В современных станциях метро массово применяются алюминиевые решения. Фото пресс-службы компании «Албес»
Недавно в Москве была открыта целая новая ветка метро – Троицкая. Это уже 16-я линия столичной подземки. В общей сложности за 14 последних лет в мегаполисе построено и реконструировано 119 станций метрополитена, в стадии строительства – еще 11. Подземный транспорт является важнейшей частью городской инфраструктуры, при этом московское метро являет образцы архитектурного искусства и примеры применения множества передовых технологий и материалов. Так, неотъемлемым элементом столичной подземки стал алюминий, примеру Москвы следует и метро Санкт-Петербурга.
Выдающийся успех
Запуск в сентябре Троицкой линии метро стал одним из ключевых транспортных достижений столицы этого года. Первый ее участок из четырех станций («Новаторская», «Университет Дружбы Народов», «Генерала Тюленева» и «Тютчевская») длиной 8,3 километра позволит улучшить транспортное обслуживание более 800 тыс. человек и снизить нагрузку на Калужско-Рижскую и Сокольническую линии метрополитена, а также на прилегающую улично-дорожную сеть: Ленинский проспект, проспект Вернадского, Профсоюзную улицу.
«И для Москвы, и для тех, кто приезжает в Москву, очень важно развитие транспортной инфраструктуры, важнейшим компонентом которой, безусловно, является метро. Москва делает выдающиеся успехи в сфере метростроения, отметил он», – сказал на открытии новой линии президент Владимир Путин. А мэр Москвы Сергей Собянин отметил, что особое внимание было уделено архитектуре новых станций.
119 станций метро построено и реконструировано в Москве почти за 14 лет, сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов.
На Троицкой линии планируют в ближайшее время запустить движение еще на нескольких станциях. В сентябре также открылась новая станция – «Потапово» – на соседней Сокольнической линии. Сейчас в стадии строительства находятся еще 11 станций на трех ветках – Троицкой ветке, Рублево-Архангельской и Кольцевой. На этапе проектирования на данный момент – 19 станций метро.
Инновации вышли из метро
Московское метро – это не только километры путей и сотни станций, являющиеся главным элементом транспортной связности мегаполиса для миллионов его жителей и гостей. «В столичной подземке первой в России реализуются множество архитектурных, дизайнерских, технологических новаций. Одна из них связана с внедрением алюминиевых решений. Московский метрострой вообще стал одним из первых направлений строительства, где стали широко применяться отделочные материалы из алюминия, и теперь для современных станций метро это одно из самых востребованных решений», – говорит директор компании РУСАЛ по развитию рынков Евгений Васильев.
«Ставка властей на новые современные решения и материалы при реализации масштабных инфраструктурных проектов помогает частным компаниям развивать технологии и обрабатывающие мощности в интересах всего рынка. Применение алюминия при строительстве станций московского метро – прекрасный пример такой синергии. В России несколько крупных компании создали технологии и производство отделочных материалов высокого качества из алюминия для обеспечения московского метростроя. Разработанные конструктивные решения позволили реализовать не только архитектурные замыслы, но и выполнить требования, связанные с вопросами эксплуатации такой сложной системы, как московское метро», – рассказал руководитель проекта Алюминиевой ассоциации Марат Жихарев.
«Эпизодически алюминиевые изделий для облицовки станций метрополитена использовали давно, но первое массовое применение алюминиевых трехслойных панелей с сотовым заполнением – это станция метро «Деловой Центр», открытая в 2014 году», – рассказал Иван Белоусов, заместитель руководителя проектно-конструкторского отдела «ГК АСП» (входит в «Албес»), крупнейшего поставщика алюминиевых материалов для строительства станций.
С тех пор применение алюминия в строительстве станций стало по настоящему массовым, продолжает Иван Белоусов: только компания «Албес» поставила алюминиевые материалы для 80 станций, в частности, они использовались для отделки 25 из 31 станции Большой кольцевой линии. Будут применены они и в пяти строящихся новых станциях – «Коммунарка», «Столбово», «Корниловская», «ЗИЛ», «Крымская».
На разных станциях применяются разные алюминиевые решения, но для станции средних размеров – два вестибюля, два эскалаторных наклона, стены и потолок платформы, выполненные с облицовкой трехслойными алюминиевыми панелями с сотовым заполнением – требуются в среднем 7000 кв. м облицовки из алюминия, рассказал Иван Белоусов.
Вслед за столицей новейшие решения приходят в другие крупные города: так, все современные станции в Санкт-Петербурге строятся с применением алюминиевых отделочных материалов, добавил он.
Из алюминия, как правило, выполняются те элементы станций, которые находятся вне зоны прямой досягаемости пассажиров – в первую очередь это потолки и стены платформенных участков и эскалаторных наклонов (зоны облицовки, непосредственно контактирующие с людьми – например, колонны – выполняются из более вандалостойких, но и значительно более тяжелых материалов, чем алюминий).
Красочный фасад «Мичуринского проспекта» изготовлен из сотовых алюминиевых панелей. Фото пресс-службы компании «Албес» |
Для оформления вестибюлей и прикассовых зон поставляются реечные кубообразные системы и модульные потолки грильято ячеистого типа. Кроме того, для оформления потолков часто применяются перфорированные алюминиевые панели. Из алюминия сделаны водозащитные зонты и стеновые трехслойные панели с сотовым заполнением.
«На станциях глубокого заложения из алюминия делают водозащитные зонты, – привел пример Иван Белоусов. – Ранее данные элементы представляли собой многослойную конструкцию на металлокаркасе, которую нужно было штукатурить и красить. Сейчас строительная задача упростилась – на каркас накидывается алюминиевая панель с отбортовкой. С обратной стороны это водоотводящий зонт, с лицевой – декоративный свод, который видят посетители станции».
Вот несколько примеров алюминиевых решений, которые можно увидеть в московской подземке. Так, на станции «Марьина Роща» в торцах центрального зала платформы установлены массивные полукупола, сделанные из весьма толстого (5 мм) алюминия. На станции «Мичуринский Проспект» красочный фасад главного наземного сооружения изготовлен из сотовых алюминиевых панелей с картинами, нанесенными методом сублимации. На станции «Лефортово» в промежуточном эскалаторном зале есть алюминиевый купол, расписанный вручную художниками.
Иван Белоусов перечислил причины востребованности этого металла в строительстве метро. Он не генерирует и не реагирует на магнитные поля, что важно для инфраструктурных транспортных объектов. Алюминий прост в обработке, имеет хорошую адгезию с клеящими составами – на его основе можно сделать разные типы финишных покрытий. Алюминиевые решения существенно продлевают жизненный цикл эксплуатируемого объекта, что позволяет сократить бюджет на обслуживании здания. Кроме того, производство такой продукции отвечает принципам экологической ответственности – алюминий может перерабатываться бесконечное количество циклов без потери первоначальных свойств.
Повышенная коррозионная стойкость изделий защищает объекты в коррозионных средах, вблизи грунтовых вод и постоянной грязи и слякоти, сократить финансовые затраты на техническое обслуживание объектов, закупку средств обработки и обучение персонала уходу за отделкой. Панели из алюминия обладают стойкостью к химическому и абразивному воздействию. Внедрение металлической отделки в метро повышает долговечность и надежность конструкций при эксплуатации в экстремальных условиях – смене температур, вибрационных и ветровых нагрузки, сейсмических и температурно-климатических воздействиях, динамическом влиянии оборудования и транспорта.
комментарии(0)