Китайский город Харбин в зимний сезон посещают до 90 миллионов туристов. Фото Xinhua
Китай намерен активно развивать у себя в стране «экономику льда и снега», а именно индустрию зимних видов спорта и туризма. Они станут новым драйвером экономического роста, считают в Госсовете КНР. Уже через пару лет объем «экономики льда» превысит 200 млрд долл. в год и привлечет более 500 млн потребителей. О подобных планах даже самые зимние страны могут только мечтать. Австрии и США зимний туризм приносит в десятки раз меньшие суммы. В РФ активных горнолыжников не более 8 млн человек. Кроме прочего, климатические изменения уже дорого обходятся мировым горнолыжным курортам, заставляя их либо вкладывать существенные средства в снежные пушки, либо переформатировать курорты в круглогодичные.
Канцелярия Госсовета КНР опубликовала «Рекомендации по стимулированию «экономики льда и снега» через качественное развитие зимних видов спорта». В этих рекомендациях предлагается целый комплекс мер по нескольким направлениям, включая дальнейшее развитие зимних видов спорта, совершенствование производственных цепочек в индустрии, улучшение инфраструктуры и сопутствующих услуг, а также расширение потребления в сфере зимних видов спорта и туризма.
Документ также ставит целью доведение общего объема «экономики льда и снега» до 1,2 трлн юаней (или 165,88 млрд долл.) к 2027 году и 1,5 трлн юаней (207,36 млрд долл.) к 2030 году.
В последние годы в КНР продолжает набирать обороты зимний туризм. Так, в зимнем сезоне 2023–2024 годов услугами зимнего туризма воспользовались свыше 385 млн китайцев, а в текущем сезоне этот показатель может превысить полмиллиарда человек. Китайская академия туризма ранее оценивала, что по итогам сезона 2024–2025 года доходы от снежно-ледового туризма составят 720 млрд юаней. Для сравнения: совокупный вклад путешествий и туризма в ВВП Китая по итогам 2023 года оценивается в 1,3 трлн долл.
Наиболее активно зимний туризм развивается в китайском Харбине. За прошедший зимний сезон город посетили более 87 млн туристов – в четыре раза больше, чем годом ранее. Доходы от туризма выросли на 500% в годовом выражении и составили почти 125 млрд юаней (или 17,25 млрд долл.). Экономика льда и снега составляет четверть всей экономики провинции Хэйлунцзян, где расположен город.
Помимо прочего китайские рекомендации по стимулированию «снежно-ледовой экономики» также ставят задачи повышения качества производства спортивного инвентаря и оборудования. Планируется создать ряд ведущих предприятий и известных брендов, а также поддержать развитие специализированных малых и средних предприятий в области зимних видов спорта и туризма.
Сообщается, что в настоящее время в Китае уже налажен выпуск оборудования по 15 основным категориям зимних видов спорта, а число предприятий в этой отрасли увеличилось с 300 в 2015 году до примерно 900 в 2023 году. Китайские производители успешно конкурируют с зарубежными брендами, предлагая широкий спектр оборудования: от снегогенераторов до снегоходов, подчеркивает «Жэньминь Жибао».
Китайские планы по развитию зимнего туризма звучат амбициозно. Для сравнения: зимний спортивный туризм принес Австрии в 2022 году доход в размере 12,6 млрд евро, а добавленная стоимость (косвенная и прямая) составила еще 6,7 млрд евро. Доля зимнего отдыха составляет 6,2% от ВВП страны.
Индустрия зимнего туризма в США оценивается примерно в 12 млрд долл. При том что совокупный вклад путешествий и туризма в ВВП США по итогам прошлого года составил колоссальные 2,3 трлн долл., сообщает портал Statista.
Одной из основных проблем, с которой сталкиваются зимние горнолыжные курорты, – потепление климата, а с ним и уменьшение продолжительности активного сезона. Так, из-за проблем этой зимой не заработают некоторые горнолыжные курорты Франции. Их закрытие объясняют нехваткой средств для превращения их в круглогодичные курорты, а продолжительность самого снежного сезона стремительно сокращается.
