Озеро Байкал превратят в круглогодичный курорт. Фото РИА Новости
Правительство РФ в понедельник утвердило порядок применения федерального инвестиционного налогового вычета (ФИНВ). Об этом сообщил на совещании с вице-премьерами премьер РФ Михаил Мишустин. Со следующего года компании, которые будут вкладывать средства в собственное развитие, смогут вернуть 3% от таких расходов. Экономисты и предприниматели сомневаются, что новая мера будет широко востребована бизнесом.
Михаил Мишустин напомнил, что налоговая льгота станет доступной для организаций, которые работают в определенных сферах, включая ряд обрабатывающих производств, добычу полезных ископаемых, научные исследования и разработки, обеспечение потребителей электричеством, газом, оказание услуг общественного питания, гостиничный бизнес. В правительстве рассчитывают, что налоговый вычет поможет предпринимателям снизить затраты на приобретение и модернизацию основных средств, а также «повысит эффективность реализации проектов, усилит позиции отечественных компаний на внутреннем и внешних рынках».
Ранее сообщалось, что объем средств, предусмотренный Минфином в федеральном бюджете РФ на 2025 год для финансирования ФИНВ, составит 150 млрд руб. Однако эта сумма ниже той, которая была указана в финансово-экономическом обосновании к подготовленному Минэкономразвития (МЭР) проекту постановления правительства о параметрах ФИНВ (там затраты на вычет были оценены в 200 млрд руб.). В Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) указывали на 500 млрд руб. как на достаточный объем средств для поддержки инвестиций компаний при текущей денежно-кредитной политике (ДКП) и внешних ограничениях. Позднее в РСПП называли 150 млрд руб. компромиссной суммой и приемлемой для пилотного 2025 года, однако высказывали надежду на то, что в последующие годы она будет увеличена (см. «НГ» от 09.10.24).
Скорректирован и размер налогового вычета. В сентябре сообщалось о том, что МЭР предлагает с 2025 года установить федеральный инвестиционный налоговый вычет в размере 6% от расходов компаний на инвестиции.
Кроме того, в понедельник правительство РФ расширило число приоритетных направлений проектов технологического суверенитета. В число новых направлений власти включили строительство и эксплуатацию высокоскоростных магистралей (ВСМ), строительство электростанций с использованием российских турбин и комплектующих, развитие новых месторождений редкоземельных металлов, производство композитных материалов, сборку оборудования, необходимого для работы со сжиженным природным газом (СПГ), а также проекты в области возобновляемой, водородной и атомной энергетики.
В свою очередь, среди дополненных направлений структурной адаптации экономики появятся инициативы по созданию круглогодичных курортов на Балтийском, Азовском, Черном, Каспийском и Японском морях и озере Байкал. В число приоритетных включаются также инвестиционные проекты по развитию Северного морского пути до 2035 года, сообщили в кабмине.
Напомним, в апреле 2023 года правительство утвердило 13 тематических разделов приоритетных направлений проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики. Туда вошли авиационная промышленность, автомобилестроение, железнодорожное машиностроение, медицинская промышленность, нефтегазовое машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение, специализированное машиностроение, станкоинструментальная промышленность, судостроение, фармацевтика, химическая промышленность, электроника и энергетика. Подчеркивалось, что к приоритетным направлениям были отнесены отрасли, где уровень локализации производства составляет менее 50%. Кроме того, туда были включены отраслевые направления, которые являются критическими для обеспечения технологического суверенитета (см «НГ» от 17.04.2023).
В понедельник глава кабмина также сообщил о расширении финансовых инструментов, которые могут быть использованы для таких проектов. Теперь туда включены облигации, выпускаемые специально для финансирования таких проектов, и кредиты для лизинговых компаний, приобретающих продукцию производителей, соответствующую приоритетным направлениям проектов технологического суверенитета. Также проекты техсуверенитета могут претендовать на смягчение условий выдачи кредитов, пониженную ставку и поручительство со стороны госкорпорации «ВЭБ.РФ».
«Изменения позволят распространить поддержку государства на сложные технологические производства и продолжить создание экономики предложения, о которой говорил глава государства», – констатировал глава правительства, отметив, что действующий механизм хорошо себя зарекомендовал.
