0
5266
Газета Экономика Печатная версия

12.09.2024 20:47:00

Легковые автомобили в России становятся долгожителями

Чтобы автопарк омолаживался, в стране должно продаваться 2–5 миллионов новых машин в год

Тэги: автопарк, автопром, автомобили, производство автомобилей, авторынок


автопарк, автопром, автомобили, производство автомобилей, авторынок Главе Минпромторга Антону Алиханову предстоит подстегнуть активность и производителей, и покупателей автомобилей. Фото РИА Новости

Средний возраст легковых автомобилей в России уже превысил 15 лет. И автопарк, по экспертным прогнозам, продолжит стареть: чтобы он обновлялся, в стране должно продаваться как минимум 2–3 млн новых машин в год, а лучше 4–5 млн. В течение же ближайшей трехлетки в России будет продаваться по 1,5–2 млн новых легковых автомобилей в год, ожидают в «Автостате». Это чревато проблемами. Например, ростом расходов населения на ремонт, перетоком спроса на ремонтные услуги в серую зону. Худший сценарий предполагает увеличение ДТП, в том числе с серьезными последствиями.

Российский авторынок сейчас восстанавливается. За январь–август в стране было продано около 1 млн новых легковых автомобилей, что на 65% превысило показатели за тот же период 2023 года.

Такие данные обнародовало аналитическое агентство «Автостат». И они почти полностью совпали со статистическими сводками Минпромторга, зафиксировавшего годовой рост продаж новых легковых авто по итогам восьми месяцев на 63%.

Говоря об итогах всего 2024 года, опрошенные «НГ» представители отрасли сообщили, что они прогнозируют объем продаж новых легковых автомобилей в диапазоне 1,5–1,6 млн штук. И это примерно в полтора раза превысит уровень 2023-го.

Но дальнейший рост уже под вопросом. «В ближайшие 3–4 года наиболее реальными нам видятся объемы рынка новых легковых автомобилей в 1,5–2 млн единиц в год», – сообщили «НГ» в пресс-службе «Автостата». Из чего можно сделать вывод, что после текущего всплеска рынок новых автомобилей будет топтаться на месте.

Застой продаж нежелателен и для производителей, и для поставщиков – а значит, и для тех работников, которые заняты на соответствующих производствах, это очевидно. Но такая ли уж серьезная проблема для самих автовладельцев то, что они станут реже покупать новые машины? Эксперты считают, что проблема очень серьезная, ведь она выходит за пределы сугубо экономических вопросов.

Обновление населением автопарка имеет много позитивных последствий: не только развитие автоиндустрии, рост налоговых сборов с продаж новых автомобилей, увеличение числа рабочих мест в отрасли, но и улучшение ситуации с безопасностью на дорогах, а также экологической обстановки, перечислил руководитель отдела группы компаний «Альфа-Лизинг» Максим Давиденко.

«Чем старше автомобиль, тем тяжелее последствия ДТП для тех, кто в этот момент находился в салоне», – предупредили эксперты группы компаний «Автодом». По их данным, наименьшие показатели травматичности отмечаются в ДТП с участием автомобилей возрастом менее пяти лет.

«Новые автомобили, как правило, оснащены современными системами безопасности: это антиблокировочная тормозная система, подушки безопасности и электронный контроль устойчивости. Такие системы могут значительно снизить риск аварий и уменьшить их последствия», – подтвердили автоэксперты из ВТБ.

Кроме того, стареющий автомобиль, который может в один прекрасный момент не поехать, существенно ухудшает качество жизни семьи, ее мобильность. Это вынуждает увеличивать расходы на ремонтные услуги, а они, с учетом текущей ситуации с запчастями и комплектующими и в целом с ценами в стране, тоже обходятся дорого. Из-за чего часть автовладельцев решают обратиться к гаражным умельцам или пытаются восстанавливать машины уже собственными силами – и это тоже чревато проблемами.

«Средняя стоимость сервисного обслуживания автомобиля выросла в 2024 году на 30% по сравнению с прошлым годом. Безусловно, кроме общих инфляционных процессов, рост расходов связан и со старением автопарка. Автомобили с длительным периодом эксплуатации требуют более частого и дорогого ремонта. Кроме того, из-за повышения стоимости новых авто многие автовладельцы стали предпочитать дорогостоящий ремонт приобретению нового автомобиля», – обратили внимание в «Автодоме».

