Президент Азербайджана Ильхам Алиев, выступая на COP29, призывает реалистично подходить к отказу от ископаемого сырья. Фото Reuters
Центральной инициативой Климатического форума ООН в Баку (COP29) стали требования развивающихся стран по увеличению финансирования новых низкоуглеродных технологий в объеме до 1 трлн долл. Создать экономически привлекательную модель зеленого перехода развитые страны на сегодняшний день так и не смогли.
В Климатическом саммите в Баку, который продлится до 22 ноября, принимают участие 80 глав государств и правительств. В Баку приехал генсек ООК Антониу Гутерреш, председатель Евросовета Шарль Мишель, наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман Аль Сауд, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Руководителем российской делегации назначен спецпредставитель президента РФ по вопросам климата Руслан Эдельгериев.
Ранее спецпредставитель президента России по связям с международными организациями Борис Титов заявил, что Москва представит свои предложения по созданию международного углеродного рынка на СОР29. По его словам, в РФ создана неплохая база для зеленой энергетики, а работа по формированию механизмов учета углеродных единиц может вестись в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Еще в октябре российские чиновники подводили итоги первого этапа важнейшего инновационного проекта государственного значения «Российская система климатического мониторинга». В качестве ключевой задачи проекта обозначалось обеспечение государства, граждан, бизнеса объективными данными об изменениях климата и его последствиях, в том числе уточнение оценок выбросов и поглощений парниковых газов, а также их последующее использование на постоянной основе при реализации мер, направленных на экологическую трансформацию отраслей российской экономики (см. «НГ» от 09.10.24).
СOP29 – одна из важнейших платформ, на которой будет обсуждаться глобальная климатическая политика. Страны-участницы проведут дискуссии на темы уменьшения последствий изменения климата и ускорения энергетического перехода. COP29 позиционируется как «финансовая COP», на которой страны должны будут установить новая глобальная цель финансирования мер по борьбе с изменением климата. На сегодняшний день по мере углубления климатических проблем фактическая сумма климатического финансирования, в котором в настоящее время нуждаются развивающиеся страны, оценивается в сумму от 500 млрд до 1 трлн долл в год.
По данным оргкомитета конференции, одной из ключевых инициатив повестки дня COP29 является создание Фонда действий по климатическому финансированию. «Ожидается, что этот фонд сыграет важную роль в устранении существующих пробелов в климатическом финансировании», – говорится в заявлении организационного комитета COP29.
«Предоставление каждой стране возможности предпринять решительные действия по борьбе с изменением климата на 100% отвечает интересам всех стран, даже самых крупных и богатых. Почему? Потому, что климатический кризис быстро становится убийцей экономики», – заявил глава климатического органа Рамочной конвенции об изменении климата (РКИК) ООН Саймон Стил. По его словам, в Баку необходимо согласовать новую глобальную цель по климатическому финансированию.
В ООН указывают на недостаточное финансирование развитых стран на адаптацию к изменению климата. По оценкам Антониу Гутерриша, к 2030 году разница между потребностями в адаптации и доступным финансированием может достичь 359 млрд долл. в год. Он призывает развитые страны выполнить свои обязательства, добиваясь увеличения финансирования на адаптацию минимум до 40 млрд долл. в год к 2025 году. «Сейчас как никогда важно держать обещания по финансированию», – подчеркнул генсек ООН.
Гутерриш также настаивает на необходимости поддержки нового Фонда возмещения убытков и ущерба, призывая к «увеличению взносов» и оперативной мобилизации ресурсов. По его словам, текущее состояние климатического финансирования ставит развивающиеся страны в невыгодное положение, поскольку лишь 15 центов из каждого доллара, вложенного в чистую энергию, поступают в эти страны, за исключением Китая. «Развивающиеся страны не должны покидать Баку с пустыми руками», – сказал он, добавив, что «сделка обязательна».
