Владимир Путин рассказал, как должны взаимодействовать основные экономические ведомства. Фото Sputnik/Reuters
Главные тезисы от президента Владимира Путина, прозвучавшие на форуме «Россия зовет!». Первый: генеральная линия развития – закрепиться на траектории долгосрочного устойчивого экономического роста. Второй: магистральный ответ на инфляционный вызов – рост предложения товаров и услуг. Третий: прямое руководство к действию для правительства и Центробанка (ЦБ) – скоординировать свои усилия. Исходя из этого профильным ведомствам и предстоит принимать решения – в формате солидарного сотрудничества, а не какого бы то ни было переподчинения. Что ж, золотую середину ведомствам предстоит искать в непростых условиях: бизнес уже сокращает инвестпланы и призывает разрешить сверхурочный труд на предприятиях.
В первый день форума «Россия зовет!» было сделано много громких заявлений. Сначала особый интерес, конечно, вызывали поэтические сравнения от главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, ставшие вместо невербальных вбросов с помощью брошек ее новой «фишкой», и тревожные выводы о настроениях бизнеса, которыми делился с аудиторией глава Минэкономразвития Максим Решетников.
«Иногда задают вопрос: зачем торопиться со снижением инфляции, если экономика и так хорошо растет? Но при высокой инфляции экономический рост может быть неустойчивым. Это как высокий пульс у человека при беге на длинную дистанцию: в короткую можно бежать с высоким пульсом, но на длинную дистанцию – достаточно тяжело», – рассказала инвесторам и им сочувствующим Набиуллина. Другое ее сравнение – инфляция как высокая температура у больного пациента.
В таком выступлении Набиуллина почти повторила те смыслы, которые она пыталась донести до противников жесткой денежно-кредитной политики еще в прошлом году. Тогда глава ЦБ сравнивала экономику с автомобилем: «Если пытаться ехать быстрее, чем задано конструкцией автомобиля, и изо всех сил давить на газ, то двигатель рано или поздно перегреется и далеко мы не уедем. Ехать, возможно, будем быстро, но недолго» (см. «НГ» от 17.12.23).
Как теперь дополнительно сообщила Набиуллина, если не реагировать денежно-кредитной политикой на повышенную инфляцию – а она у нас в стране, по уточнению главы ЦБ, уже четыре года повышенная, – и если начать снижать ключевую ставку, то это будет воспринято так, будто бы власти расписались либо в нежелании, либо в неспособности обуздать инфляцию.
Ни в чем таком не расписываясь, Набиуллина добавила, что инфляция в России пока не начала замедляться, и ее «тормозной путь» до обозначенной Центробанком цели в 4% «займет весь следующий год и даже прихватит 2026 год». ЦБ допускает возможность повышения ключевой ставки на ближайшем заседании совета директоров в конце декабря, хотя, по замечанию Набиуллиной, это «не предопределено».
В то же время, как сообщил министр Максим Решетников, бизнес очень серьезно относится к действиям Центробанка. «И на уровне компаний видим, что идет активный пересмотр инвестиционных программ – они активно сокращаются, – сказал он. – Бизнес считает, что период высоких ставок – это среднесрочная перспектива, это не разовая акция и не пик, который был в 2022 году».
Еще одна тревожная иллюстрация негативных изменений. По словам министра, уже и по некоторым машиностроительным отраслям видно, что объем заказов сокращается, причем «очень ощутимо». «Наш автомобильный рынок заявил, что продажи новых машин тоже сталкиваются с ограничениями. Потому что процентная ставка (высокая. – «НГ»), а значительная доля приобреталась в кредиты», – пояснил глава Минэкономразвития.
Зато оптимистично и, кстати, очень своевременно с учетом того, о чем затем говорил президент, прозвучали другие заявления спикеров форума – о координации действий кабинета министров с ЦБ.
«Правительство со своей стороны делает максимум для расширения экономики предложения, чтобы помочь Центральному банку выполнить эту совместную задачу и быстрее перейти к смягчению денежно-кредитной политики, – рассказал Решетников. – Потому что ограничение доступности кредита может привести к сокращению не только инвестиций, но и занятости и выпуска».
