Проблему кадров на предприятиях Тульской области научились решать быстро. Фото РИА Новости
В России сохраняется рекордно низкий уровень безработицы, многие отрасли экономики фиксируют сохраняющийся или даже нарастающий дефицит кадров. Сегодня на 100 безработных приходится уже около 110 вакансий, сообщают в Институте народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН. Наибольшая нехватка рук наблюдается в промышленности. Поэтому некоторые социологи включились в кампанию повышения интереса женщин к работе на производстве.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) во вторник представил результаты опроса о женщинах в промышленности. Социологи заметили, что работа на производстве по-прежнему окутана гендерными стереотипами. Работу в промышленности считают для себя наиболее подходящей в первую очередь мужчины, а не женщины.
Так ответили 51% мужчин и только 45% женщин. В то же время каждая третья опрошенная женщина считает работу на производстве для себя неподходящей, отмечают исследователи. Кроме того, мужчины более скептически относятся к решению россиянок трудиться на производстве, сетует ВЦИОМ. Так, каждый десятый стал бы отговаривать от такой идеи свою знакомую или родственницу.
«В российском обществе пока еще силен стереотип о промышленном предприятии как о месте с тяжелыми и вредными условиями труда, требующими от работников хорошей физической подготовки», – рассказывают социологи. Каждую третью женщину от выбора такой профессии останавливают «тяжелый физический труд» и «неблагоприятные условия труда». Каждую пятую – отсутствие необходимого образования.
И, судя по результатам опроса ВЦИОМ, дополнительно привлечь к женщин к работе в промышленности возможно за счет повышения оплаты труда и гибкого графика работы (так считает почти половина респонденток). Каждая третья женщина не исключает для себя занятость на производстве при расширении социальных льгот и бонусов, замечают исследователи.
Подобные попытки повысить привлекательность промышленных производств в том числе и в глазах женщин, вероятно, связаны с сохраняющимся дефицитом кадров на производстве. Согласно данным различных опросов бизнеса, именно обрабатывающие производства на данный момент испытывают наибольшую нехватку персонала (см. «НГ» от 23.10.24).
«Напряженность на рынке труда сохраняется. Более того, по последним данным опроса предприятий, проблема дефицита кадров даже усугубилась», – сообщала на прошлой неделе глава Центробанка Эльвира Набиуллина. Она напомнила, что уровень безработицы в августе 2024 года оставался «вблизи исторического минимума в 2,5% с поправкой на сезонность», а рост заработных плат продолжал опережать рост производительности труда.
Нехватка рабочей силы актуальна для всей страны. «Результаты опросов предприятий показали, что обеспеченность кадрами в третьем квартале 2024 года снизилась до исторического минимума. Бизнес не только старается удержать сотрудников, но и параллельно модернизирует и увеличивает эффективность производств», – говорится в новом аналитическом докладе ЦБ «Региональная экономика». Для привлечения и удержания сотрудников отечественные предприятия применяют самые разнообразные стимулирующие предложения, обращают внимание аналитики. К примеру, севастопольская организация розничной торговли оплачивала работникам такси, крупная компания Астраханской области ввела расширенный социальный пакет, на машиностроительном заводе Краснодарского края сотрудникам предоставляли служебное жилье, приводят примеры в ЦБ.
Действительно, в России сохраняется рекордно низкий уровень безработицы. По итогам августа безработица в стране составила 2,4%. «Численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше в августе составила 76,4 млн человек, из них 74,5 млн человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 1,8 млн человек – как безработные», – сообщал Росстат.
При этом количество вакансий в стране уже превышает количество безработных. Так, на 100 безработных в среднем приходится около 110 вакансий, сообщает старший научный сотрудник ИНП РАН Иван Королев.
Однако ситуация на рынке труда существенно различается в зависимости от региона, обращает внимание исследователь. При общем снижении коэффициента напряженности на рынке труда в ряде субъектов РФ ситуация остается напряженной, делает вывод он.
Под коэффициентом напряженностью на рынке труда в данном случае понимается отношение численности безработного населения к величине заявленной предприятиями и организациями в государственную службу занятости потребности в работниках). Предлагаемый же в ИНП РАН интегральный индекс напряженности также включает такие показатели, как уровень занятости, уровень общей безработицы, уровень официально зарегистрированной безработицы, доля застойной безработицы в общей безработице и коэффициент напряженности на рынке труда.
