В правительстве РФ уверены, что без соглашения ОПЕК+ в мире разразился бы энергетический кризис. Фото Reuters
На 2 октября запланировано онлайн-заседание мониторингового комитета ОПЕК+, на котором представители крупнейших поставщиков нефти оценят ситуацию на рынке. В преддверии заседания котировки Brent лихорадило из-за новостей об эскалации конфликта на Ближнем Востоке. Сделанные в западной прессе намеки на готовность Саудовской Аравии к демпингу пока не получили ни однозначного подтверждения, ни стопроцентного опровержения. Но реакция на такие предположения все же последовала – от российского правительства в лице вице-премьера Александра Новака. Если проводить аналогию, то описанная им логика принятия решений напоминает шахматную игру: иногда приходится жертвовать пешкой – определенной долей рынка, – но лишь для того, чтобы затем, наоборот, занять более выгодную позицию.
В первый день октября котировки Brent раскачивались из стороны в сторону с небывалой скоростью. Сначала у многих наблюдателей случилось дежавю: котировки опустились ниже 70 долл. за баррель, напомнив ситуацию начала сентября (см. «НГ» от 11.09.24). Но после этого на фоне новостей о дальнейшей эскалации конфликта на Ближнем Востоке Brent рванула вверх, приблизившись в моменте почти к 75 долл. за баррель. За несколько часов разница между минимальным и максимальным значением торгов достигла примерно 5 долл., почти 7% – для одного дня существенные колебания. На нефтяном рынке нервозно.
В среду, 2 октября, должно состояться заседание мониторингового комитета ОПЕК+. Это мероприятие было запланировано давно, но с каждым днем оно все актуальнее. Как ожидается, заседание будет посвящено обсуждению ситуации на рынке с учетом предстоящего постепенного увеличения нефтедобычи альянсом. Напомним, изначально альянс должен был приступить к постепенному увеличению нефтедобычи в октябре, затем это смягчение ограничений перенесли на декабрь. Как напоминают аналитики, обычно мониторинговый комитет не принимает никаких решений, однако он дает рекомендации о том, стоит ли, и если да, то как, корректировать параметры соглашения.
И конечно, главными стали две прямо противоположные версии о том, как будут действовать ключевые поставщики нефти. Либо в ОПЕК+ начнут продвигать идею, что даже в декабре еще рано переходить к увеличению добычи, потому что нефтяные цены слишком волатильны и не достигли приемлемой для всех поставщиков отметки.
Либо возобладает стремление отвоевать наконец-то упущенные доли рынка, даже несмотря на то, что увеличение нефтедобычи чревато как раз снижением нефтяных котировок. Такую версию ранее уже вбросили в западной прессе некоторые источники, намекнув якобы на готовность Эр-Рияда приступить, если называть вещи своими именами, фактически к демпингу. Главная упущенная ниша Саудовской Аравии – это та часть китайского рынка, которую сумела занять, укрепив свои позиции, Россия (см. «НГ» от 29.09.24).
«По моему мнению, распространение в СМИ информации о возможности возвращения доли рынка Саудовской Аравией не соответствует изначально принятой стратегии альянса, нацеленной на регулирование баланса спроса и предложения нефти на мировом рынке. Кроме того, страна реализует экономические реформы, направленные на диверсификацию экономики и снижение зависимости от нефтяных доходов», – сказала «НГ» доцент Института экономики, математики и информационных технологий Президентской академии Тамара Сафонова. Так что предполагаемый рост добычи не вписывается в концепцию самого альянса.
Вице-премьер Александр Новак отреагировал на предположения, что Саудовская Аравия может приступить к демпингу. Фото Reuters |
Пока что однозначного ни подтверждения, ни опровержения версии про демпинг не поступало. Однако определенная реакция на такие гипотетические рассуждения все же последовала.
Как рассказал в интервью для телеканала Al Arabiya вице-премьер Александр Новак, страны ОПЕК+ действительно целенаправленно, но, что важно – временно, уступают свою долю на рынке. Делается это для того, чтобы предотвратить возможный на горизонте пяти лет дефицит предложения.
«Мы сокращаем свои объемы, понимая, что сейчас мощностей в мире больше, чем потребностей… Но мы смотрим вперед: не на сегодняшний день, а на будущее… Через пять лет, возможно, дефицит будет на рынке предложения», – сказал он. Поэтому, как пояснил Новак, «важно, чтобы отрасли энергетики в странах-экспортерах развивались, чтобы инвестиции продолжали осуществляться».
А для этого нужны сбалансированные цены, которые удовлетворят и экспортеров, и импортеров. Не слишком низкие, не слишком высокие – такие, которые не обрушат спрос покупателей, но все же помогут поставщикам окупить свои вложения. Такой баланс, по уточнению Новака, наступает примерно при 80 долл. за баррель.
Тот же ориентир вице-премьер ранее называл комфортным и непосредственно для российского бюджета. Хотя на самом деле, как теперь уточнил Новак, Россия в состоянии пережить любые цены на нефть, в том числе длительный период низких котировок. «В целом стратегически у нас идет снижение зависимости нашей экономики от углеводородов, от нефти, от газа. Если раньше доходы бюджета составляли более 50% от продажи на экспорт энергетических ресурсов, то сейчас они менее 30%», – напомнил вице-премьер.
Комментируя статью Financial Times о том, что Саудовская Аравия может отказаться от неофициального ориентира цены на нефть в 100 долл. за баррель, Новак в интервью Al Arabiya напомнил, что в целом соглашение ОПЕК+ действует до конца 2025 года, и Россия исходит из существующих договоренностей. «Зачем нам гадать? Мы сотрудничаем, у нас есть соглашение. Мы продолжаем работать, исходя из тех реалий, которые на сегодняшний день есть», – пояснил он.
И особо Новак еще раз указал на то, что сделка ОПЕК+ доказывает свою эффективность. Без нее рухнули бы многие предприятия, начался бы мировой энергетический кризис. Благодаря же сделке поставщикам удается, по словам вице-премьера, «сглаживать синусоиду волатильности».
Эксперты в основном согласны с тезисом об эффективности, впрочем, главное условие такой эффективности – именно согласованность действий и принимаемых мер. «Россия остается ключевым игроком ОПЕК+ и выполняет важную организационную роль, объединяющую участников соглашения», – считает эксперт компании «БКС Мир инвестиций» Евгений Миронюк. «Суть альянса в том, чтобы никто не имел избыточного влияния на рынке нефти», – уточнил Климентьев.
Между тем, хоть пока нет ясного понимания, какую все-таки игру затеял (если, конечно, затеял) Эр-Рияд, России буквально уже сейчас, с октября, предстоит вновь начать сокращать свою нефтедобычу. Для стран, которые в первом полугодии 2024-го допустили превышение уровней добычи сверх достигнутых в рамках ОПЕК+ договоренностей (а это Ирак, Казахстан и Россия), действует график компенсаций недосокращенных объемов.
Согласно установленному графику, в октябре РФ должна досократить добычу нефти еще на 10 тыс. барр. в сутки (б/с). В ноябре объем компенсации составит 30 тыс. б/с. После чего Россия должна будет вернуть свои «долги» по снижению добычи в течение марта–сентября 2025 года. Таким образом, всего к концу сентября 2025-го страна должна досократить нефтедобычу на 480 тыс. б/с, сообщали информагентства.