Как сообщили в комментарии для «НГ» представители «Автостата», сейчас средний возраст легковых автомобилей в стране уже превышает 15 лет. И с учетом ожидаемых объемов продаж «российский автопарк и дальше будет понемногу стареть», отметили в агентстве.

177-4-1480.jpg
Некоторые автовладельцы решают,
что и проще, и экономнее починить
автомобиль самостоятельно. 
Фото Сергея Куликова/PhotoXPress.ru
«Если же разделить автопарк России по месту производства машин, то выяснится, что средний возраст отечественного автомобиля составляет 18,5 года, японского авто – 16,4 года, европейского – 13 лет, корейского – 10,7 года. Наибольший вклад в омоложение автопарка вносят китайские производители. Сегодня средний возраст китайского автомобиля составляет всего около шести лет», – перечислили в «Автодоме».

Как показал опрос «НГ» среди представителей отрасли, для того чтобы тот автопарк, которым владеют россияне, своевременно омолаживался, в стране должно продаваться как минимум 2–3 млн новых машин в год. По оценкам Давиденко, выход на такой показатель возможен на горизонте ближайших 7–10 лет. Но и этого будет мало.

По Росстату, в 2023 году в России насчитывалось 332 собственных легковых автомобиля на 1 тыс. населения. «И приток новых машин примерно равен выбытию, – привел «НГ» свои данные руководитель отдела компании «Мотор-Плейс» Максим Железняк. – На развитом авторынке моторизация должна составлять 400–500 автомобилей на 1 тыс. населения». По его словам, экономически правильным было бы, чтобы автопарк рос за счет новых автомобилей, не увеличивая выбытие старых. «Для этих целей при численности населения, как в России, нужны продажи новых автомобилей минимум 3 млн в год, а лучше – 4–5 млн в год», – считает эксперт.

На практике же многие россияне предпочитают покупать автомобиль с пробегом, что приводит к круговороту стареющих машин на рынке. «Средняя стоимость нового авто в РФ составляет почти 3,6 млн руб., что не способствует росту спроса, – пояснили эксперты группы компаний «АвтоСпецЦентр». – Достичь объема продаж на уровне 2–3 млн автомобилей в год реально, но для этого нужно, чтобы не было резкого роста цен в массовом и бюджетном сегменте. Отечественные бренды готовы предложить клиентам авто стоимостью до 2 млн руб., но не могут нарастить темпы производства».

В Минпромторге, однако, уверены: «Обновление парков автотранспортных средств в различных сегментах продолжается». И, как сообщили «НГ» в пресс-службе министерства, на сегодняшний день Минпромторгом реализуется ряд мер господдержки, в том числе направленных на наращивание объемов отечественного производства и стимулирование спроса. «Это программы льготного автокредитования и льготного лизинга, субсидирования НИОКР, субсидирования затрат на реинжиниринг, льготных займов Фонда развития промышленности и кластерной инвестиционной платформы», – перечислили в ведомстве Антона Алиханова.

Также в пресс-службе министерства напомнили об официальной статистике МВД как об источнике корректных данных о состоянии и возрасте автопарка. И, судя именно по этой статистике, в России как раз растет доля «молодых» легковых автомобилей.

Например, на долю «годовалых» машин, которыми владеют россияне (физлица), в 2023-м приходилось уже 14% против 13% в 2022-м. А доля машин в возрасте 15 лет и старше в 2023 году была 25% против 26% в 2022-м. 


Читайте также


Константин Ремчуков.  Китай обещает Африке 51 миллиард долларов и повысить статус связей до «всепогодного сообщества единой судьбы»

Константин Ремчуков. Китай обещает Африке 51 миллиард долларов и повысить статус связей до «всепогодного сообщества единой судьбы»

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 09.09.24

0
4064
Масштабная трансформация мирового рынка электромобилей

Масштабная трансформация мирового рынка электромобилей

Михаил Аким

Какие риски связаны с инвестициями в инновации

0
3135
Немецкий автопром находится в глубоком кризисе из-за энергоповорота

Немецкий автопром находится в глубоком кризисе из-за энергоповорота

Олег Никифоров

«Гаванский синдром» в Германии

0
3806
Володин предложил председателям думских комитетов пересесть «Ладу Ауру»

Володин предложил председателям думских комитетов пересесть «Ладу Ауру»

0
1812

Другие новости