Фото Reuters
Аргументы чиновников о том, что службы доставки и другие современные платформы переманивают из промышленности дефицитную рабочую силу, оказались не вполне обоснованными. Большинство опрошенных участников платформенной занятости пришли в эту сферу не из промышленности, а из непроизводственных отраслей. Нынешние курьеры или таксисты не имеют опыта работы в промышленности или в сельском хозяйстве, сообщает итоги своего исследования холдинг «Ромир».
В нехватке рабочих рук в промышленности виноваты не директора предприятий, которые не могут создать привлекательные условия труда, а новые службы доставки и вообще распространение платформенной занятости в РФ, считают некоторые чиновники. «Сервисы доставки оттягивают огромное количество трудовой силы.
У нас сейчас около 1,5 млн курьеров, а это здоровые, физически сильные люди, как правило. И где-то полмиллиона тех, кто обслуживает на маркетплейсах, на всей этой инфраструктуре сборку товаров и пр.», – заявил в начале декабря директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга Никита Кузнецов (см. «НГ» от 03.12.24).
У чиновников Минпромторга возникают вопросы к финансовой модели некоторых платформ и сервисов, агрегирующих дефицитный для «производительных секторов экономики» ресурс и ставящих тем самым под угрозу рентабельность уже других сегментов экономики. В министерстве поясняли, что «из-за нюансов регулирования и правоприменения в некоторых курируемых отраслях трудовые отношения подменяются гражданско-правовыми, чем компании могут злоупотреблять». «И это вызывает дисбаланс на рынке труда и провоцирует дефицит кадров в других отраслях», – считают в ведомстве.
Работники новых платформ, такси и служб доставки действительно могут зарабатывать сегодня больше, чем работники промышленных предприятий, имея при этом более свободный ненормированный график работы. Однако прямой переток рабочей силы из промышленности в курьеры почти не происходит. И картина движения рабочей силы в России сегодня сложнее, показывают последние опросы исследовательского холдинга «Ромир».
Основной приток персонала в сектор платформенной занятости, представленный, в частности, профессиями водителей такси и курьеров, происходит из сфер жилищно-коммунального хозяйства, строительства, торговли и сферы услуг. Несмотря на значительные масштабы занятости в промышленном секторе, его роль в качестве источника кадров для платформенной занятости оказывается ограниченной. Анализ показал, что лишь 13–16% водителей такси и 7–8% курьеров обладают опытом работы в промышленном производстве. Таким образом, хотя определенное число работников с опытом работы в промышленности занято в сфере платформенной экономики, значительный отток кадров из промышленного сектора в данный сегмент не зафиксирован, отмечают авторы исследования «Ромира».
Зачастую водители такси и курьеры покидали свое предыдущее место работы из-за закрытия предприятий (14% и 9% соответственно), сокращения или увольнения (12% нынешних водителей и таксистов и 9% курьеров соответственно).
Большинство платформенно занятых ушли работать на новые платформы в поисках гибкого графика работы (70% водителей и 75% курьеров), а также из-за возможности совмещать разные виды деятельности (19% и 34% соответственно). Платформенная занятость оказалась более привлекательной из-за возможности трудоустройства без специального образования. Об этом заявили около 30% опрошенных водителей и 38% курьеров. В глазах россиян платформенная занятость отличается большей стабильностью по сравнению с трудоустройством на конкретном традиционном предприятии. Об этом сообщили 35% сегодняшних водителей и 24% нынешних курьеров. Дополнительным привлекательным фактором оказалось и отсутствие постоянного контроля со стороны руководства, считают 33% водителей и 30% курьеров.
Опрос холдинга «Ромир» проходил исключительно среди граждан РФ и охватил 1000 респондентов – 500 водителей такси и 500 курьеров. Все эти респонденты работали в Москве и городах-миллионниках в ноябре 2024 года. При исследовании опрос касался профессионального опыта на трех предыдущих местах работы.
Большинство водителей такси и курьеров в целом оказались довольны своей текущей работой.
Доля удовлетворенных работой у водителей такси – 79%, у курьеров – 64%. В то же время основным мотивом, который мог бы заставить их сменить работу, является получение более высокого дохода – об этом говорят 37% водителей и 41% курьеров. Так что никаких ментальных препятствий для перехода на работу в промышленность у опрошенных нет. И дело только за руководством промпредприятий, которым нужно задуматься об организации более конкурентоспособных условий труда. При этом возможность у чиновников зарегулировать платформенную занятость для организации оттока работников, вероятно, имеется.
До последнего времени особых норм для регулирования платформенной занятости в России не было. Однако в 2023 году появляются первые попытки введения подобных норм. При этом обнаружились и основные противоречия: платформы хотели бы ограничить свою ответственность перед работниками и клиентами (покупателями) в ущерб интересам последних.
Кроме того, чиновники хотели бы увеличить налоговые доходы бюджета от этой быстрорастущей сферы экономики.
На прошлой неделе премьер-министр Михаил Мишустин поручил Минэкономразвития совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти до конца февраля 2025 года разработать и внести в правительство законопроект «О платформенной экономике в России». Благодаря цифровым платформам экономика существенно преобразовывается, и эти изменения не всегда вписываются в существующие правовые нормы.
«Задача государства как регулятора – отразить и зафиксировать новые модели экономических отношений в законе, установить определенные правила, которые защитят права всех участников платформенного рынка», – прокомментировал поручение вице-премьер Дмитрий Григоренко.
«В процессе регулирования необходимо найти баланс интересов, не затормозить развитие платформенной экономики. Подготовленные законопроекты должны не только обеспечить этот баланс, но и решить ключевые вопросы, с которыми граждане и бизнес сталкиваются при использовании цифровых платформ», – объяснил глава Минэкономразвития Максим Решетников. Проект новых норм для платформенной экономики в конце ноября опубликован для общественного обсуждения на официальном на портале госрегулирования.Ранее Министерство труда РФ предлагало исключить из законопроекта о платформенной экономике нормы регулирования занятости, поскольку они включены в другой законопроект.