В магазинах широкий ассортимент товаров, но не все они доступны потребителям по цене. Фото Reuters
Физическая доступность отечественных продуктов, способствующих устранению дефицита макро- и микронутриентов, за пять лет выросла и теперь оценивается Роспотребнадзором в 61%. Но широкий ассортимент и способность поставщиков доставлять полезные продукты в отдаленные населенные пункты еще не означают ценовой доступности полноценного питания. По Росстату, некоторые продукты с 2019 года подорожали в полтора раза и более. «Видит око, да зуб неймет», – актуальная для части потребителей пословица.
Отчитываясь о результатах реализации федерального проекта «Укрепление общественного здоровья», Роспотребнадзор обнародовал оценку доступа населения к отечественной пищевой продукции, способствующей устранению дефицита макро- и микронутриентов.
Правда, сейчас сообщается об итогах только 2023 года: показатель достиг 61%. Другими словами, не менее 61% населения РФ имеют доступ к такой пищевой продукции, которая помогает устранить дефицит нужных элементов. Остальные 39%, судя по всему, этого доступа не имеют.
Примечательно, что целевой ориентир на конец 2023 года был 55%. Так что план не просто выполнен, а перевыполнен. За пять лет реализации федпроекта показатель вырос существенно: в 2019 году он составлял 45%.
Федпроект «Укрепление общественного здоровья» входил в состав теперь уже старого нацпроекта «Демография». Как пояснялось в методических рекомендациях (их можно найти на справочных сайтах правовой информации), на первом этапе осуществляется первичная оценка наличия в торговых точках в регионе пищевой продукции, помогающей устранить дефицит важных элементов.
Делается это в соответствии с перечнем конкретных видов продукции. Речь идет в основном о базовых продуктах питания: это разные виды мяса, рыбы, фруктов, круп, молочных и хлебобулочных изделий и т.д. Хотя есть и необычные моменты: в перечне не видно определенных овощей, зато присутствует, допустим, майонез.
На втором этапе анализируется доля такой пищевой продукции в торговых точках региона. И на третьем этапе оценивается уже доступ населения к нужному количеству торговых точек, способных обеспечить покупателей необходимой продукцией.
Но физическая доступность еще не означает доступности по цене. Если взять упомянутые в перечне рыбу, говядину, гречку, ржаной хлеб, сливочное масло, яйца, свеклу, яблоки, то они в сентябре 2024-го по сравнению с сентябрем 2019-го подорожали в полтора раза или даже больше (официальные данные Единой межведомственной информационно-статистической системы в среднем по стране). Картофель и чеснок подорожали за тот же период уже почти вдвое.
Конечно, многие из этих видов продукции сильно зависят от ситуации с погодой, урожаями и иных обстоятельств, которые могут в разные годы проявлять себя по-разному. Более того, на анализируемый период – 2019–2024 годы – пришлись шоковые события: и пандемия, и фактор 2022 года. Это все понятно, но это все как раз не отменяет, а усугубляет общую тенденцию роста продуктовых цен.
Говоря о ценах на отечественную продукцию, не стоит забывать, что при ее производстве зачастую используются зарубежное оборудование, а также импортные расходники: различные средства диагностики заболеваний сельскохозяйственных животных, птиц, рыб, средства диагностики продуктов питания, кормов для сельхозживотных, напитков, пищевого сырья, перечислила в комментарии для «НГ» аналитик Центра экономики рынков Екатерина Павлова.
И даже при успешном импортозамещении конечной пищевой продукции именно на этих промежуточных звеньях импортозависимость, наоборот, «крайне высокая, а импортозамещение продвигается с перебоями», говорит эксперт.
Павлова привела конкретные примеры: «На рынке различных тестов для выявления заболеваний сельхозживотных, птиц и рыб в 2022 году после введения санкций против России объемы поставок импортных средств диагностики резко сократились. Но активизировались отечественные производители, которые нарастили объемы до половины стоимости рынка. А вот в 2023 году импорт восстановился за счет параллельного импорта, что существенно повлияло на отгрузочные цены зарубежных тестов, отечественные же производители опять «сдали» позиции импорту».
Далее. «На рынке средств пищевой диагностики массово начали производиться отечественные тесты в 2023 году, достигнув почти половины всего рынка продукции, тем не менее доля импорта остается существенной. Причем на импортные средства диагностики, в том числе из-за усложнившейся логистики и трудностей с финансовыми транзакциями, средние цены в 2024 году выросли на 11,6%», – сообщила также Павлова.
В основе таких выводов Центра экономики рынков таможенная статистика, включая данные Всемирной торговой организации, и собственные расчеты экспертов.
При этом, как отметила Павлова, «интенсивное развитие промышленности, химизация сельского хозяйства и окружающей среды провоцируют появление больших количеств химических соединений, вредных для организма человека». И требования к безопасности сельскохозяйственной продукции постоянно растут, что тоже влияет на издержки производителей, которые закладываются в потребительские цены.
Другой момент, который, однако, тоже нельзя не упомянуть: сейчас в целом доходы и особенно зарплаты растут с опережением инфляции. И это в моменте положительно влияет на доступность товаров и услуг с учетом платежеспособности потребителей.
Как рассказала «НГ» директор Центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований Президентской академии Наталья Шагайда, этот экспертный центр ведет свой мониторинг продовольственной безопасности. Оценивается доступность (экономическая и физическая) продовольствия с опорой на Доктрину продовольственной безопасности РФ и на подходы Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН.
Тут под продовольствием понимается набор продуктов по рациональной норме потребления: это продукты, которые должны обеспечить потребность во всех необходимых веществах и энергии для полноценной жизни. Речь идет о довольно большом списке, утвержденном Минздравом РФ.
Экономическая доступность продовольствия определяется способностью семей обеспечить себе этот рациональный набор – купить или, кстати, вырастить. А наличие стационарных магазинов в населенном пункте рассматривается экспертами как возможность иметь физический доступ к продовольствию.
Итак, что касается экономической доступности продовольствия, то, по тем данным, которые привела Шагайда, для 74% членов домохозяйств в стране доступен набор питания по рациональной норме. «Они тратят деньги в магазинах, кафе, выращивают продукцию на сумму, достаточную для того, чтобы рационально питаться», – пояснила эксперт.
Правда, это не значит, что семьи действительно покупают именно то, что нужно по медицинским нормам, но «они могут купить». «Остальная же часть не может обеспечить себе набор питания по рациональной норме, но доступ к продовольствию имеет», – добавила Шагайда. То есть, судя по этим экспертным данным, 26% членов домохозяйств не обладают достаточными финансовыми возможностями.
По словам эксперта, «очевидно, что экономическая доступность продовольствия в 2024 году выросла», хотя окончательных статданных для проведения доказывающих это расчетов пока нет. Но сказывается сама логика развития событий: «Цены растут, но и доходы растут, – говорит Шагайда. – Пока рост цен меньше, чем доходов».
Однако если брать средние показатели полноценности питания по стране, то, как сообщила Шагайда, в период 2021–2022 годов ситуация была хуже, чем в 2018–2019 годах.