Фото с сайта медиасток.рф
Явление «потребительский экстремизм» – далеко не новое, и родилось оно не в России. За ним стоит намеренное злоупотребление клиентом своими законными правами для получения материальной выгоды за счет продавца, исполнителя или производителя. В последнее время оно получило широкое распространение на рынке недвижимости Московской области благодаря «ушлости» недобросовестных юристов. Они напрямую выходят на покупателей жилья, предлагая им вроде бы простые и законные, но при этом весьма выгодные схемы по «разводу» застройщиков. В чём суть такой сомнительной бизнес-стратегии, и есть ли эффективные методы борьбы с ней? Разбираемся в нашем материале.
Судится каждый второй
Для начала немного статистики. С 2022 по 2024 год число судебных исков к застройщикам за недочёты в строительстве и отделке в столичном регионе превысило 120 тысяч. То есть доля обратившихся в суд дольщиков превысила 50-55% от их общего числа, в то время как в других регионах страны показатель составляет примерно 7%. Получается, настолько некачественно строят? Вовсе нет. Причина в высоких темпах возведения нового жилья, что создаёт широкое поле для активности нечистых на руку деятелей от юриспруденции. По данным судебной статистики количество новых дел по спорам с дольщиками в 2024-м: Люберецкий горсуд Московской области — 3888 дел; Красногорский городской суд Московской области — 2781 дело. Практически каждый такой иск несет прибыль юридическим конторам.
Хотите лёгких денег? Тогда мы идём к вам!
А теперь о том, как работает завещанная Остапом Бендером схема по «отъёму денег» у компаний-застройщиков. Для поиска клиентов юристы не гнушаются «поработать ногами», лично бегая по квартирам новосёлов. Ну а те, кому носиться по этажам лень, внедряются в домовые чаты либо создают подобные сами. Вот что рассказал один из жителей новостройки, не пожелавший раскрывать своё имя.
«Юридические фирмы либо находят чаты в Telegram или в WhatsApp (принадлежит Meta, которая признана в РФ экстремисткой и запрещена. – «НГ») и там уже смотрят по составу участников, либо даже могут создавать свои чаты под видом чата ЖК, туда подписываются люди. И в итоге оказывается, что это вот такая реклама. Таким образом, они находят контакты жильцов. Нам пытались навязать много раз, но я понимаю, что это просто спам, реклама, и не реагирую на это», — пояснил мужчина.
В своих навязчивых сообщениях дельцы предлагают жильцам сделку: мол, вы подаете в суд на застройщика за плохой ремонт, недостатки, поверьте на слово, мы найти поможем, а потом выигранную сумму поделим между собой. Поводом для тяжбы может стать трещинка на плинтусе или царапина стене. В случае удовлетворения иска практически никто из жителей отсуженные деньги на ремонт не тратит (повреждения-то смехотворные). А большую часть «выручки» юридические фирмы, понятное дело, оставляют себе.
«Если вы спросите, а какие в основном там претензии? Ну, к примеру, на плинтусе царапинка. И это уже вписывается в акт как «поменять плинтус». Как вы думаете, будет ли покупатель этот плинтус менять, когда получит компенсацию? Конечно, нет. Но как раз складываются эти суммы из таких мелочей: царапинка, на кафеле что-то», — рассказал член Ассоциации профессионалов рынка недвижимости Никита Журавлев.
Сколько же таким «потребительским экстремистам» удалось стрясти с застройщиков в московском регионе? В 2022 году выплаты по таким искам составили порядка 65 миллиардов рублей, в 2023-м — уже 74 миллиарда.
Ремонт как повод для наживы
Любопытно, но обращаться в суд владельцы квартир могут начинать далеко не сразу после заселения!
«По большому счету, люди сами ни к кому не обращаются, приходят к ним компании, которые предлагают отсудить у застройщика некоторую сумму. От человека требуется только согласие и подпись. Больше ничего делать не надо. Затем компания наковыривает недостатки существенные и обращается в суд. Все», — рассказал инженер строительного контроля «Тройка-РЭД» Николай Бережной.