Ранее в Минэкономразвития сообщали, что на данный момент для финансирования коммерческими банками и «ВЭБ.РФ» были отобраны 27 проектов техсуверенитета и структурной адаптации общей стоимостью под 1 трлн руб. (977,6 млрд руб). Из них семь проектов на 225,8 млрд руб. реализуются при участии кредитных средств «ВЭБ.РФ».
Наибольший объем финансирования пришелся на проекты в судостроении (морские танкеры для перевозки нефти, нефтепродуктов и сжиженного газа) – около 400 млрд руб., сфере строительства и развития индустриальных парков – 170 млрд руб., производстве аккумуляторов – 114 млрд руб.
К слову, в конце прошлого года чиновники сообщали о том, что в реестр проектов, кредитуемых на особых условиях, было включено 11 проектов на сумму 234 млрд руб. «ВЭБ.РФ» как банк финансировал три проекта на общую сумму в 79 млрд руб. Первый зампредседателя «ВЭБ.РФ» Алексей Мирошниченко рассчитывает, что до конца этого года объем проектов превысит 1,5 трлн руб.
Расширение числа направлений для проектов технологического суверенитета, а также увеличение финансовых инструментов можно только приветствовать, считают эксперты. «И транспортная, и энергетическая инфраструктура критически важны для экономики. А требуемое в рамках проектов достижение высокого уровня локализации повысит устойчивость применяемых технологических решений к внешним рискам, что одновременно, на фоне расширения инструментария поддержки, приведет к росту инвестиций, так необходимых экономике в целом», – говорит главный экономист Института экономики роста им. Столыпина Борис Копейкин.
Однако стимулов для инвестиций, по мнению экспертов, все еще недостаточно. «Пока оцениваемый на будущий год размер инвестиционного вычета в 150 млрд руб. – это менее 0,5% ожидаемых в будущем году, согласно базовому варианту прогноза социально-экономического развития капиталовложений в экономику. В целом это большого влияния на динамику инвестиций не окажет. Учитывая крайне высокие процентные ставки, которые инвестиции явно не стимулируют, хотелось бы и увеличения размера вычета, и больших эффектов от других мер. В противном случае заметного роста предложения товаров и услуг мы не увидим, и экономическая динамика в будущем начнет существенно отставать от мировой», – рассуждает Копейкин. История с окончательным вариантом федерального инвестиционного налогового вычета как бы говорит нам, что денег на стимулирование особо нет, добавляет член «Деловой России» Олег Николаев.
Расширение перечня поддерживаемых отраслей можно назвать одной из эффективных мер поддержки российских компаний в текущих экономических условиях, однако размер налогового вычета, как представляется, является достаточно скромным предложением в качестве меры поддержки, замечает вице-президент Ассоциации юристов по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству Владимир Кузнецов.
Принятое решение о том, что размер вычета не может превышать 3% понесенных инвесторами расходов, значительно отличается от того, что обсуждалось ранее, говорит замначальника отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований Вера Кононова. «Например, в поправках, внесенных в Налоговый кодекс, где обозначены общие «рамки» этого вычета, указано, что его размер не должен превышать 50% инвестиционных расходов. Однако по мере обсуждения деталей вычета этот размер стал резко сокращаться: обсуждалось 25% расходов, потом 17%, потом 6%, а теперь и 3%. На фоне изменения ставки налога на прибыль с 20% до 25% со следующего года (а также применения других установленных ограничений на этот вычет) получится, что инвестиционный вычет не сможет обеспечить снижение нагрузки на инвесторов по сравнению с действующим сейчас уровнем», – считает она. Кононова также сомневается, что новый инвестиционный вычет сможет оказать заметное влияние на инвестиции – особенно на фоне крайне высоких процентных ставок.
«В текущих условиях, когда сверхвысокие процентные ставки блокируют реализацию многих инвестиционных проектов, а субсидировать кредиты из бюджета становится все дороже, крайне важно развивать альтернативные механизмы поддержки доступности заемных средств для бизнеса. Поэтому новое постановление правительства вышло как нельзя кстати», – уверена Кононова.