Иллюстрация Pixabay.com
Методы злоумышленников становятся все изощреннее. При этом одним из самых массовых способов обмана по-прежнему остается телефонное мошенничество, в том числе через мессенджеры. Обзвоны происходят в отношении клиентов многих банков. В России в том числе известны и стали публичными случаи хищения сбережений у звезд эстрады и высокопоставленных персон ― сценарий аферистов и в этом случае начинается со звонка.
Гендиректор АНО «Белый интернет», директор Центра цифровой экономики и финансовых инноваций МГИМО МИД России, член СПЧ при президенте РФ Элина Сидоренко сообщила, что современные атаки становятся все более «психологизированными», новые технологии обмана появляются практически ежедневно.
По мнению Сидоренко, в этом случае рынок активно работает на предупреждение преступлений такого рода, прививая населению азы цифровой гигиены.
«Тенденция лишний раз подтверждает необходимость как на уровне банков, так и общественных организаций вести постоянный диалог с людьми, объясняя им основы их безопасности в сети, предупреждая возможное совершение преступлений. В этой части банки делают много. В частности, Сбербанк подготовил обобщение всех существующих на сегодня мошеннических схем (на сайте «Кибрарий». – «НГ»)», ― рассказала Элина Сидоренко.
Сидоренко также отметила, что клиенты крупных банков в большей мере защищены от киберугроз. Причина в том, что такие финансово-кредитные организации имеют достаточно организационных и материальных ресурсов для того чтобы развивать свою инфраструктуру и внедрять передовые разработки, оборудование и программное обеспечение.
С ней согласен инвестиционный стратег УК «Арикапитал», доцент Финансового университета при правительстве РФ Сергей Суверов. По его словам, в крупных банках защите данных клиентов уделяется особое внимание, а антифрод-системы постоянно совершенствуются. Он также приводит в пример экспертность Сбера, антифрод-система которого позволяет обеспечивать защиту от кибермошенников на уровне 99,8%, обнаруживая и останавливая подозрительные нетипичные транзакции как по счетам, так и при снятии наличных.
По мнению профессора Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Михаила Комарова, благодаря просветительской работе у населения появляется культура оценки «полезности» входящего звонка. Эксперт также подтверждает, что антифрод-системы обращают внимание как сотрудников организации, так и клиентов на то, что происходит нетипичная операция, и запрашивают дополнительное подтверждение.
При этом, по мнению Комарова, одним из опасных сценариев мошенничества является запугивание и ограничение. Так, если мошенники ограничили «возможность» взаимодействия с «внешним миром» (например, советоваться с родными и близкими), то жертва мошенничества будет уточнять у самих мошенников свои действия. Его основная рекомендация по противодействию ― не отвечать на незнакомые номера.
«Стать жертвой мошенника может каждый. В любых ситуация нужно понимать основные признаки мошенничества, когда от вас просят предпринять какие-то действия в очень ограниченный временной интервал, ограничивают ваше взаимодействие (звонки, обмен сообщениями и т.д.) с другим людьми, экспертами, которых вы знаете», ― подытожил эксперт.