Наименьший уровень напряженности рынка труда наблюдается в Ямало-Ненецком автономном округе (АО), Ханты-Мансийском АО, Москве, Татарстане, Нижегородской, Тульской, Калужской, Московской и Липецкой областях, а также в Чукотском АО, обнаружили ученые после анализа статистики занятости с 2020 года по первую половину 2024 года. Именно в этих субъектах РФ за последние годы наблюдается самый низкий уровень безработицы при низком уровне и показателей застойной безработицы (когда человек находится в поиске работы больше полугода). Так, в августе уровень безработицы в Калужской области составил 1,5%, в Липецкой – 2,1%, в Тульской – 2%. В Татарстане уровень безработицы составил 1,8%, а в Нижегородской области, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском АО – по 1,3%, сообщает Росстат.
В числе регионов с наибольшей напряженностью на рынке труда в ИНП РАН называют Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкесию, Карелию, Чечню, Северную Осетию, Дагестан, Ингушетию, Тыву, Забайкальский край, а также Республику Алтай. Эти субъекты РФ в период с 2020 по 2024 год характеризовались наиболее высокой безработицей и наиболее высокой долей застойной безработицы, сообщает Королев. К примеру, в августе 2024 года уровень безработицы в Ингушетии превысил 26%, следует из данных Росстата. В Дагестане показатель составил 10%, в Северной Осетии – 9%, а в Чечне – 8,5%. И именно эти регионы чаще всего оказываются на последних строчках рейтингов, отражающих уровень доходов и зарплат в РФ (см. «НГ» от 21.10.24). «Состав группы регионов с наиболее напряженной ситуацией на рынке труда достаточно стабилен», – подчеркивает Иван Королев.
Похожий рейтинг в сентябре обнародовали РИА Новости. В нем анализировались восемь показателей, объединенных в четыре группы. Так, в группе «Занятость» учитывались показатели безработицы, коэффициент напряженности на рынке труда (отношение среднегодовой численности безработных к среднегодовому числу вакансий) и доля безработных, ищущих работу более трех месяцев в общей численности рабочей силы. В группу «Емкость рынка труда» вошли такие показатели, как общее число занятых в экономике и требуемых работников на вакантные места, а также уровень диверсификации рынка труда, который рассчитывается на основе данных о среднесписочной численности работников по отраслям экономики.
В результате худшие позиции рейтинга заняли Ингушетия, Дагестан, Чечня, Тыва, а также Кабардино-Балкария. Как поясняют эксперты, ключевыми проблемами этих регионов в сфере рынка труда остаются низкие зарплаты и высокий уровень безработицы. В свою очередь, лидерами рейтинга стали Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Татарстан, Башкортостан, Красноярский край и Тюменская область. «Регионы – лидеры рейтинга характеризуются высоким уровнем социально-экономического развития, здесь низкая безработица, высокие зарплаты, большая емкость рынка труда», – указывали эксперты.
«В России есть группа регионов с традиционно повышенным уровнем безработицы. Это республики Северного Кавказа, а также Тыва, Алтай, Калмыкия. Как правило, в таких регионах высокая рождаемость и много молодого трудоспособного населения, но при этом экономика слабо развита и не диверсифицирована, в ней не хватает рабочих мест с достойным уровнем оплаты труда», – сообщает аналитик Института комплексных стратегических исследований Елена Киселева.
«Нехватка рабочих рук – это системная проблема, которая не может быть полностью решена лишь повышением мобильности. Основной путь преодоления дефицита – это переход российской экономики на современные автоматизированые и модернизированные технологии, трансформация бизнес-процессов и повышение их результативности, повышение производительности труда», – говорит руководитель экспертного центра «Деловой России» по трудовым отношениям и охране труда Виталий Федин.
«Избыток кадров в одном регионе теоретически может решить проблему нехватки в другом. Но только в случае переезда работников. Но для этого нужно использовать различные дополнительные трудовые и социальные бонусы», – добавляет омбудсмен по вопросам соблюдения прав предпринимателей Дмитрий Порочкин. Как считает член «Деловой России» Олег Николаев, для того, чтобы рынок трудовой силы был действительно гибким, нужно, во-первых, относительно равномерное развитие регионов. «Дефицит кадров – явление не сиюминутное и даже не последних нескольких лет. Проблема дефицита персонала останется актуальной еще как минимум несколько лет. Поэтому крупные работодатели делают ставку на обучение, повышение квалификации текущих сотрудников или на их переезд в регионы с наибольшим дефицитом кадров», – замечает управляющий директор кадровой компании Unity Феликс Кугел.