Интерес к крупным покупкам пока сохраняется. Фото РИА Новости
Во второй половине текущего года потребительские настроения и уверенность относительно своего материального положения у россиян заметно меняются. Оценки населением макроэкономической ситуации существенно ухудшились, сообщает Росстат (см. «НГ» от 18.09.24). Но в Центре конъюнктурных исследований Высшей школы экономики (ВШЭ) сообщают о наилучших показателях потребительской уверенности в третьем квартале за последние 10 лет. Эксперты ВШЭ считают, что при «галопирующем» росте доходов населения сложно говорить об ухудшении потребительского поведения населения. Тем не менее статистические данные говорят о постепенном замедлении потребительской активности россиян. Потребительская эйфория россиян будет сходить на нет, так как в целом спрос людей удовлетворен, дефицитных товаров нет, а значит, нет эффекта психологической отложенности покупок, рассуждают эксперты.
В Центре конъюнктурных исследований ВШЭ представили анализ потребительских настроений населения в третьем квартале, который базируется на ежеквартальных опросах 5 тыс. человек, проводимых Росстатом. Главный вывод экономистов – потребительская уверенность населения в третьем квартале почти в два раза превышает свой средний долговременный уровень. Рассчитываемый исследователями индекс потребительской уверенности (ИПУ) в третьем квартале составил минус 7%, что на 1 процентный пункт (п.п.) ниже, чем кварталом ранее. Но эксперты такое снижение не считают принципиальным. И объясняют его окончанием отпусков для большей части россиян.
Само значение индекса потребительской уверенности, по мнению экономистов, оказалось лучшим для всех третьих кварталов последнего десятилетия. «Например, во время автономного российского экономического кризиса в 2015 году в третьем квартале ИПУ опускался до отметки -24%, а в соответствующем квартале 2022 года (всего два года назад) он составлял -22%», – замечают в ВШЭ.
Кроме того, текущие изменения ИПУ можно интерпретировать как статистическую погрешность, так как оснований для снижения потребительских настроений по большому счету и нет, уверены ученые из ВШЭ. Так, среднемесячные начисленные зарплаты работников по итогам первого полугодия в годовом выражении увеличились на 18%. «Одновременно растут, только несколько меньшими темпами, реальные доходы и реальная оплата труда, а также постоянно увеличиваются и индексируются социальные выплаты», – замечают в ВШЭ. В частности, по итогам первого полугодия реальные располагаемые доходы населения увеличились на 8,1% в годовом выражении.
«При такой галопирующей динамике улучшения материального состояния гражданского общества, представляется маловероятным ухудшение потребительского поведения населения», – уверены эксперты. Не дают оснований для пессимистичных оценок уровня потребления, по их мнению, и перспективы роста российской экономики (на 3,6–3,9%) в этом году. Кроме того, суммарно свыше 14% участников опроса оценивают свое текущее материальное положение как очень «хорошее» и «хорошее». И это лучшее значение за все время проведения потребительских опросов, начиная с четвертого квартала 1998 года, подчеркивают исследователи. Более 70% респондентов оценили свое материальное положение как «нормальное».
Последние полтора года также улучшается динамика двух индикаторов ИНПУ: «благоприятность условий для крупных покупок» и «благоприятность условий для сбережений». Так, по итогам опроса третьего квартала значения показателей составили -18 и -20% соответственно. Однако еще в конце 2022 года данные значения фиксировались на отметках -32 и -35%. «Подобная динамика перечисленных показателей оценочно свидетельствует о том, что сегодня население России функционирует одновременно в двух моделях потребительского поведения – в потребительской и сберегательной. Правда, сберегательная модель – это в основном прерогатива высокодоходного и среднедоходного населения. А наблюдаемый в последнее время интенсивный рост доходов населения, включая заработную плату и социальные выплаты, стимулирует домашние хозяйства к приобретению крупных покупок», – замечают в ВШЭ.
