Потребление электроэнергии в России становится все дороже. Фото с сайта www.rossetimr.ru
Суммарные платежи населения за коммунальные услуги наши власти будут увеличивать беспрецедентными темпами. Через год жилищные счета для каждого россиянина вырастут почти на 23% по сравнению с первой половиной текущего года. А цель трехлетнего плана правительства – поднять коммунальные платежи на 36%. Аномально высокие темпы повышения коммунальных платежей явно не соответствуют формуле «инфляция минус», о которой еще недавно рассказывали в правительстве РФ. Теперь рост регулируемых тарифов больше соответствует новому правилу – «полторы инфляции».
График резкого повышения тарифов на ближайшие годы правительство опубликовало в новом «Прогнозе социально-экономического развития РФ на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов».
Однако в отличие от точно непредсказуемых макроэкономических параметров новый график повышения всех регулируемых тарифов точнее будет называть не прогнозом, а планом. Поскольку график подъема всех тарифов утверждается и реализуется административными решениями чиновников.
Российское правительство поднимает цены на товары и услуги по списку «регулируемых видов деятельности в инфраструктурном секторе». В этот список попадают грузовые и пассажирские перевозки по железным дорогам, услуги по транспортировке газа и электроэнергии, а также цены самого газа и электроэнергии и совокупный платеж населения за коммунальные услуги.
На первый взгляд может показаться, что граждан напрямую затронет только повышение коммунальных тарифов. Но на самом деле все инфраструктурные и транспортные услуги в стране также оплачивают граждане – через конечные цены на все потребляемые ими товары и услуги.
Так, например, цену передачи электрической энергии по сетям единой энергосистемы решено поднять к лету 2027 года почти на 40% (по отношению к уровню первой половины 2024 года). И это повышение будет также оплачено гражданами – напрямую или через цены других товаров и услуг.
Также почти на 40% власти решили увеличить и «совокупный платеж граждан за коммунальные услуги». Точнее, этот совокупный платеж увеличится на 23% уже в следующем году по отношению к первой половине 2024 года. А летом 2027 года накопленное увеличение «совокупного платежа граждан за коммунальные услуги» составит около 36%.
Заметим, что такой темп повышения коммунальных платежей существенно превышает фактический и ожидаемый уровень инфляции, а также темпы повышения пенсий и зарплат. Так, накопленная инфляция с начала 2024 года до конца 2027 года должна составить, по планам правительства, чуть больше 23%. И запланированное повышение цен на коммунальные услуги превысит этот накопленный уровень инфляции в полтора раза.
«В регуляторике и контрольно-надзорной деятельности ФАС России придерживается системы тарифообразования по принципу «инфляция минус», которая позволяет не допускать индексации платежа граждан больше, чем на величину инфляции», – утверждал замруководителя Федеральной антимонопольной службы РФ Виталий Королев. Однако новые планы правительства показывают, что тарифообразование по принципу «инфляция минус» выброшено в корзину. И теперь правительство будет увеличивать тарифы с опережением инфляции примерно в полтора раза. При этом разгон общей инфляции в стране за счет опережающего увеличения государственных тарифов важным фактором теперь не считается. Факт запланированного обнищания десятков миллионов пенсионеров из-за опережающего роста коммунальных тарифов также решающим фактором для чиновников теперь не является.
Хроническое недофинансирование государством коммунальной инфраструктуры российские власти теперь решили компенсировать за счет семейных бюджетов россиян. Этот новый подход сформулирован чиновниками следующим образом: в период 2025–2027 годов при утверждении тарифов в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения для ресурсоснабжающих организаций будет сформирована дополнительная выручка под реализацию инвестиционных программ и проектов по модернизации коммунальной инфраструктуры (дополнительно 1,5% к выручке ежегодно). При этом в правительственном прогнозе сохраняется вполне бессмысленная отсылка к ориентирам уровня текущей инфляции: «в 2025 году индексация совокупного платежа граждан будет формироваться от прогнозируемой инфляции и темпов изменения цен (тарифов) в сфере газоснабжения и в электроэнергетике». Но зачем сохранять упоминание инфляции, если тарифы будут расти быстрее в полтора раза среднего роста цен ради обеспечения дополнительной выручки монополий?
Примечательно, что в условиях избыточного предложения природного газа внутри страны из-за ограничений экспорта наши власти решились на опережающее повышение всех газовых тарифов. При этом подъем цен на товар, который имеется у нас в явном избытке, чиновники объясняют президентской программой социальной газификации.
«С целью обеспечения надежности поставок природного газа всем категориям потребителей, а также продолжения реализации программ социальной газификации и соединения новых регионов с Единой системой газоснабжения индексация в 2025 году оптовых цен на газ для всех категорий потребителей будет проведена на уровне 10,3%», – формулируют чиновники Минэкономразвития. Для обеспечения равномерности распределения налоговой нагрузки между промышленными потребителями газа дополнительно на 11% будут повышены оптовые цены только для организаций электроэнергетики и предприятий ЖКХ.
Следом за обоснованием повышения цен на природный газ внутри страны правительственные чиновники объясняют опережающий рост цен на электроэнергию. «В 2025 году в связи с корректировкой прогнозного уровня инфляции и темпов индексации оптовых цен на газ для всех категорий потребителей, а также реализацией крупных инвестиционных проектов в электроэнергетике, прогнозный рост конечной цены на электрическую энергию составит 12,6% для населения», – определено в новом официальном трехлетнем прогнозе.
Заметим, что состоявшееся в июле 2024 года повышение коммунальных тарифов примерно на 10% вызвало лишь недовольный ропот населения и прессы в некоторых регионах (см. «НГ» от 11.08.24). А в Счетной палате ранее сообщали, что за последние 10 лет доля домохозяйств с низкими доходами, участвующих в программе адресной социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, сократилась в России с 12% в 2012 году до 4,3% в 2023-м. В ведомстве предлагали разработать методику, позволяющую учитывать способность домохозяйств оплачивать коммунальные услуги при установлении предельных индексов в среднем по субъектам РФ, чтобы четко определиться, кто нуждается в данной поддержке в разных сценариях изменения ситуации с тарифами.
«После повышения коммунальных тарифов граждане начали получать платежки за июль уже с новыми суммами. А мы начали получать поток жалоб. Средний рост тарифов по стране и так безумный – почти 10%. Но правительство еще и разрешает повышать эти значения, в итоге в некоторых регионах рост еще выше… В итоге расходы граждан на услуги ЖКХ увеличились на 1–2 тыс. руб. в месяц и больше», – жаловались прошлым летом некоторые руководители думских фракций.