0
3371
Газета Экономика Печатная версия

23.09.2024 20:19:00

Утечки персональных данных могут угрожать даже жизни

Россиян, оставляющих в Сети свои сведения, пытаются киберзащитить

Тэги: законопроект, ответственность за утечку персональных данных, киберзащита, градация утечек, ушерб


законопроект, ответственность за утечку персональных данных, киберзащита, градация утечек, ушерб Главе Минэкономразвития Максиму Решетникову и главе Минцифры Максуту Шадаеву предстоит найти баланс в вопросах киберзащиты населения. Фото РИА Новости

Законопроект, предусматривающий ужесточение ответственности за утечку персональных данных, который приняли в первом чтении, а затем как будто положили под сукно, не забыт. Во-первых, в проект, призванный ужесточить ответственность, готовятся нормы, допускающие некоторое смягчение. Во-вторых, в правительстве предложили градацию утечек с точки зрения ущерба. Наносится ли он только имуществу? Или здоровью и даже жизни? Часть экспертов опасаются, что доказать ущерб от конкретной утечки будет непросто, ведь сегодня почти все предоставляют свои данные почти всем.

О том, как в профильных ведомствах продвигается работа над законопроектом, призванным ужесточить ответственность за утечку персональных данных, подробно рассказал один из его авторов, сенатор Артем Шейкин.

Речь идет о законопроекте, который был внесен в Госдуму в декабре 2023-го, а затем принят в первом чтении в январе 2024-го. Он предписывал, что если утечка коснется от 1 тыс. до 10 тыс. субъектов, то штраф для юридических лиц должен составить от 3 до 5 млн руб.; если утечка затронет от 10 тыс. до 100 тыс. субъектов, то штраф должен вырасти до 5–10 млн руб., а при охвате более 100 тыс. субъектов он должен достичь 10–15 млн руб.

За повторные утечки предлагались оборотные штрафы. Для граждан в размере от 400 тыс. до 600 тыс. руб., для должностных лиц – от 2 млн до 4 млн руб., а в отношении юридических лиц предусматривался оборотный штраф – от 0,1% до 3% выручки за календарный год или за часть текущего года, но не менее 15 млн руб. и не более 500 млн руб.

Для сравнения: в действующем законодательстве максимальный размер штрафа для юридических лиц составляет до 100 тыс. руб., а при повторном совершении административного правонарушения – до 300 тыс. руб.

Одновременно с этим проект предполагал и уголовную ответственность за использование, передачу, сбор и хранение персональных данных, полученных незаконным путем, а также за создание информационных ресурсов, распространяющих такие данные. «Максимальный срок лишения свободы – до 10 лет. Справедливое наказание за преступление, которое может в буквальном смысле разрушить жизнь человека», – пояснял председатель Госдумы Вячеслав Володин.

Но второго чтения так и не последовало. Летом на Петербургском международном экономическом форуме председатель комитета ГД по информационной политике Александр Хинштейн – тоже один из авторов проекта – рассказал журналистам об ожиданиях, что предложенные поправки в законодательство все же примут до конца этого года. Правда, сами эти изменения, как стало понятно, тоже уже подвергаются изменениям: ужесточения пытаются смягчить.

Для этого компаниям-операторам персональных данных нужно соблюсти специальные процедуры. В частности, как теперь рассказал ТАСС Шейкин, ссылаясь на предложения, описанные в письме министра цифрового развития Максута Шадаева, оператор должен осуществлять ежегодные расходы на мероприятия по обеспечению информационной безопасности не ниже определенного размера, произвести денежные выплаты пострадавшим от утечки гражданам, а также подтвердить соблюдение требований к защите персональных данных при их обработке в соответствующих информационных системах.

Это письмо было не единственным. Шейкин пересказал журналистам подробности и о другом предложении, поступившем от ведомства Максима Решетникова. Минэкономразвития предлагает обсудить структуру критериев, или, проще говоря, градацию, для определения степени того вреда, который в ходе утечек наносится «субъектам персональных данных» – гражданам.

Так, по словам сенатора, наиболее критичным предлагается считать причинение вреда жизни и здоровью гражданина. Речь идет о таких данных, которые позволяют идентифицировать лицо по биологическим характеристикам, например, сканы документов, удостоверяющих личность, фото- и видеоматериалы, и сведения об адресах проживания и работы гражданина.

Далее в порядке убывания критичности, по словам Шейкина, идут причинение вреда имуществу гражданина (данные о счетах, пароли и логины учетных записей, связанных с имуществом), причинение морального вреда (данные о состоянии здоровья, сведения личного характера) и персонализированный маркетинг – данные об истории покупок, спам-звонки.

«НГ» ранее уже писала о том, что список атакуемых киберпреступниками сфер в России расширяется, что заказчиками атак становятся в том числе иностранные госструктуры и что все это может потребовать создания особой линии киберобороны (см. номер от 02.09.24). Так что сама по себе попытка подойти к киберзащите населения системно видится верным решением проблемы. Но, как и всегда, часть экспертов указывают на опасения, связанные с тонкостями реализации конкретных положений.

Как рассказала «НГ» руководитель направления группы компаний «Солар» Елена Черникова, возникают вопросы относительно сценариев определения фактов утечек и доказательства того, что конкретный ущерб был причинен конкретному гражданину в результате «потери» данных оператором конкретной информационной системы.

Сегодня многие вынуждены предоставлять свои персональные данные самым разным организациям: работодателям, банкам, медицинским учреждениям и т.д. При этом некоторые граждане вполне могут стать, допустим, случайными участниками чьих-либо фото- и видеосъемок на массовых мероприятиях. Наконец, часть интернет-пользователей абсолютно добровольно выкладывают разнообразную информацию о себе в соцсетях. Так что де-факто, как говорит Черникова, «круг операторов персональных данных, подпадающих под подозрение, становится практически безграничным».

