Фото Reuters
Не только потребительские настроения покупателей, приходящих за дорожающими товарами в магазины, учитываются при анализе инфляции Центробанком (ЦБ), но и настрой предприятий, причем в двух его проявлениях. Это планы компаний повышать свои цены. И это предположения предприятий о том, с каким ростом цен вскоре столкнется экономика. Судя по данным ЦБ, в отраслевом разрезе выше всего доля компаний, планирующих повышать цены, в розничной торговле. И именно у розницы сейчас самые высокие среди предприятий оценки ожидаемого роста цен. Причина есть. Ретейлеры, которым нужно учитывать и свои издержки, и издержки производителей, как пояснили эксперты, получше многих осведомлены о том, какая ситуация в разных отраслях.
Ценовые ожидания бизнеса выросли уже третий месяц подряд и достигли нового локального максимума с мая 2022 года. Они находятся существенно выше значений за 2017–2019 годы, когда инфляция была вблизи цели. Об этом ЦБ сообщил в ноябрьском мониторинге предприятий.
А по тем данным, которые ЦБ привел уже в другом обзоре – посвященном инфляционным ожиданиям, – наибольшее ценовое давление фиксируется предприятиями именно розничной торговли. В частности, ЦБ приводит два показателя, по которым об этом можно судить.
Первый показатель – ценовые ожидания предприятий (не путать с инфляционными ожиданиями, которые анализируются применительно к населению). Ценовые ожидания предприятий измеряются как баланс ответов компаний на вопрос об ожидаемом изменении отпускных цен в ближайшие три месяца.
Увеличение публикуемого регулятором показателя означает, что доля компаний, которые планируют повышать цены, возрастает по сравнению с прошлым месяцем. Но сам по себе этот показатель не позволяет судить именно о величине запланированного компаниями повышения цен.
Последние несколько лет наблюдается существенный разрыв между ценовыми ожиданиями компаний розничной торговли и предприятий из других ключевых секторов (промышленности, сельского хозяйства, строительства, сферы услуг), а также по сравнению с уровнем в целом по экономике.
Так, если среди предприятий розничной торговли этот показатель составил в ноябре текущего года 45 пунктов, то в целом по экономике он почти в два раза ниже – 26 пунктов. Из чего можно сделать вывод, что в сфере розницы больше компаний, планирующих повышать цены, чем в целом по экономике.
Хотя есть важная деталь: упомянутый показатель в рознице сейчас незначительно, но сокращается вслед за ослаблением оптимизма ретейлеров по поводу потребительского спроса. Но это все же пока особо не влияет на сам межотраслевой разрыв.
![]() |
Ценовые ожидания предприятий по основным отраслям (баланс ответов, с сезонной корректировкой), в пунктах. Розница обогнала другие отрасли. Источник: Центробанк |
Второй показатель – инфляционные ожидания предприятий, то есть средний ожидаемый компаниями темп прироста цен. В целом по экономике в ноябре он составил у компаний 7,5% в пересчете на год. Но одновременно с этим средний темп прироста цен, ожидаемый предприятиями именно розничной торговли, при той же методике расчета достиг, по данным ЦБ, 13,5% в годовом выражении. Другими словами, ожидаемая представителями розницы годовая инфляция сейчас намного выше, чем та инфляция, которую предполагают увидеть остальные предприятия.
И такое положение дел может удивить, ведь представители федеральных торговых сетей не раз публично заявляли о своих усилиях, наоборот, по сдерживанию роста цен, по крайней мере на социально значимые и наиболее востребованные у потребителей товары.
Но, по мнению опрошенных экспертов, эти результаты вполне закономерны. «Сектор розничной торговли хорошо осведомлен о возможных повышениях цен производителями в ближайшей перспективе, поскольку их поставщики перезаключают контракты по новым ценам на будущий период», – пояснил «НГ» научный сотрудник лаборатории структурных исследований Президентской академии Владимир Еремкин. То есть сегодня на прилавках товары реализуются по одной цене, но розничные продавцы уже в основном знают, какие из товаров в будущих поставках станут дороже и на сколько.
Кроме того, сектор розничной торговли находится под двойным давлением: с одной стороны, производители вследствие роста издержек повышают цены на свою продукцию, а с другой – есть издержки и у розницы. Например, связанные с дисбалансамм на рынке труда.
«Помимо этого рост таких затрат, как транспортные расходы и арендные ставки, тоже особенно сказывается именно на этой сфере», – привел еще один пример директор по стратегии компании «Финам» Ярослав Кабаков. В дополнение к этому многие розничные компании, по его словам, «зависят от импортных товаров, а изменения валютных курсов, ослабление рубля увеличивают их закупочные цены». Как уточнил при этом аналитик компании «Цифра брокер» Кирилл Климентьев, в розничной торговле изменение расходов гораздо быстрее отражается в цене, «ведь у компаний нет долгосрочных контрактов с покупателями, как у оптовиков».
В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) подтвердили «НГ» многие из этих выводов. Ретейлеры находятся в прямом взаимодействии с потребителями и весьма точно чувствуют колебания спроса и любые изменения потребительских настроений.
«На ожидания инфляции со стороны торговли также влияет значительный рост издержек всех участников потребительского сектора, который в том числе выражается в росте отпускных цен производителей и поставщиков, а у самих предприятий торговли серьезно выросли затраты на логистику, оснащение магазинов, выстраивание новых цепочек по импорту, а также налаживание механизмов трансграничных платежей», – перечислил председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев. Указал он и на рост издержек, связанных с наймом линейного персонала: кассиров, работников торгового зала и склада, сборщиков.
Но, как особо подчеркнул Караваев, «инфляционные ожидания предпринимателей розничного сектора не влияют на ценообразование в торговле».