Еще несколько деталей про занятость. Помимо того, что бизнесу нужны определенные гарантии и ресурсы для инвестиций, ему необходимо наконец-то решить и ставшую уже хронической кадровую проблему. Эта проблема настолько острая, что она вынуждает крупнейших отраслевых представителей обсуждать довольно жесткие меры.
Так, на полях форума глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин рассказал журналистам, что крупный бизнес выступает за снятие ограничений на сверхурочную работу и планирует обсудить это на встрече с президентом.
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина призвала не ждать, что инфляция «рассосется сама собой». Фото Reuters |
Но пока Центробанк отчитывается о замедлении корпоративного кредитования в стране, пока бизнес придумывает, как ему существовать в условиях низкой безработицы, в то же самое время президент Владимир Путин, перечисляя достижения, говорит о росте ВВП и обрабатывающей промышленности, о продолжающемся росте корпоративного кредитования, о том, что безработица в России сейчас минимальна не только в историческом измерении, но и географическом (на фоне большинства ведущих экономик мира и развивающихся стран), кроме того, в стране снижается и традиционно высокая молодежная безработица.
И если сопоставлять все эти заявления, то все-таки возникает ощущение некоторого диссонанса. И именно с таким диссонансом предстоит теперь активнее бороться профильным ведомствам.
Потому что, как представляется, первый важный для дальнейшего принятия решений тезис президента таков: «Наша задача – закрепиться на траектории долгосрочного устойчивого экономического роста, обеспечить качественную инвестиционную динамику в реальном секторе за счет модернизации производств и повышения производительности труда». Это, как сказал Путин, генеральная линия нашего развития.
Вторым важным тезисом можно считать следующее заявление президента: «Магистральный ответ на инфляционный вызов, безусловно, именно основной, магистральный ответ заключается в увеличении предложения товаров и услуг на рынке, чтобы их объем отвечал внутреннему спросу как со стороны граждан, так и бизнеса, который планирует модернизацию и расширение своего производства, расширение мощностей, вкладывается в стройку, в покупку оборудования, в проекты развития».
Наконец, третий тезис президента, который стоит выделить особо: «Важно избежать перекосов ключевых макроэкономических параметров и разбалансировки отдельных отраслей, в том числе, конечно, необходимо сдерживать инфляцию».
Но разве одно не исключает другое? Поддержание экономического роста, наращивание выпуска, инвестиционной активности не исключает успешную борьбу с инфляцией? Нет, одно не должно исключать другое. «Чтобы добиться здесь позитивных результатов, необходимы скоординированные, совместные действия правительства и Банка России, – сказал Путин. – Подчеркну, это не призыв, не пожелание, а думаю, прямое руководство к действию». Собственно, по уточнению президента, коллеги из ЦБ и правительства это прекрасно понимают и «координация имеет место».
Ближе к концу пленарного заседания президент это проговорил еще раз. «Самое главное здесь – это такое хорошее квалифицированное, высококвалифицированное и солидарное сотрудничество, работа между правительством и Центральным банком, несмотря на то что их функции в законе Российской Федерации разграничены. И самостоятельность Центрального банка обеспечена законом», – сказал Путин.
И далее он уточнил: «Я думаю, что мы в таком ключе, в такой парадигме и будем продолжать работать, не будем смешивать обязанности регулятора и обязанности правительства. Свою задачу вижу в том, чтобы ориентировать их на то, чтобы, вместе работая, определять такую золотую середину в этой финансово-кредитной сфере».
Так что ведомствам предстоит в ближайшее время научиться еще более эффективно сочетать друг с другом как те инструменты, которые использует в своей политике ЦБ, так и набор мер, применяемых правительством для поддержания экономического роста и технологического развития страны. Чтобы итогом этих взаимных усилий стало реальное обеспечение экономического роста и одновременное сдерживание инфляции. Осталось выстроить этот маршрут, обойдя все ловушки.