Скриншот трансляции
На XVII Веронском евразийском экономическом форуме эксперты и представители энергетической сферы постарались объективно оценить главные отраслевые тенденции и избавиться от навязанных иллюзий. Все больше руководителей компаний из разных стран заявляют о том, что радикальный «энергетический поворот» был ошибкой и отмечают важность традиционных источников энергии. Возобновляемые источники энергии могут гарантировать стабильность только при использовании вместе с традиционными энергоносителями. Представители отрасли больше всех заинтересованы в том, чтобы точно знать, когда случится пик спроса на их продукцию, ведь от этого зависит инвестиционная политика.
Веронский евразийский экономический форум проходил в Объединенных Арабских Эмиратах, стране преодолевшей путь из бедности к высокому благосостоянию всего за одно поколение благодаря наличию углеводородного сырья. Как отмечали многие участники форума, развивающиеся страны, в которых нет подобных запасов, без поставок недорогих энергоносителей не смогут развиваться.
Попытки провести форсированный энергопереход на форуме подверглись критике с разных сторон – как со стороны поставщиков ресурсов, так и со стороны потребителей. Заместитель директора Института национальной энергетики Александр Фролов отмечает, что выступления большинства участников объединяли заявления о фактическом провале «зеленого» сценария энергоперехода. В частности, глава «Роснефти» Игорь Сечин заявил, что на нефть сегодня приходится более 30% мирового потребления энергии, на уголь — 25%, на газ — 22%. По его словам, «мы по-прежнему далеки от пика спроса на ископаемое топливо», а «отрасль в целом прогнозирует стабильный рост потребления нефти». Прирост к 2050 году может составить до 20 млн баррелей в сутки.
И это при том, что некоторые представители «зеленых», на мнение которых опирались в Брюсселе, заявляли, будто пик потребления углеводородов был пройден в 2019 году, а коронакризис поставил точку в истории роста спроса на ископаемое топливо. В реальности вышло иначе — мировой спрос на нефть и газ, просевший в 2020-м, быстро восстановился и продолжил расти.
«Даже на далеком горизонте невозможно разглядеть те времена, когда людям удастся окончательно отказаться от углеводородного топлива и пересесть полностью на электромобили», - полагает доцент Финансового университета при правительстве РФ, кандидат политических наук Валерий Андрианов. По его словам, с учетом приведенных на форуме данных, для достижения декларируемых целей человечеству понадобился бы даже не зеленый переход, а «зеленый прыжок» в будущее.
«Некоторые мировые игроки совершили фальстарт, поверив в «зеленую» сказку, выпустили заявления о сокращении вложений в нефть и газ, о переходе на деятельность в сфере ВИЭ. Теперь эти игроки стыдливо сворачивают амбициозные планы и возвращаются в традиционную энергетику. Притом с этой компанией такой конфуз происходит не первый раз», - отмечает Александр Фролов. Он обращает внимание на то, что гарантией наличия спроса на углеводороды будет рост мировой экономики растет (причем, в основном за счет дружественных России стран), а с ним будет расти и энергопотребление.
Андрианов обращает внимание на то, что необходимость внедрения ВИЭ, как правило, объясняют стремлением сдержать динамику глобального потепления, поскольку якобы именно эмиссия углерода приводит к росту средних температур на планете. Однако в своем докладе глава «Роснефти» отметил, что последний ледниковый период (так называемый Малый ледниковый период) закончился менее 200 лет назад, и текущий период потепления является частью естественного природного цикла. Этот аргумент лег в основу декларации «Климатической чрезвычайной ситуации не существует», подписанной 2 тыс. ученых всего мира, среди которых два лауреата Нобелевской премии - Джон Клаузер и Айвар Джайевер.
«Иными словами, налицо ложная цель. Впрочем, человечество за свою долгую историю не раз «добросовестно заблуждалось». Но никогда еще его заблуждения не стоили так дорого в финансовом плане», - полагает Адрианов, ведь по оценке экспертов, всего для достижения целей Парижского соглашения к 2050 году электроэнергетическому сектору будет необходимо более 70 трлн долларов инвестиций.
«Сегодня ведущие инвесторы наконец-то увидели впереди вместо «светлого зеленого будущего» неприглядный тупик. В итоге «энтузиазм западных фондовых рынков в отношении сектора возобновляемой энергетики практически сошел на нет». А акции компаний «зеленого сектора» обрушились за два года в несколько раз», - пишет Андрианов.
У Евросоюза и России сейчас весьма напряженные политические отношения, которые осложняет и европейский «зеленый» радикализм, транслируемая Брюсселем уверенность в скором отказе от ископаемого топлива. При этом Фролов констатирует: одна из самых поразительных вещей в Веронском евразийском экономическом форуме — это то, что в текущих непростых условиях он остался по-настоящему евразийским, сохранив в составе своих участников представителей ЕС.
