0
2586
Газета Экономика Печатная версия

21.10.2024 20:29:00

Принудительные работы оказались выгоднее, чем лишение свободы

Счетная палата предлагает налоговые льготы при трудоустройстве уголовников

Тэги: счетная палата, закон, социальная адаптация, заключенные, принудительные работы

Online-версия

счетная палата, закон, социальная адаптация, заключенные, принудительные работы Часть заработков заключенных идет на оплату их содержания. Фото РИА Новости

Аудиторы Счетной палаты (СП) высоко оценили результаты первого года исполнения нового закона, который разрешил индивидуальные программы труда и социальной адаптации для заключенных и освободившихся из мест заключения уголовников. Более 12 тыс. зэков уже попросились перевести их на режим принудительных работ в рамках создаваемой в РФ «системы пробации», под которой понимается организация социальной и трудовой реабилитации заключенных. В 73 регионах РФ осужденные остаются работать на предприятиях даже после освобождения, говорят в СП.

Применение к осужденным наказания в виде принудительных работ приносит государству как экономический, так и социальный эффект. Такой вывод сделала Счетная палата после проверки результаты реализации федерального закона о пробации Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН).

В феврале прошлого года президент Владимир Путин подписал закон о системе пробации, который был разработан в правительстве РФ и поддержан Госдумой. В рамках нового закона в России фактически появился новый вид наказания в виде принудительных работ, а также начала создаваться контролируемая ФСИН сеть предприятий для работы заключенных, а также бывших заключенных.

«Одним из важнейших принципов пробации является добровольность ее применения. С каждым месяцем развитие данного института идет по нарастающей. Более 12 тыс. человек обратились с заявлением об оказании содействия в рамках пробации. Принято решение о целесообразности применения пробации, и разработаны индивидуальные программы в отношении более 10 тыс. человек. Чаще всего индивидуальные программы включают в себя вопросы трудоустройства, получения документов, оказания психологической и социальной помощи», – сообщил министр юстиции РФ Константин Чуйченко.

По его словам, в рамках пенитенциарной пробации помощь оказана более 35 тыс. граждан в рамках их подготовки к освобождению. Второй этап внедрения пробации начнется с 1 января 2025 года, когда заработает постпенитенциарная пробация. Она будет применяться к гражданам, освободившимся из учреждений уголовно-исполнительной системы.

Так что с января будущего года сотрудники уголовно-исполнительных инспекций будут работать вместе с региональными службами занятости и другими социальными службами – в том числе образовательными, медицинскими учреждениями и другими организациями для исполнения индивидуальных программ поддержки бывших осужденных.

Численность осужденных, отбывающих срок наказания в исправительных колониях, за последние 10 лет снизилась почти в 2,5 раза и достигла почти 270 тыс. человек, объяснял замминистра юстиции Всеволод Вуколов.

В Минюсте утверждают, что система принудительного труда и последующей социальной адаптации снижает уровня рецидивной преступности.

«Число рецидивов после исправительных центров значительно ниже, чем после отбывания наказания в колониях. Поэтому важно расширение сферы применения наказаний, альтернативных лишению свободы. Заслуживает внимания положительный результат применения наказания в виде принудительных работ, расширения сети исправительных центров», – заявил Чуйченко. По словам министра, в России создана система исправительных центров, которая включает более 50 тыс. мест для отбывания наказания в виде принудительных работ. При этом более половины рабочих мест для осужденных предоставлено работодателями, что подтверждает экономическую эффективность такой модели. Чуйченко отметил, что принудительные работы позволяют осужденному получать профессию, приносить пользу обществу своим трудом и сохранить связь с семьей. Чиновник говорит, что в новых исправительных центрах минимизировано влияние криминальной субкультуры.

Новую систему альтернативных наказаний хвалит не только сам Минюст, но и независимые аудиторы из Счетной палаты РФ.

Хорошие результаты от применения наказания в виде принудительных работ наблюдаются и в части социального эффекта, утверждает аудитор Счетной палаты Светлана Орлова. По ее данным, в 73 регионах страны осужденные после отбытия наказания остаются работать на предприятии и ведут законопослушный образ жизни.

В целях совершенствования практики исполнения наказания в виде принудительных работ СП предложила правительству РФ рассмотреть возможность установления льготы по уплате налога на имущество для собственников сторонних организаций, которые будут переданы в пользование ФСИН для привлечения осужденных к принудительным работам.

Новые исправительные учреждения могут создаваться не только на базе федерального имущества системы исполнения наказаний, но и на базе сторонних, коммерческих организаций, которые предоставляют уже готовые к эксплуатации помещения.

«Это существенно минимизирует расходы государства, при этом гарантирует трудоустройство осужденных. Результаты аудита показали, что практика привлечения сторонних организаций для исполнения принудительных работ характерна для большинства регионов, и такая модель вызывает растущий интерес со стороны государства и бизнес-сообщества», – сообщила Орлова на заседании комитета Совета Федерации по обороне и безопасности. Всего, по данным Счетной палаты, в стране создано более 51 тыс. рабочих мест для исполнения нового вида наказания в виде принудительных работ. 

«ФСИН сохранила свои профессиональные образовательные учреждения, изучает рынок труда и готовит осужденных по востребованным специальностям, в том числе и для исправительных центров и их участков. Такой подход содействует решению проблем с нехваткой трудовых ресурсов по рабочим специальностям, и это важно в сегодняшних условиях санкционного давления на экономику государства», – сообщила Светлана Орлова.

Между тем затраты бюджета РФ на год содержание одного заключенного измеряются многими сотнями тысяч рублей. Член Совета по правам человека при президенте РФ Ева Меркачева утверждает, что сутки содержания заключенного стоят российской казне примерно две-три тысячи рублей. Таким образом, по ее данным, содержание одного заключенного может обходиться бюджету более миллиона рублей.


Читайте также


Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1281
Экстремисты – на уборку улиц, тракторы – на борьбу с терроризмом

Экстремисты – на уборку улиц, тракторы – на борьбу с терроризмом

Иван Родин

Депутаты принимают "пустые" законопроекты, чтобы потом наполнить их любыми нормами

0
1489
В ответах на запросы адвокатов мало ценной информации

В ответах на запросы адвокатов мало ценной информации

Екатерина Трифонова

Юридическое сообщество собирает статистику неправильной реакции на законные обращения

0
1764
Регуляторные контракты ускорят газификацию

Регуляторные контракты ускорят газификацию

Борис Николаев

В каждом регионе создается единый центр ответственности за энергоснабжение

0
1976

Другие новости