность перед работниками и клиентами (покупателями) в ущерб интересам последних. 

Кроме того, чиновники хотели бы увеличить налоговые доходы бюджета от этой быстрорастущей сферы экономики. 

На прошлой неделе премьер-министр Михаил Мишустин поручил Минэкономразвития совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти до конца февраля 2025 года разработать и внести в правительство законопроект «О платформенной экономике в России». Благодаря цифровым платформам экономика существенно преобразовывается, и эти изменения не всегда вписываются в существующие правовые нормы. 

«Задача государства как регулятора – отразить и зафиксировать новые модели экономических отношений в законе, установить определенные правила, которые защитят права всех участников платформенного рынка», – прокомментировал поручение вице-премьер Дмитрий Григоренко.

«В процессе регулирования необходимо найти баланс интересов, не затормозить развитие платформенной экономики. Подготовленные законопроекты должны не только обеспечить этот баланс, но и решить ключевые вопросы, с которыми граждане и бизнес сталкиваются при использовании цифровых платформ», – объяснил глава Минэкономразвития Максим Решетников. Проект новых норм для платформенной экономики в конце ноября опубликован для общественного обсуждения на официальном на портале госрегулирования.

Ранее Министерство труда РФ предлагало исключить из законопроекта о платформенной экономике нормы регулирования занятости, поскольку они включены в другой законопроект.


Читайте также


В России сохраняется высокий уровень эксплуатации рабочих

В России сохраняется высокий уровень эксплуатации рабочих

Ольга Соловьева

Дефицит кадров в промышленности предлагают устранить увеличением налогов для самозанятых

0
4635
Константин Ремчуков. Си Цзиньпин потребовал предотвратить повторение недавней волны массовых убийств, потрясших страну

Константин Ремчуков. Си Цзиньпин потребовал предотвратить повторение недавней волны массовых убийств, потрясших страну

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 06.01.25

0
3399
Возможен ли промышленный рост за пределами госзаказа

Возможен ли промышленный рост за пределами госзаказа

Анастасия Башкатова

Индустриальная развилка: нацпроекты – стимул, денежно-кредитная политика – тормоз

0
11585
Пекин подготовился к трампотрясению мировой торговли

Пекин подготовился к трампотрясению мировой торговли

Ольга Соловьева

Китай взял противоположный России экономический курс

0
9898

Другие новости