0
586
Газета Экономика Интернет-версия

12.11.2024 16:33:00

«Чукотка» прошла «крещение»

Развитие атомного ледокольного флота позволяет наращивать грузоперевозки по Северному морскому пути

Тэги: смп, севморпуть, транспорт, ледокол, чукотка, росатом, атомный ледокол


смп, севморпуть, транспорт, ледокол, чукотка, росатом, атомный ледокол Атомный ледокол «Чукотка» спущен на воду. Фото пресс-службы Балтийского завода ОСК

Россия продолжает активно обновлять свой атомный ледокольный флот. На прошлой неделе был спущен на воду универсальный ледокол «Чукотка» – четвертый в серии проекта 22220. Его строительство планируется завершить через два года. А уже в следующем месяце ожидается передача заказчику, госкорпорации «Росатом», его старшего напарника по тому же проекту – «Якутии». Сейчас в Арктике работают семь атомных ледоколов, в том числе три новейших. Старые суда, построенные в советское время, будут поэтапно заменены: кроме «Чукотки» и «Якутии», строятся еще два атомных ледокола, еще один будет заложен в следующем году. Масштабная программа будет способствовать дальнейшей активизации использования Северного морского пути (СМП), развитием которого занимается Росатом.

Строительство «Чукотки» ведется на верфи «Балтийского завода» в Санкт-Петербурге. Ледокол был заложен в 2020 году, сейчас на нем смонтированы реакторы РИТМ-200 и почти все основное оборудование. Это четвертый серийный атомоход проекта 22220 – эти ледоколы являются самыми большими и самыми мощными в мире. Суда длиной 174 м могут пробивать лед толщиной 3 м и развивать скорость по чистой воде в 22 узла. Каждый ледокол оснащен двумя реакторными установками тепловой мощностью 175 МВт каждая. Особенность судов этого проекта – двухосадочность: ледокол меняет осадку, чтобы заходить в устья рек и на мелководье. Расчетный срок службы – 40 лет.

Эти атомоходы должны заменить старые ледоколы, которые будут поэтапно выводиться из эксплуатации – «Вайгач», «Таймыр», «Ямал» и «50 лет Победы». Сейчас вместе с ними на Северном морском пути уже работают три судна проекта 22220 – «Арктика», «Сибирь» и «Урал», в декабре ожидается сдача четвертого – «Якутии», оно готово более чем на 95%. Таким образом, атомный ледокольный флот России сейчас насчитывает семь судов и уже вскоре будет восемь.

«Чукотку» достроят в конце 2026 года, в январе этого года был заложен еще один ледокол проекта 22220 «Ленинград», а в следующем году заложат «Сталинград». Кроме того, на заводе «Звезда» в Приморском крае продолжается строительство ледокола «Россия» проекта 10510 «Лидер» – это еще более крупное и мощное судно, способное преодолевать лед толщиной более 4 м, длиной более 200 м и двумя реакторными установками «РИТМ-400» мощностью 315 МВт каждая. Достроят его к концу 2027 года.

На прошлой неделе «Чукотку» торжественно спустили на воду. В церемонии по видеосвязи участвовал президент России Владимир Путин. «Создание таких мощных, современных судов – еще одно воплощение индустриального, научного, кадрового и технологического потенциала России. Именно так – на базе собственных технологий и прорывных научных решений – должна развиваться вся отечественная экономика», – подчеркнул глава государства.

Главная задача ледоколов – проводить караваны судов через труднодоступные районы Арктики, в том числе к портам стран Азиатско-Тихоокеанского региона. «От укрепления ледокольного флота страны прямо зависит реализация наших планов по обустройству арктических территорий, по наращиванию грузопотока на трассах Северного морского пути. Здесь у нас, как известно, амбициозные цели. Работы впереди много», – отметил Владимир Путин. Он поручил провести специальное совещание и проработать вопросы, касающиеся перспективного развития СМП, в частности, формирования более эффективных тарифов на ледокольную проводку грузов.

В позапрошлом году по Северному морскому пути было перевезено 34 млн т грузов, в 2023-м – 36, в этом году будет около 38, а в 2030-м – более 100 млн т, рассказал президент. «Это большие планы, их реализация внесет существенный вклад в развитие транспортной инфраструктуры России, сделает Северный морской путь очень привлекательным и для российских перевозчиков, и для наших партнеров за рубежом, – сказал глава государства. – Уверен, что Северный морской путь будет только набирать из года в год, и не только в связи с изменением климата, но и в связи с увеличением возможностей российского ледокольного флота».

С 2013 года грузопоток по Северному морскому пути вырос практически в десять раз, сообщил генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев. «Эта динамика сохраняется, и в этом году мы идем также с рекордными показателями», – отметил он. Глава Росатома обратил особое внимание на рост транзита. По его словам, есть практический возрастающий интерес к этому маршруту со стороны дружественных стран, в том числе Китая и Индии. «Уже более 3 млн т транзитных грузов перевезено за счет перенаправления грузов с западных маршрутов на восточные – 40% рост к прошлому году, – рассказал он. – Выгода очевидна. Контейнер, направленный из Шанхая по СМП, доходит до Москвы на две недели быстрее, чем через Суэцкий канал».

«Наша стратегическая задача сегодняшнего дня – выйти как можно скорее на круглосуточную навигацию по СМП. Главный элемент здесь – ледоколы, их ждем не только мы, их ждут во всем мире», – подчеркнул Алексей Лихачев.

Развитие ледокольного флота нужно не только в экономических, но и в научных целях, добавила руководитель фонда «Талант и успех» Елена Шмелева, которой доверили стать «крестной матерью» «Чукотки» – разбить бутылку шампанского о форштевень судна при его спуске на воду. «Это кардинально меняет доступ ученых в Арктику, – отметила она. – Сейчас на одном из таких атомных ледоколов ученые «Сириуса» вернулись из 45-дневного похода. Это была научная экспедиция, они исследовали мерзлоту, как она влияет на уровень углерода, привезли огромное количество грунта, проб воды и будут их исследовать. Мы надеемся, что следующая научная экспедиция может состояться на ледоколе «Чукотка» или на корабле, который он будет сопровождать. Очень хотелось бы, чтобы научно-исследовательская функция ледоколов развивалась и дальше».


Читайте также


Россия вплотную занялась транспортным коридором "Север–Юг"

Россия вплотную занялась транспортным коридором "Север–Юг"

Михаил Сергеев

Западные санкции заставили углублять Волго-Каспийский канал

0
2117
В России планируют досрочное повышение транспортных тарифов

В России планируют досрочное повышение транспортных тарифов

Михаил Сергеев

Трамп обещает ослабить антироссийские санкции

0
2091
Константин Ремчуков. Китай собирается отправлять в космос туристов уже в 2027 году

Константин Ремчуков. Китай собирается отправлять в космос туристов уже в 2027 году

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 28.10.24

0
10908
Мост в створе Берегового проезда улучшит связи трех районов Москвы

Мост в створе Берегового проезда улучшит связи трех районов Москвы

Галина Грачева

Новые транспортные объекты позволяют создавать удобные маршруты для проезда по мегаполису

0
8002

Другие новости