Дефицит кадров в строительстве в РФ оценивают в 200 тысяч человек. Фото агентства «Москва»
Протесты против завоза мигрантов на Западе обострили споры вокруг плюсов и минусов притока чуждого населения. С одной стороны, новоприбывшие насыщают рынок труда и ускоряют рост ВВП. Но с другой – новая миграционная волна разрушает сложившиеся институты. Приток мигрантов обостряет противоречия между заинтересованными в дешевой рабочей силе корпорациями и обществом, которое увеличивает расходы на содержание мигрантов. Трудовая миграция может дать положительный эффект для развитых стран. В России обострение миграционной дискуссии проявляется в попытках контроля за миграцией на фоне ужесточения законодательства.
Споры из-за пользы и вреда миграции не сходят с первых полос западных изданий и новостных агентств.
Соединенным Штатам необходимо улучшать миграционную политику так, чтобы она обеспечивала приток работников с дефицитными навыками, но препятствовала въезду в страну тех, кто не соответствует этим требованиям, пишет агентство Bloomberg в своей редакционной колонке. «Важно иметь в виду, что подавляющее большинство иммигрантов окажутся национальным активом, а не будущими обязательствами. Мигранты поднимут экономику и помогут починить сломанные государственные финансы страны. Хотя миграционную политику нужно улучшить, ее целью не должно быть удушение предложения иностранных рабочих», – подчеркивает редакция Bloomberg. Агентство признает, что в США растет число людей, которые хотели бы ограничить миграцию. Более половины американцев заявили социологам Gallup, что они хотят ограничить приток мигрантов в страну. И это самый высокий показатель за последние два десятилетия.
Из недавнего отчета бюджетного управления Конгресса США следует, что количество нелегально въехавших в страну или просрочивших свой временный статус иммигрантов значительно возросло. Если в 2020 году таковых было около 200 тыс. человек в год, то в настоящий момент около 1,7 млн в год.
Суммарный приток мигрантов после 2020 года совокупно добавит государству около 1,2 трлн долл. налоговых доходов. Американский ВВП увеличится на 9 трлн долл. благодаря росту населения и увеличению рабочей силы. В то же время государственные расходы увеличатся на 300 млрд долл. из-за необходимости платить пособия мигрантам.
Таким образом, в худшем случае рост притока мигрантов не влечет за собой никаких чистых расходов для налогоплательщиков США. А утверждение, что даже плохо управляемый миграционный приток увеличивает чистое финансовое бремя на экономику и ее налогоплательщиков – ложно, подчеркивают в Bloomberg.
Профессор Уортонской школы бизнеса Пенсильванского университета Зик Эрнандес, которого цитирует агентство, заявляет, что экономика США только выиграет от приезда большего количества людей. По его мнению, рост иммиграции в конечном итоге будет означать рост числа потребителей в экономике, увеличение налогоплательщиков, пополняющих государственный бюджет. «Приток работников – это и приток потребителей, а также потенциальных предпринимателей и инвесторов. Это же и приток налогоплательщиков, которые увеличивают общий экономический пирог», – рассуждает он.
Министр финансов США Джанет Йеллен на прошлой неделе также указала, что иммигранты являются основным источником рабочей силы и инноваций в стране, а значит, и в более широком смысле – источником экономического роста в США. «Иммигранты представляют рабочую силу, но они также потребляют товары и услуги. И в конечном счете это помогает экономике расти, фактически не лишая других людей работы», – подчеркнула она, выступая на CNN. А без мигрантов численность рабочей силы со временем бы сокращалась из-за старения населения, добавила Йеллен.
Подобные дискуссии о пользе или вреде мигрантов для экономики идут не только в США. Как заявляет канцлер Германии Олаф Шольц, Германия должна привлекать больше квалифицированных рабочих из-за рубежа и быстрее интегрировать вновь прибывших на рынок труда, чтобы помочь восстановить испытывающую трудности немецкую экономику. По данным Bloomberg, в ближайшие годы потенциальный рост производства в Германии, как ожидается, упадет ниже 0,4%, в основном из-за старения населения и сокращения численности рабочей силы.
«В мире нет страны, экономика которой в долгосрочной перспективе растет, а рабочая сила сокращается», – сказал Шольц. «Мы хотим, чтобы Германия оставалась растущей страной. Для этого мы создали закон об иммиграции», – сказал Шольц, имея в виду пакет правительственных мер, призванных помочь мигрантам быстрее выйти на рынок труда. Среди них – ослабление ограничений на языковые требования.
Увеличение приезжих в страны развитой экономики зачастую приводит к увеличению объема производства и производительности как в краткосрочной, так и в среднесрочной перспективе, признавали в Международном валютном фонде (МВФ). В частности, увеличение притока иммигрантов на один процентный пункт (п.п.) относительно общей занятости увеличивает объем производства почти на 1% к пятому году. «Это связано с тем, что местные работники и иммигранты привносят на рынок труда разнообразные навыки, которые дополняют друг друга и повышают производительность. Кроме того, даже небольшое повышение производительности благодаря иммиграции способствует росту среднего дохода местного населения», – указывали в фонде.