Итак, человек год живет в купленной квартире. Понятно, что за это время в ней появились кое-какие дефекты. Важный момент – застройщик несет гарантийные обязательства в течение трех лет. И вот откуда ни возьмись к жильцу прибегает представитель юрфирмы, предлагая заработать. Что называется, не особо напрягаясь. И доказать, что выявленные «дефекты» – это вовсе не дело рук строителей, почти невозможно. А, стало быть, с юридической точки зрения действия людей, которые хотят взыскать средства, вполне законны. Возникает вопрос – можно ли противостоять таким махинациям?
«В качестве встречных мер, мы думаем, может быть, сделать так, чтобы человек, который получил деньги на переделку отделки, предоставил потом доказательства, что он действительно эту отделку переделал. Либо чтобы он нам вернул материалы, которые он демонтировал», — добавил инженер строительного контроля «Тройка-РЭД» Николай Бережной.
Чтобы завысить объем взыскиваемых средств, юристы работают в связке с судебными экспертами. А прибыль распределяют.
Только в 2024 году 32 экспертные организации провели исследования в рамках более чем 7500 гражданских дел, а представителями дольщиков в таких судах были – внимание(!) – одни и те же юристы. При этом до 90% лиц, оказывающих услуги по приемке, досудебной экспертизе и представительству в суде, никак себя не афишируют.
Как правило, юристы обещают клиентам выиграть 100% исков. Единственной проблемой они называют лишь возможную неплатежеспособность застройщика.
Масштаб проблемы и её последствия
Бизнес-экстремизм на рынке недвижимости уже привел к уменьшению налоговых поступлений от прибыли застройщиков в размере более 15 миллиардов рублей в бюджеты. Плюс сократил потенциальный объем строительства на семь миллионов квадратных метров. Если это явление не побороть, оно может стать настоящей угрозой для строительной отрасли.
«Уже включаются не «физики», а некие компании юридические по приемке, которые вовлекают человека-покупателя в эту схему, — подчеркнул специалист. — Говорят, что мы сможем у этого застройщика примерно забрать там от 250 до полутора миллионов рублей с одной квартиры, а вы нам 30%, будьте любезны, отдайте», – рассказал член Ассоциации профессионалов рынка недвижимости Никита Журавлёв.
Примерно с каждого покупателя эти компании по приемке получают от 300 до 500 тысяч рублей, смотря сколько выиграют. И за последнее время наблюдается кратный рост таких фирм, которые напрямую идут к людям и говорят: «Мы выбьем компенсацию в таком-то размере. Вам делать ничего не надо».
Массированный наплыв таких исков, сделанных, словно по единому шаблону, начался в 2022-м, добавил Журавлев. По всей стране, по его данным, у застройщиков отсудили тогда порядка 100 миллиардов рублей. В 2023-м показатель был примерно такой же.
«И в этом году то же самое примерно будет. По сути, эти компании направлены на экономический удар по строительной отрасли. Суды при этом на стороне закона. И надо отметить, что из общей массы поданных исков около 50% выигрывают потребители, а 50% — застройщики», — подытожил эксперт.
Совершенно очевидно, что «потребительский экстремизм» уже поставлен на поток. Потребитель часто стал перевоплощаться в вымогателя и наемника. Застройщики несут колоссальные убытки, порой банкротятся, квадратные метры дорожают.
Проблемы на строительном рынке ведут к тому, что региональные бюджеты недополучают налоговые доходы. А это негативно сказывается на исполнении социальных обязательств – строительстве школ, детских садов, больниц.
Рыночные и государственные механизмы, увы, сегодня не страхуют бизнес от агрессивного поведения клиентов. Отсюда вопрос: не пора ли всерьёз браться за решение проблемы на законодательном уровне? Надежда, что всё «рассосётся само собой», выглядит по меньшей мере наивно.