В отчете итальянской экологической группы Legambiente говорилось, что 90% итальянских горнолыжных курортов теперь зависят от огромной, громоздкой и дорогостоящей системы искусственного производства снега, которая при этом бесполезна, если температура воздуха выше нуля.
Недавнее совместное исследование канадского Университета Ватерлоо и австрийского Университета Инсбрука показывало, что только потребности канадской горнолыжной индустрии в производстве искусственного снега к 2050 году могут увеличиться вдвое.
Сейчас же за среднюю зиму канадские горнолыжные курорты производят около 42 млн куб. м искусственного снега. Для производства такого объема требуется 478 тыс. МВт-ч электроэнергии в год и свыше 43 млн куб. м воды. При этом снегогенераторы выделяют свыше 130 тыс. т сопутствующих выбросов углекислого газа (CO2), а потребляемая ими энергия эквивалентна потреблению почти 17 тыс. домов в год, следовало из исследования.
Современные погодные реалии заставляют как целые страны, так и отдельные курорты наращивать инвестиции в оборудование. Так, Словения инвестирует свыше 84 млн евро на преобразование девяти горнолыжных курортов в круглогодичные горные курорты, свыше половины требуемой суммы (55 млн евро) вложит местное правительство. При этом весь объем туристического рынка страны оценивается в 350 млн евро.
А горнолыжному курорту в американском штате Нью-Джерси в сезоне 2024/25 предстоит вложить свыше 5 млн долл. в развитие систем по производству искусственного снега, в результате чего у него будет свыше 1 тыс. таких машин.
Российские чиновники ожидают, что в этом зимнем сезоне (с ноября 2024-го по март 2025-го) весь туристический поток по России составит 33 млн поездок, что на 4 млн больше, чем годом ранее. При этом турпоток на горнолыжные курорты России в зимнем сезоне 2024 года вырос на 10% по сравнению с предыдущим годом и составил 22 млн, заявил глава Минэкономразвития Максим Решетников. «В прошлом году мы выросли на четверть, и в этом году, по нашим оценкам, мы выросли еще на 10%. И цифра в прошлом году 20 млн, в этом году 22 млн. Я подчеркну, что это только зимний сезон, чтобы мы понимали, какой объем уже услуг показывает отрасль именно горнолыжная», – уточнил министр.
Зимние виды отдыха пока не так популярны у россиян, как отдых на пляже. Фото РИА Новости |
Уточним, речь в данном случае идет о числе поездок, а не о чистом количестве туристов.
По итогам зимнего сезона 2023–2024 горнолыжные курорты России посетили 8 млн человек, что на 15% больше, чем годом ранее, сообщал в апреле гендиректор Центра развития горнолыжной индустрии и туристических территорий Илья Виноградов.
И притом что в стране действует свыше 360 горнолыжных курортов, основной турпоток создается за счет 20 крупных горнолыжных курортов. «Доля горнолыжников и сноубордистов составляет там 70%, а остальные 30% – путешественники одного дня», – говорил Виноградов. Из тех 8 млн около 2 млн принял Южный федеральный округ (ФО), еще 1,7 млн – Сибирский ФО и 1,5 млн – Северный Кавказ.
В МЭР фиксируют рост как спроса на зимний отдых, так и его предложения. «В прошлом сезоне у нас открылись новые горнолыжные курорты в Пермском крае, Самарской области, Тверской области, Хабаровском крае. В этом году мы ждем запуска курорта Мамисон в Северной Осетии», – перечислял Решетников в октябре.