Однако в случае иммиграции людей в страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны такого положительного влияния роста производительности не наблюдается, подчеркивали в МВФ.
По данным Международной организации труда (МОТ), работники-мигранты могут способствовать омоложению рабочей силы в стране, которая их принимает, стимулировать предпринимательство, поддерживать работу систем соцзащиты и покрывать кадровые потребности. Также мигранты обеспечивают функционирование так называемых трудоинтенсивных отраслей. Так называют отрасли, где большая часть издержек направляется на зарплаты, а не на сырье или производственное оборудование. К таким отраслям относятся, например, сельское хозяйство и строительство.
Однако миграция не всегда бывает законной. Так, незаконное нахождение мигрантов на территории страны негативно влияет на экономику, так как в результате развиваются теневой сектор, демпинг зарплат, незаконное обращение денежных средств и неуплата налогов.
На российскую экономику трудовая миграция влияет слабее. Так, в Центробанке рассчитывали, что 1-процентное изменение притока мигрантов приводит к увеличению реального ВВП на 0,1%. При этом на заработную плату и уровень безработицы приток мигрантов значимого воздействия не оказывает, сообщали в ЦБ.
У российских чиновников, судя по всему, и довольно неоднозначное отношение к трудовой миграции. В конце прошлой недели вице-премьер РФ Марат Хуснуллин заявил, что нелегальной миграции в России больше не будет. «Мы будем работать по трудовым ресурсам, они нам нужны, но все это будет делаться абсолютно легально», – сказал он на встрече с премьер-министром Таджикистана Кохиром Расулзодой.
Тот, в свою очередь, отметил, что в Душанбе обеспокоены тем, что «увеличиваются факты недопуска, запрета на въезд и депортации граждан Таджикистана под широкой и расплывчатой формулировкой «обеспечение безопасности». При этом, по его словам, наблюдается тенденция увеличения запросов российских работодателей для направления таджикских трудовых ресурсов в РФ.
Еще в сентябре Марат Хуснуллин озвучивал, что одной только строительной отрасли не хватает 200 тыс. работников. И, по его словам, вопрос повышения производительности труда является одним из ключевых в решении проблемы дефицита кадров. «Перед нами стоит задача в ближайшие годы повысить производительность на 22%», – добавил вице-премьер.
В 2021 году Минстрой РФ оценивал дефицит кадров в строительстве в 1,2 млн рабочих. А вице-премьер РФ Марат Хуснуллин тогда заявлял, что в ближайшие несколько лет на российские стройки необходимо привлечь не менее 5 млн трудовых мигрантов. Тогда же он говорил, что Россия не сможет уйти от привлечения мигрантов, пока в стране сохраняется низкий уровень производительности труда.
Сейчас на фоне дефицита кадров в строительном секторе звучат предложения активнее привлекать работников из-за рубежа. Так, президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков заявил, что для работы на строительных площадках России предлагается активнее привлекать специалистов из Индии и Узбекистана. «У нас такая же работа ведется сейчас с Индией… Мы сейчас заинтересованы в том, …чтобы получать уже на стройку не разнорабочих, а получать реальных рабочих с подтвержденной квалификацией», – сказал он, говоря о пилотном проекте привлечения строительных специалистов из Узбекистана.
При этом сейчас, по его словам, практически 80% иностранной рабочей силы на стройплощадках России – это люди без строительной квалификации, то есть разнорабочие. Однако их объем не должен превышать 20%.
Параллельно с этим в начале октября в Госдуму внесли пять миграционных законопроектов, которые планируется принять до декабря. Проектами предлагается признать незаконное нахождение в России отягчающим обстоятельством при совершении преступления, а организацию незаконной миграции – особо тяжким преступлением; ввести внесудебную блокировку сайтов с предложением о предоставлении незаконных услуг в сфере миграции, ужесточить наказание за подделку документов и фиктивную регистрацию, а также запретить посредникам принимать экзамены на знание русского языка.
По данным МВД РФ на 1 сентября, в стране насчитывается около 6,1 млн иностранных граждан. Еще летом 2023 года их количество составляло 8,5 млн. Считается, что численность трудовых мигрантов снижается из-за того, что власти стали строже следить за их въездом и легче принимать решение о депортации. Не исключено, что их численность будет снижаться и дальше.
По мнению экспертов, основные плюсы от притока мигрантов – это снижение дефицита кадров и экономия расходов для работодателя. «Приток кадров из-за рубежа позволяет повышать производительность труда в стране, поскольку основная доля трудовых мигрантов – это молодые и работоспособные люди. К тому же труд мигрантов относительно дешев: от этого выигрывают как работодатели, так и конечные потребители товаров и услуг, ведь вынужденное повышение зарплат автоматически переносится в цену продукта», – рассуждала декан Финансового университета Екатерина Безсмертная. Впрочем, есть и минусы. Доцент Финансового университета Ольга Борисова выделяет среди них развитие теневого сектора, демпинг заработных плат, снижение налоговых поступлений в бюджет и нарушение закона при найме сотрудников с просроченными документами.