«В случае громких утечек данных, как это время от времени происходит у крупных операторов, иск может быть подан на основании самого факта», – пояснила она. А если громких утечек не произошло? Как тогда установить источник информации, если, например, спамеры названивают пользователю или мошенники выманивают деньги у пожилого родственника, сообщая личные данные? «В таком случае сложно определить, откуда была получена информация, – предупредила Черникова. – Если утекла структурированная база данных, автоматизированный мониторинг может помочь, но если данные похищены без публичных следов, механизм остается неясным».

За утечки чувствительной информации обычно отвечают две категории нарушителей: внешние, это хакеры и используемое ими вредоносное программное обеспечение, и внутренние – сотрудники организации. И ответ на вопрос, с кем из них бороться труднее, вовсе не однозначен.

«По нашей экспертной оценке, персональные данные в коммерческих организациях и в государственных информационных системах остаются «любимым» видом информации, выводимой за периметр организации сотрудниками-нарушителями», – обратила внимание Черникова. А это, как сообщают эксперты, может быть кто угодно: менеджеры отделов снабжения, бухгалтеры, финансисты, секретари, помощники руководителей и т.д.

Хотя, как считает соруководитель практики защиты прав инвесторов юридической компании «Интерцессия» Анастасия Чумак, идея классифицировать утечки персональных данных с точки зрения их вреда осуществима. «Как это контролировать? Первое – нужно создать классификационную систему: требуется разработка четкой системы, где каждый тип утечки будет оцениваться по уровню риска и потенциальному ущербу. Второе – нужна регулярная оценка рисков: проведение аудитов для выявления уязвимостей в системах хранения и обработки данных. Третье – нужно обучать и повышать осведомленность сотрудников с целью уменьшения рисков утечек данных», – пояснила она.

В итоге перечисленные сложности, а также вполне осязаемая угроза для конкретных крупных компаний получить большой штраф за недоказуемый в ряде случаев ущерб как раз и могли стать причиной небыстрого продвижения законопроекта по коридорам власти. И именно все это, как можно предполагать, потребовало затем некоторой обтекаемости ответственности за утечки – смягчений.

«Долгое рассмотрение пакета законопроектов связано со сложностью регулирования цифровой экономики. Идет поиск баланса между обеспечением безопасной цифровой среды и поддержанием динамичного развития экономики. Резкое усиление ответственности за утечки может затормозить динамичное развитие IT-отрасли. А без последнего мы не получим зрелые продукты и сервисы – основу технологического суверенитета нашей страны», – пояснила руководитель IT-подразделения агентства «Полилог» Людмила Богатырева.

Тем более что несколько оборотных штрафов подряд вполне могут обанкротить компанию. И это может стать еще и инструментом манипуляций на рынке. «Недобросовестные конкуренты могут спровоцировать утечки, используя сотрудников компании, которая мешает их бизнесу», – не исключила Богатырева.

«Законопроект об ответственности за утечки персональных данных, прошедший первое чтение, подразумевал крайне серьезные последствия, такие как безвиновная ответственность и крупные штрафы для компаний. С подобным подходом бизнес и эксперты отрасли не смогли согласиться, представленная на обсуждение версия документа влекла за собой значительные риски наложения штрафов даже в случае невиновности компании. Что и привело к тому, что законопроект до сих пор не принят», – комментирует замгендиректора Центра стратегических разработок Екатерина Кваша. Хотя саму целесообразность идеи законопроекта по усилению мер ответственности за утечки никто, конечно, не оспаривает.

В итоге рубить сплеча – тоже, как можно судить, не лучшая стратегия: можно ввести какие угодно огромные штрафы, «убить» при этом некоторых участников рынка и все равно не решить проблему с утечками.

И конечно, пока преждевременно делать окончательные выводы о слабых и сильных сторонах законопроекта. «Говорить о каких-то смягчениях пока рано, потому что обновленный документ до сих пор не представлен, официально он нигде не размещен», – отметила Кваша.

Как сообщили «НГ» в пресс-службе Минэкономразвития, министерство поддерживает необходимость усиления мер ответственности за нарушение законодательства о персональных данных.

«Важно помнить, что персональные данные – это неотъемлемая часть работы организаций во всех отраслях экономики, поэтому предложения по регулированию должны учитывать различные факторы, и в целом последствия необходимо просчитывать более комплексно», – пояснили в ведомстве.

«Доработанный законопроект в Минэкономразвития в установленном порядке не поступал, – сообщили также в пресс-службе. – Вместе с тем считаем, что вопрос классификации определения степени вреда вследствие утечки персональных данных должен обсуждаться в том числе с привлечением представителей операторов персональных данных». 


Читайте также


Цифровизация КоАП не обойдется без проблем

Цифровизация КоАП не обойдется без проблем

Екатерина Трифонова

На примере судов техническая оснащенность других госорганов тоже вызывает сомнения

0
2109
Муниципальную реформу опять подвесили

Муниципальную реформу опять подвесили

Иван Родин

В условиях СВО принято политическое решение – стабильность важнее денег

0
4405
Госдума проламывает закон о защите школ от детей мигрантов

Госдума проламывает закон о защите школ от детей мигрантов

Иван Родин

0
3099
Иноагентов переквалифицируют в политических шпионов

Иноагентов переквалифицируют в политических шпионов

Иван Родин

Уголовный кодекс будет широко трактовать понятие деятельности против безопасности РФ

0
3971

Другие новости