Рост продаж легковых автомобилей осенью 2024 года обеспечил скачок потребления непродовольственных товаров в РФ. Фото РИА Новости
Резкое замедление экономической активности в середине 2024 года было частично компенсировано осенью ростом покупок непродовольственных товаров, а также восстановлением показателей сельского хозяйства. Но особую тревогу вызывает рост неплатежей между предприятиями, о риске нарастания которых уже писала «Независимая газета» (см. номера от 20.08.24 и 10.11.24). Доля жалоб на неплатежи выросла за третий квартал более чем в полтора раза. Однако в правительстве надеются, что экономика завершит год с неплохими темпами роста ВВП около 4%.
По данным Росстата, за восемь месяцев этого года произошло снижение сальдированного финансового результата работы российских организаций на 5,8% к тому же периоду прошлого года.
Этот факт отмечается в новом отчете Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП РАН). Такое снижение финансового результата происходит при увеличении оборота организаций на 17,8% за этот же период. Такое ухудшение показателей свидетельствует о существенном снижении рентабельности в ряде отраслей и по экономике в целом, считают ученые. «В перспективе это может привести к ухудшению ситуации с платежеспособностью организаций. Согласно опросам представителей бизнеса, в третьем квартале 2024 года 37% респондентов столкнулись с проблемой неплатежей контрагентами против 22% во втором квартале 2024 года», – фиксируют экономисты.
Существенное снижение финансовых результатов отмечено в августе 2024 года в строительстве (-27,9% к тому же периоду прошлого года). В обрабатывающих производствах финансовый результат ухудшился на 24,7%. Отрицательное сальдо прибылей и убытков зафиксировано в добыче угля. При этом доля убыточных организаций в угольной отрасли за год увеличилась с 39 до 52%.
«Продолжается стагнация в строительстве с вероятным переходом к спаду объемов строительных работ по мере ухудшения ситуации с доступностью жилья. Динамика показателей в строительстве, металлургии, добыче полезных ископаемых, продажах грузовых автомобилей может свидетельствовать о формировании тенденций сокращения выпуска в инвестиционно-фондовом секторе и секторе конструкционных материалов», – отмечается в отчете ИНП РАН.
Спад производства в металлургии, по мнению экономистов, может отражать начавшееся сокращение инвестиций в основной капитал. Исторически динамика инвестиций и производства в металлургии имеет сильную корреляцию.
Несмотря на перечисленные негативные факторы, помесячная динамика ВВП в сентябре 2024 года могла улучшиться. Основным позитивным фактором для российской экономики был всплеск потребительской активности в сентябре и октябре 2024 года. Оборот розничной торговли непродовольственными товарами в сентябре вырос на 7,7% к тому же периоду прошлого года. Это объясняется в том числе ростом продаж новых легковых автомобилей. По оценке «СберИндекса», продажи непродовольственных товаров в октябре 2024 года выросли на 8,1% в реальном выражении.
Высокая потребительская активность поддерживается опережающим ростом реальных располагаемых денежных доходов населения, которые, по оценке Росстата, за третий квартал выросли на 9,4% по сравнению с третьим кварталом 2023 года.
Другим позитивным фактором стало восстановление объема производства продукции сельского хозяйства в сентябре 2024 года до прошлогоднего уровня. Тем не менее по итогам января – сентября 2024 года в сельском хозяйстве зафиксирован спад на 2,3%, что связано с сокращением урожая зерновых. С учетом этих новых данных российский ВВП увеличится по итогам года на 3,9%, считают специалисты ИНП РАН.
Рост валового внутреннего продукта России, несмотря на санкции, за три квартала 2024 года превысил 4%, заявил во вторник на стратегической сессии правительства РФ премьер Михаил Мишустин. «Рост валового внутреннего продукта России значительно – в ряде случаев в разы – превосходит тех, кто ввел против нас санкции», – отметил глава правительства. «Нам же важно продолжить активное развитие, в том числе создавая экономику предложения», – указал глава кабмина.
«В ближайшие три года в проекте федерального бюджета на реализацию национальных проектов предусмотрено почти 19 трлн руб.», – объявил премьер. При этом, указал он, на достижение национальных целей развития в настоящий момент направлены новый майский указ президента, 19 национальных проектов и более 40 государственных программ.
Михаил Мишустин анонсировал 12 ноября использование многоуровневой системы «управления и контроля, чтобы серьезные финансовые ресурсы расходовались с максимальной эффективностью».
Российское правительство приступит к реализации единого плана достижения национальных целей – цифрового интерфейса, который до конца года скоординирует работу над национальными проектами и госпрограммами. Ответственность за достижение показателей будут нести вице-премьеры по своему профилю, сообщил Мишустин. По его словам, «свыше 90 показателей будут оценивать динамику необходимых улучшений во всех областях и задавать вектор, формируя стратегию на средний и долгосрочный периоды». «Единый план должен определить конкретные шаги, чтобы, с одной стороны, нивелировать риски, а с другой – укрепить положительную динамику», – пояснил глава правительства. Все это призвано «нарастить собственные промышленные компетенции, мощности, освоить передовые технические решения, укрепить медицинскую инфраструктуру в целом», пояснил премьер.
Для качественного выполнения плана создана двухуровневая система мониторинга и анализа. «Первая – это операционная, для ежемесячного отслеживания. Затем – как идут дела по показателям национальных целей, – пояснил глава кабмина. – Вторая – это стратегическая, которая определит причины отклонения, возникновения рисков и управления ими». «Что касается регионов, то за продвижение на их уровне будут отвечать руководители соответствующих субъектов Федерации», – добавил Мишустин.
Президент РФ Владимир Путин отмечал в конце октября, что, по прогнозам, российский ВВП вырастет за 2024 год на 3,9%.
«Итоги 2024 года уже в значительной мере определены, считают в ИНП РАН. Возможные отклонения экономической динамики в четвертом квартале от ожидаемых на данный момент уровней могут изменить прирост ВВП за год в целом лишь незначительно. «Однако формирующиеся риски замедления экономической активности в случае их реализации будут оказывать заметное влияние на экономическую динамику в 2025 году, особенно в его первой половине», – отмечается в отчете ИНП РАН.