Работа курьера не воспринимается как постоянная деятельность. Фото агентства «Москва»
Новый поворот в проблеме дефицита кадров: ведомства начинают противопоставлять маркетплейсы, сферу доставки и сервисы, заточенные на экономику потребления, производствам, которым требуется больше «здоровых, физически сильных людей». Такое противопоставление сделали в Минпромторге, раскритиковав издержки платформенной занятости. Хотя в одном из исследований Высшей школы экономики (ВШЭ), наоборот, делается попытка доказать, что самые дефицитные профессии в России – прежде всего в сфере услуг, а не в IT-секторе и даже не в промышленности. Судя по выводам опрошенных «НГ» экспертов, истина посередине: рук не хватает везде. Но наивно полагать, что вчерашний курьер без допобучения и особых стимулов сегодня станет полноценным работником на предприятии.
Заявления одного из представителей Минпромторга произвели эффект небольшого информационного взрыва. «Сервисы доставки оттягивают огромное количество трудовой силы, трудовых ресурсов. У нас сейчас около 1,5 млн курьеров, а это здоровые, физически сильные люди, как правило. И где-то полмиллиона тех, кто обслуживает на маркетплейсах, на всей этой инфраструктуре сборку товаров и пр.», – сообщил директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга Никита Кузнецов (его слова приводит ТАСС).
Но это не все. Критике подверглось чуть ли не одно из главных достижений цифровой эпохи. «Значительную часть потребителей… отучили от банального навыка просто ходить по магазинам, то есть брать на себя функции того же самого курьера», – добавил Кузнецов.
Эксперты подтверждают, что потребительские предпочтения кардинально изменились. И эти сдвиги начали происходить еще несколько лет назад, во время пандемии. В итоге сегодня рынок ретейла – это рынок именно покупателя, которому важны и комфорт, и скорость, и ассортимент, и выбор цен.
«Люди оценили, как это удобно, когда можно заказать товар онлайн и его привезут домой или в пункт выдачи заказов, который находится поблизости. Также пользователи привыкли, что у них есть возможность оплатить покупки разными способами и совершать их в любое удобное время, – пояснил гендиректор облачного сервиса для малого и среднего бизнеса «МойСклад» Аскар Рахимбердиев. – Теперь покупатели хотят получать заказы еще быстрее и иметь возможность забирать их в шаговой доступности от дома. Преимущества будут у тех продавцов, которые предоставят людям такую возможность».
Однако, как следовало из дальнейших рассуждений представителя Минпромторга, у ведомства возникают вопросы в том числе к финансовой модели некоторых упомянутых сервисов, агрегирующих вокруг себя столь дефицитный для «производительных секторов экономики» ресурс, как трудовые силы, и ставящих тем самым под угрозу рентабельность уже других сегментов экономики.
В пресс-службе Минпромторга затем пояснили, что «из-за нюансов регулирования и правоприменения в некоторых курируемых отраслях трудовые отношения подменяются гражданско-правовыми, чем компании могут злоупотреблять». «И это вызывает дисбаланс на рынке труда и провоцирует дефицит кадров в других отраслях», – приводит ТАСС сообщение министерства.
Свои заявления Кузнецов сделал в ходе круглого стола «Будущее цифровых платформ и экосистем», так что все перечисленные опасения касались издержек именно платформенной занятости и в целом платформенной экономики, регулирование которых до сих пор вызывает бурные споры.
Это такой гибкий формат занятости и в целом экономической деятельности, который предполагает, что все процессы – будь то поиск работы, клиентов, продажа товаров и оказание услуг – организуются через специальные онлайн-платформы.
Подводя итоги круглого стола, Ассоциация цифровых платформ (АЦП) сообщила во вторник, что его участники выделили три критически важных, приоритетных для взаимоотношений государства и цифровых платформ направления.
Первое направление – налоговое администрирование, соблюдение налоговой дисциплины контрагентами цифровых платформ. «Возможным вариантом эффективного повышения налоговой дисциплины может стать настройка согласованного информационного обмена между платформами и государством», – уточнили в АЦП.
Второе направление – правовой статус платформенных занятых, обеспечение социальных гарантий. «Необходимо законодательно урегулировать уникальный, свойственный только цифровой экономике эффект триады (оператор цифровой платформы, продавец и покупатель), отделить платформенную предпринимательскую деятельность от всех других форм двусторонних отношений, закрепить четкий правовой статус платформенных занятых», – перечислили в АЦП.
