Россиянки скоро будут рожать так же часто, как и француженки, планируют в Минтруде. Фото Егора Алеева/ТАСС
Минтруд представил для общественного обсуждения проект «Стратегии действий по реализации семейной и демографической политики, поддержке многодетности в РФ». Основная цель стратегии – сохранение населения за счет повышения уровня рождаемости. Пока же в России нарастает убыль населения. За три квартала этого года «естественная убыль» населения из-за превышения смертности над рождаемостью достигла 400 тыс. человек. И это на четверть больше, чем в прошлом году. В новой стратегии российские власти надеются увеличить рождаемость в стране к 2036 году до нынешнего уровня Франции. Сохранив при этом существенное отставание, например, от Грузии.
По результатам реализации новой демографической стратегии к 2036 году суммарный коэффициент рождаемости в России должен увеличиться с нынешних 1,4 до не менее 1,8. Количество многодетных семей должно превысить 2,7 млн. А ожидаемая продолжительность жизни должна увеличиться до 81 года с нынешних 79 лет у женщин и 67 лет у мужчин.
Суммарный коэффициент рождаемости (СКР) – это важный прогнозный демографический показатель, и он не случайно появился в проекте стратегии в качестве целевого ориентира. СКР – это число детей, которая могла бы родить в среднем каждая женщина во время своего репродуктивного периода при сохранении в каждом возрасте уровня рождаемости того года, для которого вычисляется показатель.
Для сохранения численности населения страны необходим суммарный коэффициент рождаемости на уровне 2,1 ребенка в среднем на каждую женщину. Ближе всего к этому уровню воспроизводства населения среди постсоветских стран находится нынешний показатель рождаемости в Грузии (1,97). А уровень рождаемости в 1,8 ребенка, к которому должна стремиться Россия к 2036 году, – это нынешний уровень Франции.
Увеличение нынешнего уровня рождаемости в РФ социологи считают вполне реальным при существенном увеличении материальной поддержки семей с детьми. «Грамотная демографическая политика способна довести суммарный коэффициент рождаемости с 1,45 до 1,65–1,7 за 1,2 трлн руб. в год. И увеличить коэффициент рождаемости до 1,8–2 еще за 4–6 трлн руб. в год», – считает демограф Алексей Ракша, который предлагает выплачивать семьям с детьми по нескольку миллионов рублей. Сегодня же «материнский капитал» в России составляет 0,833 млн руб.
«Рождаемость быстро и сильно откликается снижением на кризисные изменения и трудные жизненные ситуации, с временным лагом и меньшим отзывом реагирует на стимулирующие меры политики. Максимальный позитивный ответ на меры поддержки здесь фиксируется тогда, когда есть нереализованный потенциал рождений – то есть когда намерения иметь детей выше, чем реальное число родившихся детей. Сопоставление репродуктивных намерений россиян и реальной рождаемости свидетельствует о том, что у нас в стране есть такой нереализованный потенциал», – утверждает директор Института социальной политики ВШЭ Лилия Овчарова. Чтобы всерьез повлиять на уровень рождаемости, по ее словам, в проект стратегии заложен широкий набор мер: в части решения жилищных вопросов, сохранения репродуктивного здоровья, обустройства инфраструктуры по месту проживания, корпоративной политики, социального поощрения родительства и многодетности.
Нынешнее снижение показателей рождаемости в России обусловлено несколькими факторами, утверждают авторы проекта стратегии. Важный фактор – это негативное влияние демографических волн, которые сформировались вследствие резкого снижения рождаемости в период Великой Отечественной войны и экономического кризиса 1990-х годов. Оно проявилось в сокращении численности женщин репродуктивного возраста.
Низкая доступность современной медицины не способствует увеличению средней продолжительности жизни в РФ. Фото Светланы Холявчук/PhotoXPress.ru |
В России сохраняется высокая дифференциация уровня рождаемости между субъектами Российской Федерации – в 2023 году различия в суммарном коэффициенте рождаемости между регионом с самой высокой и самой низкой рождаемостью составили три раза.
Под влиянием процессов урбанизации растет доля городского населения, отличающегося более низким уровнем рождаемости. Одновременно снижается рождаемость в сельской местности, что вызвано в том числе и недостаточной развитостью инфраструктуры, включая доступность благоустроенного жилья, транспортного сообщения, услуг учреждений социальной сферы.
Динамика рождаемости традиционно повторяет динамику доходов населения, признают в Минтруде. Рост доходов населения в период с 2007 по 2013 год наряду с реализацией масштабной демографической программы способствовал повышению уровня рождаемости в РФ. А снижение реальных доходов с 2016 года отразилось и на динамике рождаемости. Несмотря на объявленное снижение уровня бедности с 15,2% в 2006 году до 8,5% в 2023 году, недостаточные доходы значительной части семей, высокая закредитованность не позволяют им принимать решения о рождении еще одного ребенка.
Важными остаются вопросы помощи семьям в особых жизненных ситуациях, социального сиротства и семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, утверждают чиновники Минтруда. Не уточняя при этом, скольких именно детей-сирот, достигших совершеннолетия, российское государство так и не обеспечило жильем.
Между тем в стране числится более 200 тыс. взрослых выпускников детских домов, перед которыми российское государство так и не выполнило жилищных обязательств (см. «НГ» от 21.03.22). Необходимо ускорить принятие правительственной программы поэтапной ликвидации до 2025 года накопленной очереди на жилье для детей-сирот, призывала три года назад зампред Совета Федерации Галина Карелова на очередном совещании по проблеме бесквартирных сирот. Чтобы ликвидировать очередь за жильем среди выпускников детских домов, требуется около 300 млрд руб. Политической воли для выделения таких денег пока не наблюдается. Поэтому чиновники продолжают применять гомеопатические средства решения проблемы. Нужно продолжить упрощение процедур покупки квартир на вторичном рынке, а также разрешить детям-сиротам оплачивать часть жилья, которая превышает нормы по площади, предложила Карелова.
«Основной причиной несвоевременного предоставления жилья детям-сиротам является недостаточное финансовое обеспечение, недостаточная бюджетная обеспеченность субъектов. Это лежит на плечах субъектов РФ», – объясняла Карелова.
Государство должно постоянно отвечать на вопросы, может ли молодой отец заработать достаточно, чтобы в семье родился второй ребенок, рассуждает Лилия Овчарова. И добавляет другие ключевые вопросы. «Может ли женщина с двумя и тремя детьми выйти на работу, или она в силу особенностей инфраструктуры, расстояний, доступности кружков и секций вынуждена работать «водителем» при своих детях? Может ли молодая семья в регионе своего проживания найти для себя достаточно возможностей, или с некоторых территорий семьи должны уезжать, обустраиваться в новых городах и только потом уже думать о детях? Чтобы ответы на эти вопросы были обнадеживающими для российской демографии, необходимо работать комплексно. Именно комплексный, межотраслевой подход заложен в проекте стратегии», – считает Овчарова.