«Один из докладчиков из Евросоюза отметил следующее: страны Запада пытались наказать Россию, выбросив ее из мировой экономики, но они забыли, что мировая экономика больше стран Запада, - также обратил внимание Фролов. - Ирония заключается в том, что уход России был бы смертельным ударом для мировой экономики…Без России в ОПЕК+ регулирование мирового кризиса оказалось бы невозможным, а период аномально низких цен длился бы дольше. Россия обеспечивает формату необходимый «вес»: в 2016 году добыча стран ОПЕК занимала около трети мирового производства нефти, а ОПЕК+ тогда же занял порядка 55%. Без такой доли (как показал опыт самого ОПЕК в 2014 году) не удалось бы ни стабилизировать рынок, ни защитить интересы производителей, ни помочь мировой экономике»
С учетом роста экономик Китая, Индии, а также за счет других развивающихся стран к 2035 году, по прогнозу J.P. Morgan, ожидается увеличение мирового спроса на нефть почти на 6 млн баррелей в сутки. Кроме того, есть и огромный потенциальный рынок сбыта - сотни миллионов человек, у которых сегодня нет доступа к электроэнергии. Как считает замдиректора Института национальной энергетики, ОАЭ, где проходит Веронский форум — это яркий пример страны, в весьма сжатые сроки преодолевшей путь из бедности к высокому благосостоянию, и потому, когда речь идет о мировой экономике и о крупных потенциальных рынках, представители бизнеса и госвласти должны планировать события на десятилетия.
Нынешняя ситуация на энергетическом рынке демонстрирует, что «зеленый» сценарий, подразумевающий, что удовлетворять растущий спрос бедных стран надо за счет возобновляемых источников энергии (ВИЭ), нереалистичен. «Солнце и ветер, как доказывает опыт Китая, могут быть надежным источником энергии только вместе с традиционными энергоносителями (КНР наращивает долю ВИЭ и при этом увеличивает количество угольных электростанций), - уверен Фролов. - По сути, когда бедным странам предлагают сделать ставку на ВИЭ, им на самом деле предлагают взять кредит на покупку ветроэнергетических установок у проверенного европейского производителя. Обеспечит эта установка экономический рост, улучшит благосостояние — «зеленых» радикалов не интересует». В реальности энергетически бедным странам необходимы углеводороды в качестве прочной основы для планов по росту промышленного производства, уровня образования и благосостояния граждан.
Хотя традиционная энергетика доказала состоятельность в условиях беспрецедентного давления, есть еще один серьезный вызов, считает Фролов – необходимость ежегодно замещать около 11% мирового производства. И потому нужно уделять пристальное внимание стабильности инвестиций в нефтедобычу. Фролов обращает внимание на прозвучавшие на форуме цифры: по оценке ОПЕК, обеспечение потребностей рынка потребует увеличения инвестиций в добычу нефти почти на 50% до 550 млрд долларов в год к 2050 году.
Эксперт уверен, что нехватка инвестиций, дискриминация России как одного из крупнейших производителей углеводородного сырья и нефтепродуктов, приведут к мировому дефициту и глобальному кризису. При этом обеспечить стабильность можно только в условиях общего сотрудничества на благо каждой страны.
Как заявил в своем докладе Игорь Сечин, для восстановления глобального лидерства и обретения технологического суверенитета США пытаются обязать развивающиеся страны закупать американские технологии и оборудование для «зеленого» перехода в обмен на американскую финансовую помощь. «К счастью, современные США, в отличие от прежних времен, уже не обладают способностью провернуть подобную глобальную комбинацию. Однако будут пытаться», - уверен доцент Финансового университета при правительстве РФ.
При этом эксперты констатируют: в своем докладе Сечин обратил внимание на то, что решение ОПЕК+ по стабилизации нефтяного рынка помогло и нынешним конкурентам РФ на рынке — США с их сланцевой добычей. Причем к этому времени американские сланцевики «уже пустили по ветру более 300 миллиардов долларов капитала своих акционеров и накопили долгов еще почти на 200 миллиардов». «Именно стабилизация цены нефти на достаточно высоком уровне позволила американским компаниям рассчитаться по долгам, нарастить добычу, инвестировать в НИОКР, а также превратить США в энергетическую державу и ведущего экспортера энергоресурсов», — отметил глава «Роснефти».
По мнению Андрианова, нефтедоллар «уже изрядно поистерся», но по-прежнему претендует на исключительную роль в международных расчетах за энергоресурсы. «США стремительно теряют свой приоритет в научно-технической сфере и экономике, и «зеленая бумажка» остается чуть ли не единственным способом их влияния на глобальную торговлю и финансы. И чтобы поддержать ее реноме, Вашингтон готов будет пойти на самые радикальные меры», - констатирует Андрианов. Он обращает внимание на высказывание одного из наиболее влиятельных американских аналитиков — Золтана Пожара, которого цитировали на форуме: «США могут попытаться навязать миру новую финансовую систему, предполагающую конвертацию всего американского госдолга в казначейские облигации с погашением через сто лет и процентной ставкой намного ниже сегодняшних рыночных параметров».
«Что называется, следите за руками... Никого мошенничества, чистое волшебство!
Имея такого великого «волшебника», как США, миру необходимо позаботиться о безопасности своей финансовой системы, включая механизмы оплаты поставок энергоресурсов, - уверен доцент Финансового университета при правительстве РФ. - Поэтому вполне логично звучит предложение Игоря Сечина обратить пристальное внимание на другие инструменты расчетов, включая золото». Как отмечает Андрианов, с иллюзиями особенно с теми, что появились не благодаря визионерам, а на основе циничного расчета американского истэблишмента, пора прощаться.