В Белоруссии высокие темпы прироста потребления. Фото Reuters
Рекордные темпы роста экономики, зарплат и потребления наблюдаются сегодня не только в России, но и в Белоруссии, которая в отличие от России не экспортирует нефть и не проводит специальную военную операцию (СВО). По темпам роста ВВП в текущем году Белоруссия уже обгоняет Россию. Быстрее, чем в России, у жителей братской республики растут и реальные зарплаты. Экономисты считают, что Белоруссия, как и Китай, использует стимулирование внутреннего спроса в качестве антикризисной меры и способа поддержания высоких темпов роста своей экономики.
Экономика Белоруссии выросла на 4,9% за восемь месяцев этого года по сравнению с тем же прошлогодним периодом. А в январе–июле экономика союзной республики демонстрировала прирост на 5,5% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Такие цифры приводит в своем последнем обзоре Евразийский банк развития (ЕАБР). Показатели экономического роста в Белоруссии сегодня заметно выше российских. По последним данным Росстата, прирост российского ВВП за девять месяцев года составил 4,2%. При этом квартальные темпы роста российской экономики стремительно снижаются из-за репрессивной политики нашего Центробанка, который добивается сокращения кредитования и потребления.
Реальная заработная плата в Белоруссии увеличилась в октябре на 13% после 12,5% в сентябре. И по этим показателям союзная республика также заметно опережает Россию. По данным за сентябрь, номинальные заработки увеличились в РФ почти на 19%, но с учетом инфляции реальная зарплата увеличилась за год в РФ только на 10–11%. Источниками роста зарплат в Белоруссии являются увеличение прибылей компаний и индексация зарплат в бюджетной сфере на фоне дефицита на рынке труда. При продолжающемся снижении числа занятых (минус 0,8%) сохраняется устойчивый рост количества вакансий – почти на 20%. При этом уровень безработицы снизился до 3% – минимального значения за весь период наблюдений.
Потребительский спрос в Белоруссии продолжает расширяться высокими темпами, отмечает ЕАБР. Розничный товарооборот в республике демонстрирует устойчивый годовой прирост на 11,8–12%. Потребление домашних хозяйств растет на фоне увеличения реальных доходов населения и расширения потребительского кредитования.
Денежно-кредитные условия в Республике Беларусь (РБ) сегодня значительно лучше, чем в России. Ставка рефинансирования в РБ сохраняется неизменной с конца июня прошлого года. Процентные ставки по кредитам банков находятся на уровне 10,7% для юридических лиц и 10% для физических лиц. Примечательно, что РБ увеличивает свои золотовалютные запасы и даже увеличивает внешнеторговый профицит. Золотовалютные резервы Беларуси выросли на 0,73 млрд долл. с начала года и составили 8,9 млрд долл. на 1 октября текущего года.
В отчете о российской экономике ЕАБР отмечает явные признаки замедления. Помимо сельского хозяйства экономическая активность начала замедляться во многих других ключевых отраслях. Темпы роста в строительстве снизились до 2,8% за январь–август с 3,3% в январе–июле. За тот же период суммарный оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг населению увеличился на 7% против показателя в 7,2% за период с января по июль. Динамика производства добывающего сектора остается в отрицательной зоне (минус 0,4%). Но активный рост производства сохраняется в промышленности (плюс 4,5%).
Показатели бизнес-климата указывают на охлаждение деловой активности. Индекс бизнес-климата, рассчитываемый Банком России, снизился. Замедление деловой активности фиксируется третий месяц подряд. Основной причиной остается ухудшение оценки текущего состояния экономики, которая впервые в этом году перешла в отрицательную зону, отмечается в отчете ЕАБР.
Высокий рост зарплат и розничной торговли в Белоруссии может говорить о том, что власти этой страны используют внутренний спрос в качестве основного драйвера для роста ВВП. Причем, судя по всему, уже в первый раз за последние годы. И эта политика стимулирования внутреннего спроса имеет не только явные плюсы, но и отрицательные последствия, а также существенные ограничения.
В прошлые годы РБ уже протестировала модель стимулирования внутреннего спроса для обеспечения антикризисной политики и высокой макроэкономической динамики, напоминает Александр Готовский из Института экономики Национальной академии наук Беларуси. По его словам, эта модель в условиях высокой зависимости от экспорта и импорта, без запаса прочности по валютным потокам всего за три года привела к финансовой дестабилизации с последующей необходимостью выплаты накопленных ранее долгов, низкими темпами роста, подрывом инвестиционного потенциала. Китай также использовал модель стимулирования внутреннего спроса, но с более высоким запасом прочности по внешнеторговому сальдо, а также низкими показателями импортоемкости. Но даже при наличии запаса прочности китайские власти встретили ограничения по величине торгового сальдо к 2019 году и начали корректировать свою стимулирующую политику, отмечает эксперт.
В России же денежные власти открыто заявляют, что они стараются замедлить экономический рост, ограничивая кредитование и потребление. Так, во вторник зампред Банка России Алексей Заботкин сообщил, что ЦБ пока добился значимого охлаждения экономики РФ. «Судя по тому, что пока замедления устойчивой инфляции не наблюдается, действительно значимого охлаждения не происходит», – сообщил чиновник российского Центробанка.