И третье направление – легализация, обеление трудовых мигрантов.
Работа на заводе требует особых стимулов. Фото РИА Новости |
Как сообщил во вторник руководитель рабочей группы Госдумы по реализации Послания президента РФ Федеральному собранию Александр Жуков, депутаты ожидают, что проект базового закона о платформенной экономике будет внесен на рассмотрение палаты парламента в 2025 году.
Между тем в одном из исследований ВШЭ, наоборот, делается попытка доказать, что самые дефицитные профессии в стране именно в сфере услуг, а не в IT-секторе и даже не в промышленности. «Наш анализ демонстрирует, что эскалация вакансий носила универсальный характер: практически нет ни одной отрасли и ни одной профессиональной группы, где бы в последние годы навес вакантных рабочих мест не разрастался, причем, как правило, это был рост в разы», – пишет в исследовании под названием «Эскалация вакансий на российском рынке труда (динамика, структура, триггеры)» замдиректора Центра трудовых исследований ВШЭ Ростислав Капелюшников.
Но проведенный анализ, как сообщается, не подтвердил многих широко распространенных представлений о том, где в российской экономике располагаются сегодня главные зоны «кадрового голода». «К точкам наибольшего напряжения едва ли можно отнести нехватку инженеров или программистов. Кроме того, вопреки преобладающему мнению, в сфере услуг дефицит рабочей силы ощущается намного острее, чем в сфере материального производства», – указал Капелюшников.
Уточним: хорошо если этот анализ охватывает период хотя бы до окончания 2023 года. Притом что в 2024 году проблема кадрового дефицита – и в промышленности особенно – продолжала усугубляться.
Как же платформенная занятость, в частности самозанятость, лишает реальный сектор экономики персонала? В ответ на этот вопрос в исследовательском центре портала SuperJob. ru привели «НГ» такой пример: «Токаря на завод нельзя нанять как самозанятого, а курьера в сервис доставки можно. С зарплаты токаря работодателю нужно будет заплатить около 30% обязательных налоговых отчислений, а с зарплаты самозанятого курьера – нет. За счет сэкономленных на налогах денег вполне можно поднять зарплату неквалифицированному курьеру и сделать ее выше зарплаты квалифицированного токаря на заводе».
В итоге занятость естественным образом перетекает из реального производящего сектора в сферу услуг, где «ответственность ниже, квалификация чаще всего вообще не нужна, а платят больше», добавили аналитики портала.
Но многие опрошенные «НГ» представители рынка труда уточнили, что все-таки было бы не совсем правильно столь радикально противопоставлять друг другу разные форматы, виды занятости и даже отрасли.
«Кадровый голод в стране настолько велик и ощущается во всех секторах экономики, что сравнивать его остроту в разных отраслях не имеет смысла», – считает операционный директор компании Ancor Алексей Миронов. По его словам, сервисы и маркетплейсы тоже сталкиваются с чувствительной нехваткой кадров, обусловленной трансформацией потребительского поведения. И это не отменяет того, что серьезные проблемы с поиском необходимых специалистов есть и в инженерно-технической сфере, для которой характерен сильный дисбаланс кадрового спроса и предложения.
При этом, как сказала главный эксперт портала hh. ru по рынку труда Наталья Данина, нельзя сделать однозначный вывод, что массовый исход курьеров с рынка труда поможет быстро закрыть вопрос с кадрами в промышленности. «Ведь в первом случае речь идет о неквалифицированном труде, во многом о подработках, а во втором – о труде высококвалифицированном, требующем помимо соответствующего уровня зарплат еще инвестиций в допобучение, наставничество, развитие бренда работодателя», – обратила внимание Данина.
Кроме того, по словам эксперта, необходимо понимать специфику работы курьера: это профессия с легким входом, подходящая для подработок молодежи и неквалифицированных кадров, с высокой сезонностью, не воспринимаемая как постоянная деятельность или успешная карьера, да и высокий заработок в ней краткосрочен, поскольку зависит от смен и физических нагрузок.
Причина дисбаланса в дефицитных профессиях лежит в другой плоскости, добавила Данина: «Это несоответствие системы образования текущим запросам экономики и рынка, демографическая яма, многолетний имидж непрестижности рабочих профессий и карьеры на производстве».