Фото Reuters
Руководство Иркутской области выступило против установленных правительством России единых диапазонов потребления электроэнергии населением для дифференциации тарифов. По мнению региональных властей, федеральный Центр не учел специфику области, жители которой активно используют электроотопление. При этом никто не спорит, что ужесточение условий льготного энергопотребления позволит эффективнее бороться с серым майнингом, сократит перекрестное субсидирование и стимулирует инвестиции. Власти региона могут вводить адресные меры поддержки действительно нуждающимся добросовестным потребителям, отметили в Федеральной антимонопольной службе (ФАС).
Как майнили, так и майнят
В настоящее время на тарифы, дифференцированные по объемам потребления электроэнергии, перешли 73 региона РФ. Дифференциация проводится для решения проблемы несправедливого ценообразования. Вот уже несколько десятилетий граждане платят за свет по тарифам ниже экономически обоснованного уровня, а выпадающая разница компенсируется повышенными платежами бизнеса через перекрестное субсидирование. При этом значительные объемы электроэнергии приобретаются по льготным тарифам фактически в коммерческих целях, в том числе для серого майнинга.
Принцип дифференциации прост: много потребляешь – платишь по более высоким расценкам. Правилами предусмотрены три диапазона: для первого сохраняется льготная цена, для остальных тариф увеличивается. Механизм призван снизить нецелевое потребление электроэнергии, например, для майнинга криптовалют, а также сократить нагрузку на прочих потребителей и объем перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе.
Однако, как уже писала «НГ» (см. номер от 31.05.24), практика показала, что дифтарифы вводятся многими регионами для галочки, и особенно это заметно в Иркутской области. Граница первого диапазона здесь была установлена на рекордно высоком уровне 25 тыс. кВт-ч в месяц – даже для этого субъекта РФ, где в силу ряда причин исторически высокое потребление, это чрезвычайно высокая планка отсечения. А энерготарифы в Иркутской области минимальные, что привело к расцвету теневых криптоферм.
Такие фермы наносят вред жителям и бизнесу региона сразу по нескольким причинам. Прежде всего, бытовые электросети не рассчитаны на постоянную нагрузку, которую дает майнинговое оборудование. В результате увеличивается риск обрыва сетей и нарушения энергоснабжения, аварийных отключений.
Более того, серые майнеры платят по льготному тарифу, а, значит, сетевые компании недополучают средства для инвестиций, что также сказывается на надежности энергоснабжения. Наконец, такие «предприниматели» не уплачивают никаких налогов с полученной прибыли, и региональный бюджет не получает дополнительного источника налогов.
Бытовые майнеры создают и нагрузку на энергосистему региона, «съедая» свободные мощности, из-за чего невозможно подключать к сети новые промышленные и социальные объекты, жилье и т.д.
Серый майнинг по данным, ранее приводимым энергетиками, потребляет 20% всех мощностей региона, и введение дифтарифа с границей 25 тыс. кВт-ч ни на что не повлияло: градация потребления задела шесть адресов из 1,8 млн.
Во многом именно из-за таких сомнительных региональных решений правительство РФ решило провести определенную унификацию диапазонов потребления по стране. Подписанное премьер-министром Михаилом Мишустиным 1 ноября постановление устанавливает максимальную верхнюю границу для первого диапазона в размере 3,9 тыс. кВт-ч в месяц, для второго – 6 тыс. кВт-ч в месяц: меньше – можно, больше – за дополнительную плату. Диапазоны разработала Федеральная антимонопольная служба (ФАС), они начнут действовать с 1 января 2025 года.
Иркутская специфика
По мнению губернатора Иркутской области Игоря Кобзева, эти тарифы не учитывают особенности региона, где активно и повсеместно используется электроотопление. Из-за этого платежи за электроэнергию для жителей увеличатся, опасается он. Под действие нового распоряжения в Иркутской области попадают около 220 тыс. человек, сообщил Игорь Кобзев (из 2,3 млн жителей региона).
Однако по данным организации «Иркутскэнергосбыт», в границу 3,9 тыс. кВт-ч в месяц укладывается 93% всех потребителей Иркутской области. По тарифам для второго диапазона в 6 тыс. кВт-ч будут платить 4% жителей региона, а более 6 тыс. потребляют лишь 3% жителей Иркутской области.
При этом 7% жителей, которые потенциально выйдут за границу «льготного» диапазона, потребляют 53% всей электроэнергии региона. Такие цифры говорят об использовании энергии для коммерческих целей – майнинга, работы кустарных производств.
Глава Иркутской области выступил с идеей увеличить диапазон льготного потребления до 9 тыс. кВт-ч в месяц, а второй – до 15 тыс. кВт-ч. Тогда возникает вопрос, почему изначально в регионе был установлен демонстративно завышенный диапазон в 25 тыс. кВт-ч, а не 9 тыс., предложенные сейчас.
Помимо этого, Игорь Кобзев предложил ввести летний и зимний нормативы энергопотребления по дифтарифу. Продолжительность отопительного сезона в Иркутской области составляет 240 дней, и на это время параметры должны меняться, считает губернатор. Эти идеи он изложил в письме Михаилу Мишустину, а также в обращениях к многим федеральным чиновникам, включая вице-премьеров Александра Новака и Дмитрия Патрушева, руководителя ФАС Масима Шасколького, министра энергетики РФ Сергея Цивилева.
Торг за тариф
Федеральная антимонопольная служба (ФАС), разработавшая унифицированный подход к определению диапазонов потребления, подчеркнула, что реализация разработанных инициатив не окажет дополнительной тарифной нагрузки на граждан и добросовестных потребителей – мера направлена на устранение проблемы серого майнинга и сокращение перекрестного субсидирования. При необходимости региональные власти совместно с тарифными регуляторами могут вводить адресные меры поддержки и субсидии для граждан, если установленные объемы потребления будут существенно превышены, напомнили в ФАС.
Другими словами, у властей Иркутской области есть возможности, как помочь действительно нуждающимся в этой помощи добросовестным жителям, если их каким-то образом коснутся новые диапазоны дифтарифа. В то же время, что примечательно, никто не спорит: утвержденные правительством меры будут эффективными против серых майнеров, позволят сократить перекрестное субсидирование, а значит, получить средства для новых инвестиций.
Более того, в регионе прогнозируется энергодефицит, вызванный засильем майнеров криптовалют. Введение дифтарифа поможет ограничить нагрузку на энергетику со стороны незаконных предпринимателей. Поэтому позиция руководства Иркутской области, которая облегчит условия для майнеров, вызывает еще больше вопросов.
Возникшая ситуация напоминает довольно примитивный торг, вряд ли уместный во взаимоотношениях с федеральным Центром, а раскачивание социальной напряженности в условиях конфронтации с недружественными странами не добавит губернатору очков.
Федеральный Центр, скорее всего, не будет делать исключений для отдельного региона. Более того, в ФАС проблему считают преувеличенной. «В рамках совершенствования целевой модели дифференцированных тарифов на электроэнергию ФАС России в соответствии с поручением правительства РФ проводила анализ объемов потребления в регионах. По итогам его проведения ведомство установило, что средние объемы потребления в Сибирском федеральном округе не превышают пороговых значений диапазонов потребления на федеральном уровне», — говорится в сообщении ведомства.