На фото один из рейдов МВД по выявлению нелегальных мигрантов на стройках в Ленинградской области. Кадр из видео ГУ МВД России по Петербургу и Ленобласти
К концу третьего квартала 2024 года дефицит кадров в России достиг очередного рекорда – пять вакансий на одного безработного. Нехватка рабочих рук, вероятно, усилится после нового оттока мигрантов из РФ по причинам девальвации рубля и антииммигрантских рейдов. При этом в России сохраняется большой потенциал высвобождения рабочей силы при повышении производительности труда, которая у нас остается в разы ниже, чем в развитых странах, – особенно в строительстве и в сельском хозяйстве.
Более 500 незаконных мигрантов выдворили из Нижегородской области в октябре 2024 года. Трое новых граждан доставлены в военный комиссариат и поставлены на воинский учет, а один немедленно призван на срочную службу. В Амурской области принято решение о выдворении из страны девяти мигрантов из Средней Азии.
В Ленинградской области и Санкт-Петербурге в результате последних рейдов 40 человек поставлено на воинский учет, задержан организатор незаконной миграции, который легализовал более 21 тыс. мигрантов. Нижегородская, Амурская и Ленинградская области – это лидеры по официальным показателям нехватки рабочих рук. Именно в этих трех областях на каждого потенциального соискателя приходится от 22 до 28 заявленных вакансий, подсчитали независимые экономисты.
К концу третьего квартала 2024 года дефицит кадров в РФ достиг рекордного максимума: количество открытых вакансий относительно числа безработных россиян выросло до пяти к одному, говорят аналитики компании FinExpertiza. Нехватка работников отмечается по всей стране. И лишь в четырех регионах фиксируется избыток официально незанятых граждан – это Ингушетия, Чечня, Тыва и Дагестан.
Число вакансий на одного соискателя в среднем за квартал. Источник: расчеты компании FinExpertiza |
В целом по стране российским предприятиям не хватало около 2 млн работников. Тогда как в службы занятости для поиска работы обратились 392 тыс. человек. И даже если все эти соискатели отправятся работать, то кадровый дефицит предприятий будет закрыт только на 20%. Такой расчет сделан на основе данных Росстата и Роструда о потребности работодателей, о которой они заявили в службы занятости, и численности стоящих там на учете граждан.
Для сравнения, еще в доковидном 2019 году к концу третьего квартала на одного соискателя приходилось 2,2 вакансии, напоминают эксперты. Ситуация кардинально изменилась во время пандемии 2020 года, когда на одну вакансию претендовало около двух безработных. Но уже к осени 2021 года на одного соискателя приходилось две вакансии. После начала СВО и санкционной войны со стороны западного союза дефицит работников начал увеличиваться и вырос до 2,4 вакансии на одного соискателя. В 2023 году на одного соискателя приходилось уже 3,6 официальной заявки.
«На крупных и средних предприятиях за год больше всего выросла потребность в новых кадрах в торговле – более чем в полтора раза и выше», – отмечает президент компании FinExpertiza Елена Трубникова. Охранные и клининговые компании увеличили заявки о наборе сотрудников – примерно на треть. В обрабатывающей промышленности число заявок увеличилось примерно на четверть. Наибольшая доля трудящихся в этих отраслях – это рабочие или «синие воротнички». «Сегодняшний кризис найма преимущественно связан именно с этой категорией кадров: не хватает достаточного количества рабочих, причем не только квалифицированных, но и неквалифицированных – торгового персонала, клинеров, охранников», – объясняет Трубникова.
Рост числа заявленных вакансий в отраслях связан не с расширением объема услуг и производства, а с активным перетоком рабочей силы на предприятия с более высокой оплатой труда (см. «НГ» от 15.09.24). На российском рынке труда, в частности, отмечается существенный переток рабочей силы из сферы услуг в реальный сектор экономики, фиксируют эксперты Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН. «При имеющейся численности трудовых ресурсов потенциальные темпы роста ВВП в России могут составлять до 4–5%. Но ограничением для экономики является пространственное распределение трудовых ресурсов и уровень их квалификации. Численность и структура трудовых ресурсов в РФ предъявляют дополнительные требования к научно-технологическому развитию и системе образования», – говорит директор ИНП РАН Александр Широв.
Очевидный ресурс для развития и преодоления формальных дефицитов на рынке труда – это повышение производительности труда. Особенно в тех отраслях, которые предъявляют сегодня в РФ большой спрос на мигрантов или на труд российских граждан. Но пока для российских работодателей будет доступен ресурс привлечения труда мигрантов, заниматься инвестициями в повышение производительности они, естественно, не будут. Однако уже в этом году наметился не приток, а отток трудовых мигрантов. Этому способствует и поддерживаемая властями скачкообразная девальвация рубля.
В уходящем 2024 году в России может быть отмечен нулевой миграционный приток. Не случайно Федеральная служба статистики России (Росстат) приостановила публикацию ежемесячной статистики по миграции и динамике общей численности населения, заметил демограф Алексей Ракша. По его словам, последняя официальная публикация статистики показывала, что сальдо миграции стремится к обнулению. «Прогноз сальдо миграции на 2024 год – от 50 тыс. до 60 тыс. человек», – считает демограф. Но точное сальдо миграции можно будет мгновенно вычислить после того, как только будет опубликована годовая численность населения, напоминает Ракша.
Вместо поиска соискателей и набора мигрантов российским предприятиям придется вспоминать, что в РФ сохраняется кратное отставание по производительности труда от развитых стран. Самый заметный разрыв в производительности отмечается в добыче полезных ископаемых, энергетике, сельском хозяйстве, на транспорте, а также в обрабатывающих производствах и строительстве.