Исследователи также обращают внимание на тот факт, что потребительская уверенность отличается в различных возрастных категориях. Наиболее оптимистично настроены относительно своего будущего россияне в возрасте 16–29 лет. При этом их оптимизм оказался лучшим результатом за последние 10 лет для этой группы.
В ВШЭ резюмируют: «Исходя из изложенных факторов с полным основанием можно утверждать, что, по крайней мере, в настоящее время нет фундаментальных экономических причин для разворота позитивного тренда в потребительском поведении населения».
С подобными выводами, впрочем, согласны не все. В Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) ранее замечали, что, несмотря на то что потребление населения в целом продолжает расти, однако динамика этого роста замедляется. Если в апреле прирост потребительских расходов составлял +1,2%, а в мае +0,7%, то в июне всего +0,2%, в июле +0,4% (сезонность устранена). По их данным, замедление имеет практически фронтальный характер. В меньшей степени оно коснулось неэластичных к доходам продаж продовольствия. В наибольшей – высокочувствительных к динамике доходов непродовольственных товаров и платных услуг.
Согласно расчетам ЦМАКП, в июне 2024 года рост реальной заработной платы приостановился. В первом квартале этого года реальные зарплаты росли в среднем за месяц почти на процент (+0,9%). В июне же реальные зарплаты даже снизились (-0,4%), отмечается в отчете ЦМАКП. При этом свои расчеты они приводили в процентах к среднеквартальному значению 2018 года (см. «НГ» от 18.09.24).
Минэкономразвития оценивает потребительскую активность на основе показателя «суммарный оборот», который агрегирует данные по объему розничной торговли, платных услуг населению и оборота общественного питания. Этот показатель также замедляется с конца зимы. Так, в июле суммарный оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг населению вырос на 5,4% в годовом выражении – после роста на 5,7% в июне, на 6,6% в мае, на 7,3% в апреле, на 8,5% в марте и почти на 10% в феврале.
Динамика потребительского поведения зависит не только от роста доходов, рассуждает директор департамента «ИВА Партнерс» Артем Тузов. «Это также индикатор уверенности в завтрашнем дне. А высокая ключевая ставка, которая приводит к росту ставок кредитов, говорит гражданам, что в будущем позволить себе высокие траты, в том числе в кредит, население уже не сможет. Ситуация с отменой льготных ипотечных программ также закрыла населению возможность «относительно дешево» покупать недвижимость», – говорит он.
Последние результаты опроса Центробанка показывают, что жесткая денежно-кредитная политика (ДКП) влияет на домохозяйства, заставляя их уменьшать расходы, соглашается научный сотрудник лаборатории структурных исследований Президентской академии Владимир Еремкин. «Люди стали больше экономить и реже брать кредиты. В июле 2024 года количество выданных кредитов физлицам снизилось почти на четверть по сравнению с июнем», – сообщает он.
«Потребительское поведение россиян действительно радует уже продолжительный интервал времени, что подстегивает развитие многих направлений бизнеса, где с введением санкций освободились новые ниши. Однако общая эйфория будет снижаться. Во-первых, в целом спрос населения во многом удовлетворен, дефицитных товаров нет, а значит, нет эффекта психологической отложенности покупок. Во-вторых, цены растут, инфляция высокая, денег может не хватать, при этом кредитование, по сути, остановилось. А ведь многие годы доступное потребительское кредитование сформировало привычные паттерны поведения, когда человек свой спрос удовлетворял очень быстро. Но сейчас люди начинают вести себя иначе», – объясняет директор по работе с клиентами «Альфа-Капитал» Анна Гондусова.
По данным ЦБ на август 2024 года, потребительские настроения в стране ухудшились, говорит доцент Финансового университета Петр Щербаченко. Причин он видит несколько. «Люди больше сохраняют средств, особенно с ростом ключевой ставки ЦБ РФ до 19% и возможным ростом еще в октябре этого года. Объем депозитного портфеля физлиц в первой половине 2024 года составил 49,8 трлн руб. Объем увеличился на 4,8 трлн руб. с начала года, что в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период 2023 года», – поясняет он.