По его словам, расширяются и реконструируются уже действующие курорты. В 2024 году в программу льготного кредитования были добавлены новые инфраструктурные проекты. «Благодаря этому у нас сейчас по программе льготного кредитования семь горнолыжных курортов модернизируются и два будут построены новые: это «Три вулкана» на Камчатке и «Рай-Из» в Ямало-Ненецком автономном округе. Строим и классифицируем также трассы. За последние пять лет число классифицированных трасс выросло в пять раз, но пока по статистике не больше трети прошли классификации, поэтому я думаю, что эта цифра дальше будет расти», – пояснял Решетников.
Со следующего года будет перезапущен нацпроект «Туризм и гостеприимство», в его структуру войдут пять федеральных проектов. Один из них – «Производство отечественной продукции для туристской индустрии». В него предлагается включить выпуск более 290 единиц канатных дорог, свыше 300 ратраков и более 1,2 тыс. систем искусственного снегообразования для горнолыжных курортов. Глава Минпромторга Антон Алиханов обещал, что все запросы туротрасли будут удовлетворены российской промышленностью. «Практически по всем позициям у нас профицит мощностей, поэтому существующие запросы российская промышленность удовлетворит за счет собственной и локализованной продукции», – сообщал министр.
«Если говорить про канатные дороги с отцепляемым зажимом, то одна производственная площадка уже работает в «Технополис-Москва», в Твери в следующем году заработает еще одна производственная площадка. Производственные мощности – около 30 канатных дорог с отцепляемым зажимом в год», – рассказывал первый замминистра промышленности и торговли РФ Василий Осьмаков. Также три компании работают в России в сфере оборудования для снегообразования, а производством ратраков занимается компания «Синара».
Гендиректор корпорации «Кавказ. РФ» Андрей Юмшанов обращал внимание, что только потребности курортов Северного Кавказа – это 15 качественных сложных канатных дорог с отцепляемым зажимом до 2030 года, по ратракам – 35 штук.
Для России зимний туризм – очень перспективное направление с учетом климата и ресурсного потенциала, считают эксперты. «Одним из ключевых направлений является развитие горнолыжных курортов в Сочи, на Красной Поляне, в Шерегеше, на Эльбрусе и Байкале, где уже привлекают большое количество туристов со всей страны и из-за рубежа. Инвестиции в инфраструктуру этих курортов, улучшение качества услуг и создание новых трасс способствуют росту популярности зимнего отдыха среди россиян.
Точный размер инвестиций в развитие зимнего туризма в России варьируется в зависимости от масштабов проекта, региона и конкретных целей. Так, в Шерегеш за последние годы было инвестировано более 10 млрд руб. в строительство новых отелей, подъемников и других объектов инфраструктуры. В Алтайский край планируется вложить около 15 млрд руб. на строительство новых горнолыжных трасс, гостиниц и транспортных объектов», – сообщает доцент кафедры гостиничного и туристического менеджмента РЭУ им. Плеханова Роман Гареев.
Россия также может извлечь уроки из китайского опыта и сосредоточиться на модернизации и расширении инфраструктуры зимних курортов, продолжает представитель компании «Страховой брокер AMsec24» Максим Колядов. «Это включает в себя не только строительство новых горнолыжных трасс, но и развитие гостиничного сервиса, транспортной доступности и других удобств для туристов. А в условиях изменения климата и сокращения зимнего сезона Россия также должна рассмотреть возможность инвестиций в такие технологии, как системы искусственного снега, которые могут продлить зимний сезон и сделать его более предсказуемым для туристов», – резюмирует он.«Россия имеет все шансы стать лидером в сфере зимнего туризма. Необходимо инвестировать в современные курорты с искусственным оснежением, улучшать транспортную доступность и сервис. Важно продвигать российские зимние курорты на внутреннем и международном рынках, формируя уникальный бренд и конкурентоспособные продукты», - подчеркивает сопредседатель комитета «Деловой России» по туризму Леонид Гункевич. «России необходимо продолжать развивать и модернизировать зимние курорты и расширить их инфраструктуру, включая строительство гостиниц, подъемников и транспортных связей для удобного доступа», - добавляет доцент Финансового университета Петр Щербаченко.