Климатическое финансирование – это не благотворительность, это инвестиция, климатические действия – не выбор, а императив, заявил генсек ООН Антониу Гутерриш.
«Если по крайней мере две трети стран мира не могут позволить себе быстро сократить выбросы, то все страны заплатят высокую цену. Мы должны дать старт работе международных углеродных рынков, завершив согласование статьи 6 (Парижского соглашения по климату, которое предусматривает введение конкретных механизмов регулирования выбросов парниковых газов и торговли углеродными единицами. – «НГ»)», – сказал Саймон Стил.
Действительно, в понедельник, как сообщается, страны – участницы COP29 согласовали стандарты качества углеродных кредитов, имеющие решающее значение для запуска поддерживаемого ООН глобального углеродного рынка, который будет финансировать проекты по сокращению выбросов парниковых газов. Ожидается, что достигнутое в понедельник соглашение позволит уже в следующем году запустить поддерживаемый ООН глобальный рынок углеродов.
В теории углеродные кредиты позволят странам или компаниям оплачивать проекты в любой точке планеты, которые сокращают выбросы углекислого газа или удаляют его из атмосферы, и использовать кредиты, полученные в результате этих проектов, для компенсации собственных выбросов. По оценкам Международной ассоциации торговли квотами на выбросы, к 2030 году общий объем торговли на поддерживаемом ООН рынке может приносить 250 млрд долл. в год и сократить выбросы углерода на 5 млрд тонн в год.
Сейчас же речь идет о том, чтобы ежегодная помощь развивающимся странам увеличилась до рекордного 1 трлн долл. в год. При этом ранее установленная цель в 100 млрд долл. ежегодной помощи была достигнута лишь в 2023 году, теперь она признана недостаточной. Ряд стран выступает, чтобы к финансированию мер по борьбе с изменением климата активно подключались состоятельные страны с переходной экономикой вроде Китая и стран Персидского залива.
Первые дни работы саммита говорят о сложностях в достижения финансово-климатического компромисса. В частности, представители стран – производителей сырья предлагают придерживаться реалистичных подходов в отказе от ископаемого топлива. Президент Азербайджана Ильхам Алиев на открытии климатического саммита сказал, что страна является «ярым сторонником зеленого перехода», однако нужно быть реалистами. «Страны не следует винить за то, что они у них есть (ископаемое топливо. – «НГ»), и не следует винить за то, что они выводят эти ресурсы на рынок, потому что рынок в них нуждается. Они нужны людям», – подчеркнул он.
Алиев также напомнил, что именно ЕС являлся инициатором подписания в июле 2022 года соглашения о стратегическом партнерстве с Азербайджаном в энергетике. «Два года назад Азербайджан и Европейская комиссия подписали соглашение о стратегическом партнерстве в области энергетики. Но это была не наша идея. Это было предложение Европейской комиссии. Два года назад президент Еврокомиссии приезжала в Баку и подписала с нами этот документ. Потому что им нужен был наш газ. Они просила нас помочь», – сказал он
Эксперты называют первые дни работы саммита позитивными. «Один результат уже получен - есть консенсус по ряду основополагающих правил для глобальной торговли сертификатами на выбросы в атмосферу CO2. Это ключевой элемент будущей глобальной системы торговли квотами на выбросы парниковых газов», - замечает доцент РЭУ им Плеханова Павел Севостьянов. Он также надеется, что на встрече в Баку бужет реализован шанс по разработке планов по получению дополнительных финансовых ресурсов.
«Один из важных шагов - согласование ряда инициатив по ВИЭ, включая план развития инфраструктуры для хранения и распределения энергии, а также декларацию по сокращению выбросов метана», - сообщает научный сотрудник центра Россия-ОЭСР Президентской академии Кирилл Черновол. Вместе с тем для выполнения поставленных целей все еще необходима мобилизация финансирования со стороны стран и частного сектора, особенно для выполнения национальных обязательств, принятых странами в соответствии с Парижским соглашением 2015 года, добавляет он.